Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто. (Аристотель Онассис)

Законодательная метрология

 

Ю.А.Богомолов

 

Законодательная метрология - раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений (ГОСТ 16263).

Предлагаемый конспект лекций ориентирован на слушателей курсов повышения квалификации различных специализаций кафедры «Законодательная метрология».

Лекции носят обзорный характер и могут быть полезны в качестве общего материала, содействующего введению в специализацию.

Основной целью предлагаемого пособия является оказание помощи слушателям в системном изучении документов законодательной метрологии.

Основная направленность лекций может помочь слушателям в формировании правового мышления для различных сфер метрологической деятельности.

Материал конспекта лекции по темам имеет определенную взаимосвязь; однако каждая тема носит достаточно самостоятельный характер и может быть использована для изучения независимо от других.

Прочтение пособия при одновременном изучении соответствующих нормативных документов в области метрологии (рекомендуются по тексту), окажет помощь в самостоятельном изучении этих документов.

Настоящее пособие не заменяет выпущенные кафедрой «Законодательная метрология» лекции по метрологическому обеспечению производства, метрологической экспертизе технической документации, поверке средств измерений, методикам выполнения измерений, государственному метрологическому надзору, аккредитации метрологических служб, которые отличаются направленностью на углубленное изучение соответствующего направления метрологической деятельности.

 

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА.

На сегодня метрологическая деятельность регулируется Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Из этого следует, что эта деятельность включена в общую систему права и с одной стороны имеет свои специфические нормы, с другой - должна тесно взаимодействовать с общей системой государственного управления и государственной системой общеобязательных норм.

История государства и права России - наука и историческая, и юридическая; в отличие от отраслевых юридических наук изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Право в России всегда отличалось высокой организацией, логичностью построения и четкостью норм.

В 1997 г. решением Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО праздновалось 500-летие российского Судебника, в Москве была проведена международная научная конференцня.

Судебник 1497 г. - это первый законодательный кодекс Российского государства, первая попытка гражданского правового регулирования основных взаимоотношений.

Создание Судебника возглавил Иоанн III (1462-1505), при составлении были использованы: Русская Правда - законодательный кодекс Древней Руси; княжеские уставные грамоты; Законы Великого княжества Литовского; кодексы других стран.

Российский Судебник был принят в сентябре 1497 т. «великим князем всея Руси» Иоанном III вместе с Боярской думой.

Это был средневековый свод законов с вертикальной структурой судебной власти, подчиняющейся единому арбитру - государю. Вместе с тем, это была попытка становления гражданского общества, правового государства, естественно, в средневековом понимании.

В основе Судебника были заложены принципа христианства, нравственности и справедливости; по своей сути Судебник был направлен на защиту государственного порядка, личности человека, защиту прав собственности.

Судебник представлял собой общегражданский кодекс, обращенный ко всем людям, любому человеку; он запрещал совершать антиобщественные поступки, воровать, грабить, давать и брать взятки. Судебник содержал 68 статей, первая включала: «...И всякому судне посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружите никому».

Сегодня, на рубеже XIX и XX веков, остро стоят вопросы перехода общества на новый уровень цивилизации; организации четкого правового регулирования взаимоотношений государства и личности, субъектов хозяйственной деятельности на основе высокой человеческой духовности, морали и нравственности.

Устойчивость государственной системы в значительной степени зависит от организации институтов власти, обеспечивающих выполнение основных государственных функций, например - охрана здоровья человека, окружающей среды, границ государства и т.д. Не вызывает сомнений, что стабильность в области экономики и финансов напрямую зависит от полнокровности валюты, и как следствие -недопущения в обращение фальшивых денег. Для науки и техники аналогом обозначенного примера является недопущение «фальшивых измерений», которые от имени государства должны преследоваться по закону, что требует со стороны государства проведения определенных мероприятий.

Осуществление практической работы по реализации государственных функций возлагается на систему государственных органов, учреждений и организаций, что составляет механизм государства. Составной частью механизма государства. имеющей собственную структуру и определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой является государственный орган. В рамках государства, а также конкретной государственной функции устанавливается система общеобязательных норм - право; при этом правила взаимодействия людей, объединений в обшестве устанавливаются нормами, в общем случае - обязывающими, уполномочивающими или запрещающими. Нормы права устанавливаются в результате деятельности компетентных органов государства, эта деятельность называется право-творческой деятельностью. Реализация требований правовых норм это - правоисполнительская деятельность. И поскольку возможно невыполнение установленных норм, необходима правоохранительная деятельность, т.е. - охрана и защита права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.

Источниками права являются официальные государственные документы (законы, указы) в которых закрепляются правовые нормы. С другой стороны источник права это - способ воплощения и закрепления юридических норм.

Государственный акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом, называется нормативно-правовым актом; он действует во времени, по территории, предмету действия и по кругу лиц. Установлены два вида нормативно-правовых актов: конституция - единый правовой акт, посредством которого учреждаются основные принципы устройства государства, имеет основополагающий характер, является ядром системы права, обладает высшей юридической силой и верховенством; и закон - акт, принимаемый в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные отношения. Акты правотворчества, конкретизирующие основные положения закона (не должны противоречить законам), принимаемые органами исполнительной власти, называются подзаконными актами; они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

Граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей (физические и юридические лица) являются субъектами правоотношений.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации «стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени» находятся в ведении Российской Федерации. 27 апреля 1993 г. Постановление (No 4871-1) Верховного Совета Российской Федерации ввело в действие Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", ст. 4 которого установила «Государственное управление обеспечением единства измерений». Таким образом «обеспечение единства измерений» отнесено к государственным функциям и организована система государственного управления.

 

Рекомендуемая литература:

1.1. История государства и права России (отв. ред.Ю.П. Титов). Изд. «Былина», Москва. ]996,

1.2. История политических и правовых учений (под ред. B.C. Нерсесяппа). Изд. «Норма», Москва, 1997.

1.3. История государственного управления в России (под ред. А.Н. Маркиной,). Изд. «ЮНИТИ», Москва, 1997.

1.4. Общая теория права (под ред. А-С. Пиголкина). Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Москва 1996.

1.5. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. Изд. «Зерцало ТЕИС». Москва, 1996.

 

2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Термин «стандартизация» представляет «деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения, в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач» (ISO/IEC GUIDE2 : 1996; ГОСТ Р 1.0-92).

В России эта деятельность регулируется Законом РФ «О стандартизации».

Государственное регулирование деятельности по стандартизации организационно, реализуется с помощью глобальной «Государственной Системы Стандартизации» (ГСС). По своей сути ГСС является «Технической Конституцией» страны, включающей практически все стороны деятельности и их результаты

Трудно переоценить значение стандартизации для разработчиков, производителей и пользователей приборной продукции. Это - установление и подтверждение функциональных характеристик средств измерений (СИ), их безопасность дав человека, технологических процессов и производств, взаимозаменяемость и совместимость.

За последние годы отечественное приборостроение активно адаптируется к развивающимся рыночным отношениям, действующее законодательство дало значительные свободы участникам этого процесса.

Приборная продукция занимает особое положение. СИ участвуют в измерениях, контроле, диагностике, испытаниях; позволяют получить информацию о качестве товаров и услуг, информацию о состоянии технологических процессов, что в свою очередь используется в процессах автоматизации и управления. Т.е., приборная продукция, будучи сама рыночным товаром, позволяет оценить другие товары и услуги. Использование СИ в качестве средств оценки накладывает на них специфическое требование по достоверности получаемой информации, т.к. ее дальнейшее использование влияет не только на технические, но и экономические аспекты.

Обеспечение единства и требуемой точности измерений регламентируется Законом РФ «Об обеспечении единства измерений». Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляется на базе «Государственной Системы обеспечения единства Измерений» (ГСИ),

ГСИ, приборостроение и приборопользование составляют национальную систему измерений; и естественно технический регламент измерительного дела основывается на стандартизации.

Стандартизация приборостроения устанавливает и представляет параметры разрабатываемых, производимых и используемых СИ. Стандартизация, обеспечивающая единство и требуемую точность измерений, устанавливает единый и общий регламент всей метрологической деятельности и сосредоточена в ГСИ - в нормативных документах «законодательной метрологии». Первое - это сфера рыночного регулирования, второе - сфера государственного управления; в ГСС они занимают самостоятельные области.

Обеспечение единства измерений является государственной функцией, поэтому принципы законодательной метрологии мало зависимы от особенностей рыночной экономики; однако, для приборостроения регламент, предлагаемый государственной стандартизацией может существенно влиять на качество приборной продукции, эффективность ее производства и использования, на ее конкурентоспособность.

В нюне 1998 г. Госстандарт России принял новую «Концепцию национальной системы стандартизации», в которой в частности, отмечается: «Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации, включая нормирование и реализацию единой научно-технической политики в указанной области, составляют Законы РФ о стандартизации, о защите прав потребителей. основополагающие стандарты государственной системы стандартизации (ГОСТ Р 1.0-92. ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93. ГОСТ Р 1.5-92. ГОСТ Р 1.8-96, ГОСТ Р 1.9-95 ГОСТ Р 1.10-95). Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, основополагающие межгосударственные стандарты (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-97, ГОСТ Р 1.5-93).» В разделе 4 Концепции можно прочитать следующее: «Наиболее существенным различием между отечественной и международной , в т.ч. зарубежной, практикой стандартизации является статус стандартов. За рубежом стандарты добровольные, в России в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» (ст.7) стандарты могут содержать обязательные требования. Переход в России на добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным.» В приложении к Концепции приводятся основные понятия, в частности:

- регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти;

- технический регламент - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов;

- нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (термин охватывает такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты).

 

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «Об обеспечении единства измерений»

Принятая редакция Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон) прошла путь многих компромиссных согласований, на которые потребовалось около пяти лет; Закон впитал в себя опыт международной практики законодательного управления, требования формирующихся рыночных отношений в России, сложившиеся традиции организации и деятельности Метрологической службы СССР.

Принципиальным моментом введения Закона явилось провозглашение «недостоверных результатов измерений» вне закона; установление определенных метрологических норм и правил, как юридической обязанности, и соответствующей юридической ответственности за нарушение этих норм и правил, как вида государственного принуждения.

Объективная необходимость принятия и введения в действие Закона определялась принципами правового государства, направленными на зашит}' прав и интересов физических и юридических лиц, охрану правопорядка, интересов государства путем организации соответствующей правоисполнительской и правоохранительной

деятельности.

Перевод метрологической деятельности на законодательный принцип управления был связан со многими обстоятельствами, например, необходимо было:

- провозгласить для новых организационных и экономических условий "обеспечение единства измерений" государственной функцией;

- законодательно ввести для новых условий государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений;

- сохранить ДОСТИГНУТЫЙ уровень обеспечения единства измерений при переходе к рыночным отношениям, когда предприятия получают значительные свободы в выборе форм и видов деятельности и управления, в ряде случаев перестают быть государственными и становятся мало управляемыми с помощью административных методов централизованного воздействия;

- адаптировать Российскую национальную систему измерений к мировой системе;

- обеспечить отечественным производителям равные условия по отношению :к зарубежным конкурентам в решении вопросов управления качеством продукции как оперативной функции, т.е. функции, реализуемой только непосредственным исполнителем работ; достичь это, при прочих равных условиях, за счет снижения излишнего для рыночных отношений "метрологического прессинга";

- ввести разделение видов метрологической деятельности на характерные для государственного управления и рыночных отношений;

- сохранить ранее действовавший государственный метрологический контроль и надзор только для сфер государственного управления;

- создать условия для вступления определенных видов метрологической деятельности в рыночные отношения;

- оптимально снизить расходы налогоплательщиков на государственное поддержание деятельности по обеспечению единства измерений;

- ввести соответствующие санкции за нарушение метрологических норм и правил.

В определенной степени поставленные задачи были решены.

Ст. 71 Конституции установила: «В ведении Российской Федерации находятся:

...стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени».

Тем самым, нормативно-правовой акт, обладающий высшей в стране юридической силой, учредил основные принципы для метрологической деятельности.

Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», обладающий высшей юридической силой в областях метрологической деятельности, установил правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации.

Как известно, управление требует выбора объектов и реализации воздействий на них. организации функциональной и обеспечивающей частей, в целом формирования системы {3.3].

Закон распространяется на все звенья Российской системы измерений (ГСИ) [3.2] и реализуется через Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ) [3.1] как научно-техническую и организационно-правовую систему управления. Правила и нормы для РСИ устанавливаются в ГСИ в соответствии со ст. 5 Закона. По своей сути статьи 5, 6. 7 и частично ст. 9 Закона составляют основы законодательной метрологии.

Целесообразно обратить внимание на формулировку ст. 9 Закона: «Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками». Из этого следует, что не аттестованные методики выполнения измерений (МВИ) не имеют права на существование. В принципе, это справедливо, так как МВИ -это процедура, и если она не имеет аттестации, то она не существует. Для сфер распространения государственного метрологического контроля и надзора (ст. 13 Закона) установлен четкий регламент аттестации МВИ. Методики, не входящие в эти сферы, целесообразно аттестовывать в рамках фирменного метрологического контроля.

Раздел Ш Закона представляет структуру, обеспечивающую единство измерений. В целом - это метрологические службы. Данный раздел в значительной степени воспроизводит структуру ранее действовавшей Метрологической службы СССР. Сказалась сложившаяся практика работ, которая не вызывала возражений в условиях административного централизованного управления- Однако на новом этапе, при законодательном принципе государственного управления целесообразно проанализировать некоторые выбранные подходы.

Термин «служба» предполагает исполнение обязанностей, однако в общем составе Государственной метрологической службы (ГМС) находятся как Государственные наличные метрологические центры (ГНМЦ). которые в соответствии со ст. 10, п.2 Закона несут ответственность за основы законодательной метрологии, так и органы Государственной метрологической службы (ОГМС), имеющие исполнительские 'функции; кроме того, ОГМС осуществляют государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН). Таким образом, законодательная. исполнительская и надзорная деятельность осуществляется в одной структуре:

метрологические службы. Кроме того, ГМКиН осуществляется в органах

Государственной метрологической службы.

Ст. 10 Конституции Российской Федерации установила: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной

власти самостоятельны».

Принцип разделения властей принят многими демократическими государствами [3.4], провозглашен Конституцией Российской Федерации и его воплощение в реализацию государственной функции может принести значительный эффект. Основы законодательной метрологии должны составлять государственную монополию и могут формироваться только в ГНМЦ, деятельность которых не должна кем-либо дублироваться, особенно исполнительными структурами. Государственный метрологический надзор не должен осуществляться службой, за деятельностью

которой он обязан следить.

По разделу III Закона целесообразно отметить, что ГМС составляют только ГНМЦ и ОГМС. Кроме того, существуют Государственные службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ). стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД), которые являются иными государственными службами обеспечения единства измерений. Госстандарт России осуществляет руководство ими и координацию их деятельности. Связано это с тем, что деятельность этих служб в значительной части выходит за границы Госстандарта

России.

Важным моментом раздела III Закона является обязательность создания

метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений, если выполняются работы, относящиеся к сферам государственного метрологического контроля и надзора (ст. 11, п. 1; 13). Следует обратить внимание на то, что ст. 11, п.2 дает значительные права по метрологическому контролю и надзору метрологическим службам юридических лиц- Ст. 12 Закона дает понятия ГМКиН. Следует обратить внимание на то. что Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется в том числе за аттестованными методиками выполнения измерений, но как объект надзора они не упоминаются в перечне того, что включает Государственный метрологический контроль (ГМК). Нововведениями являются лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату; средств измерений, что проводится индивидуально по каждому средству измерения, а также - осуществление ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, и за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Довольно сложной при разработке и исполнении оказалась ст. 13 Закона «Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора». Эта статья через сферы применения средств измерений (СИ) определяет номенклатуру тех СМ. которые требуют проведения испытаний с целью утверждения типа проведения первичной и периодической поверки, государственного метрологического надзора за их выпуском, состоянием и применением. Однако номенклатурный подход не определяет четко рамки этого приборного парка; ст. 13 Закона представляет, в основном, сферы государственных интересов - государственные функции, в которых сохраняется ГМН.

Важным моментом является возможность распространения ГМКиН на другие сферы деятельности, что определяется нормативными актами власти на местах.

Ст. 14 Закона устанавливает порядок утверждения типа средств измерений, что в современных условиях заменяет проведение государственных испытаний СИ. Статья устанавливает международный порядок официального оформления нового средства измерения.

Ст. 15 Закона «Поверка средств измерений» касается технических средств, используемых в сферах ст. 13 Закона, проводится органами ГМС при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации СИ. Учитывая тот факт, что органы ГМС технически и организационно не имеют возможности проводить поверку всего парка средств измерений страны, предусмотрено делегирование права поверки аккредитованным метрологическим службам юридических лиц; порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что проведение поверки при ввозе по импорту в действительности повторяет проведение первичной поверки (калибровки) СИ при их изготовлении на фирме. В этом случае потребитель дважды оплачивает первичную поверку. Однако в соответствии с документами Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) имеется принципиальная возможность признания первичной поверки (калибровки) зарубежной фирмы.

Раздел V Закона интересен тем, что устанавливает порядок работы со средствами измерений, используемыми вне сфер ст. 13 Закона и по сути, это регламент добровольных действий, что могло бы в Законе отсутствовать. Но на этапе перехода к законодательному принципу управления эта достаточно большая масса СИ оказалась бы вне связи с законодательной метрологией, а отчуждение СИ от государственных эталонов, норм и правил по метрологии грозит потерей единства измерений.

Формулировка ст. 23. п.1: «Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке...» означает, что формальный подход позволяет не проводить калибровку СИ. Однако следует учитывать, что неподтверждение метрологических характеристик для СИ не позволяет техническое средство отнести к классу средств измерений.

На первом этапе внедрения Закона существовало ошибочное мнение, что поверка это бывшая государственная поверка, а калибровка - бывшая ведомственная поверка; с действительным порядком это не имеет ничего общего. Калибровка и сертификация СИ законодательно введены, чтобы освободить производителей от излишнего «метрологического прессинга». В новых условиях производители в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 сами решают вопросы управления качеством продукции; метрология в этом играет незаменимую роль, организация технических измерений - дело производителя. Поэтому, как минимум, внутренние технологические процессы предприятий освобождаются от государственного метрологического надзора. Внедрение калибровки и сертификации СИ вызвало много вопросов; для упорядочения этих работ Госстандарт России ввел в действие добровольные системы: Российскую систем калибровки (РСК) и Систему сертификации средств измерений. Взаимодействие производителей и их метрологических служб с этими системами - дело добровольное.

Раздел VI Закона устанавливает ответственность за нарушение положений настоящего Закона; предусматривается уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность. Мера воздействия устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Выбор вида юридической ответственности при правонарушении достаточно сложен. Как известно, в соответствии с принципами юридической ответственности, взыскание или наказание должно соответствовать тяжести содеянного. В этом плане чисто метрологические нарушения не выглядят достаточно серьезными. Однако нарушения метрологических правил и норм могут быть весьма опасны последствиями, часто отдаленными. В этой деятельности государственному метрологическому надзору предстоит установить более тесную связь с прокуратурой и судами, выработать подходы к оценке метрологических нарушений во взаимодействии с общей системой права.

Ст. 26 Закона установила рамки деятельности, которая в обязательном порядке должна подлежать государственному финансированию. Сюда отнесена деятельность, результаты которой принципиально не могут вступить в рыночные отношения, стать рыночным товаром.

Заключительная ст. 27 Закона определила перечень метрологических работ и услуг, оплачиваемых в соответствии с условиями заключаемых договоров. Признано, что результаты этой деятельности являются рыночным товаром.

Таким образом. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» перевел метрологическую деятельность на законодательный принцип управления, определил сферы государственного управления, предложил перевести деятельность вне этих сфер в рыночные отношения. В связи с этим трудно переоценить роль этого Закона для современных условий.

Вместе с тем практика применения Закона показала, что целесообразно ряд его положений уточнить и развить, в том числе с учетом изложенного.

Рекомендуемая литература:

3.1. Богомолов Ю.А. Принципы государственного управления метрологической деятельностью в Российской Федерации. Законодательная и прикладная метрология. 1994, No6.

3.2. Богомолов Ю.А., Исаев Л.К. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений. Измерительная техника. 1994, No 2.

3.3. Богомолов Ю.А., Исаев Л.К., Кульба В.В. Метрология - информатика -управление, новый подход. Труды второй научно-технической конференции «Состояние и проблемы технических измерений». Москва, 1995.

3.4. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. B.C. Нерсесянца. Москва, 1997.

 

 

4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метрологическая деятельность весьма разнопланова и своеобразна. Ее теоретической основой является наука метрология; собственно процесс деятельности определяется понятием метрологическое обеспечение; а регулирование взаимоотношений в этой деятельности возлагается на государственную функцию;

- обеспечение единства измерений.

Метрологическая деятельность возникла и развивалась как деятельность прикладного характера, поэтому в значительной своей части она естественно участвует в общих рыночных отношениях, однако ее результаты должны отвечать особым требованиям «единства измерений»; в силу этого метрологическая деятельность является предметом правового регулирования, объектом воздействия права.

Как известно, право - это система общеобязательных норм, на основе которых складываются определенные отношения - правовые отношения. Эти нормы устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой.

Государственная функция (Рис. 4.1) требует государственного управления (Рис. 4.2). в свою очередь управление реализуется в определенной системе. Такой системой является национальная система измерений, включающая всех участников измерительного дела - разработчиков, производителей и пользователей средств измерений. Для достижения единства измерений формируются условия для функционирования «государственной системы обеспечения единства измерений» (ГСИ). Важнейшим звеном этой системы является «законодательная метрология». Формально этот термин обозначает «раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а та-кже другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений» (ГОСТ 16263). С переходом на законодательный принцип управления деятельностью по обеспечению единства измерений заложенное в этот термин смысловое значение несколько расширилось. Сегодня «законодательная метрология» претендует на включение в свой состав всей законодательной основы обеспечения единства измерений, в частности, это - эталоны единиц величин. Явного противоречия при этом не возникает, т.к. вторая половина определения («...другие вопросы, нуждающиеся в регламентации ... со стороны государства...»), естественно, может уточняться. В то же время «...комплексы взаимосвязанных ...общих правил, требований и норм...» попрежнему составляют традиционную основу «законодательной метрологии».

С 1 июня 1993 г. законодательная власть России ввела в действие Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», который стал актом, обладающим высшей юридической силой в сферах измерительного дела. Он установил регулирование наиболее важных отношений. В этих условиях конкретизация основных положений Закона возлагается на акты правотворчества - подзаконные акты или нормативные документы законодательной метрологии. В соответствии с положениями юриспруденции эти документы являются актами органов исполнительной власти;

Закон установил, что таким органом является Госстандарт России.

Госстандарт России разработал и ввел в действие около сорока нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Новое типовое положение о метрологической службе представляет ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц».

В условиях рыночных отношений весьма полезны правила ПР 50.2.015-94 «ГСИ. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ».

Требования к головным и базовым организациям по метрологии, а также установление их компетентности регламентируются ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц».

Ранее проводившиеся государственные испытания средств измерений заменены испытаниями с целью утверждения типа; их новый порядок установлен в ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений», МИ 2146-95 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа», ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации», ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок веления Государственного Реестра средств измерений».

Испытания средств измерений на добровольной основе могут проводиться в «Системе сертификации средств измерений», что регламентируется МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ». МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации», ПР РСК 002-95 «Калибровочные клейма», МИ 279-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Порядок ведения Реестра Системы».

Вопросы поверки получили пояснения в ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведення поверки средств измерений», МИ 1837-93 «ГСИ. Типовое положение о контрольно-поверочном пункте территориального органа Госстандарта РОССИИ),', ММ 2284-94 «ГСИ. Документация поверочных лабораторий», ПР 50.2.007-94 «ГСИ. Доверительные клейма», ПР 50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений», ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», МИ 2273-93 «ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке», МИ 2322-95 «ГСИ. Типовые нормы времени на поверку средств измерений».

Для упорядочения деятельности по калибровке средств измерений Госстандарт России создал «Российскую систему калибровки», ее документы: ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», Р РСК 001-95 «РСК. Типовое положение о калибровочной лаборатории», ПР РСК 002-95 «РСК. Калибровочные клейма».

С 1 июля 1997 г. введен новый ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений», дополнительная регламентация этих работ дается в МИ 2377-96 «ГСИ. Разработка и аттестация методик выполнения измерений», ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов».

Определенные виды метрологической деятельности в соответствии с Законом требуют лицензирования, что проводится в соответствии с ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений».

Надзор за метрологической деятельностью, выполнением метрологических правил и норм осуществляется в соответствии с ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм», ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже», МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц».

Кроме перечисленных документов разработан ряд рекомендательных материалов:

- МИ 2357-95 «ГСИ. Порядок разработки и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, важнейших научно-технических проблем»;

- МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. Методика и порядок проведения работ»;

- МИ 2386-96 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний в центрах (лабораториях), осуществляющих сертификацию продукции и услуг. Методика проведения работ»;

- МИ 2427-97 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях».

В условиях законодательного принципа управления метрологической деятельностью целесообразно изучить также Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм. а также Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях».

 

5. О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

Основные принципы обеспечения метрологического контроля устанавливаются международным документом No 16 Международной организации законодательной метрологии (МД No 16 МОЗМ «Принципы обеспечения метрологического контроля»). Этот документ рекомендует включать в систему метрологического контроля следующее:

- испытание и утверждение типа средств измерений;

- требования к монтажу средств измерений;

- поверка как на предприятии, так и на месте эксплуатации;

- определенная периодичность поверки средств измерений после выпуска из производства;

- требования к условиям эксплуатации,

- специальные требования к оператору, например, выдача удостоверения;

- требования к эксплуатации, такие, как сбор данных и установление пределов для объектов измерений;

- требования к ремонтному персоналу, например, выдача удостоверений, аттестация испытательного оборудования и поверка исходных средств измерений.

Выбор стратегии в организации и проведении метрологического контроля осуществляется должностными лицами, которые имеют возможность при ограниченных метрологических ресурсах использовать политику ограниченного вмешательства в процессы изготовления и эксплуатации. При этом законодательная метрология, обеспечивая единство измерений, должна основное внимание уделять вопросам «соблюдения регламентов», а не «предоставлению услуг». В конечном итоге объем метрологического контроля в каждом конкретном случае соразмеряется с требованиями действующего законодательства при постоянно сохраняющейся угрозе применения юридических санкций должностными лицами, осуществляющими метрологический надзор.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон) Государственный метрологический контроль включает;

утверждение типа средств измерений;

поверку средств измерений, в том числе эталонов;

лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонт), продаже и прокату средств измерений.

Вам рекомендуется изучить очередной метрологический подзаконный акт ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений». Эти испытания проводят государственные научные метрологические центры, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний средств измерений. Испытания проводятся по специально оформляемым программам. которые соответствуют МИ 2146-95 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа».

Итогом проведения указанных испытаний является (при положительных результатах) включение типа средства измерений в Государственный реестр средств измерений и выдача государственного сертификата об утверждении типа средств измерений, приложение к сертификату имеет полное описание данного типа со всеми, п 1.ч. метрологическими, характеристиками. По своей сути эта процедура и ее результаты направлены на включение конкретного средства измерений в национальную систему измерений при определенных гарантиях метрологического обеспечения выполняемых этим средством измерений.

До введения в действие Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» аналогом описанных испытаний были государственные приемочные испытания, которым подвергались все средства измерений; сегодня Закон требует проведения испытаний с целью утверждения типа только для средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (ст. 13 Закона). Для остальных средств измерений подтверждение метрологических характеристик и других показателей качества возможно через сертификацию средств измерений (ст. 24 Закона). Сертификация средств измерений - процедура принципиально добровольная. В целях упорядочения этой деятельности Госстандарт России создал «Систему сертификации средств измерений».

Целесообразно изучить два документа этой системы - МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ» и МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации. "Порядок аккредитации».

 

6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Библия, Ветхий завет. Третья книга Моисея, Левит).

Техническое средство можно использовать для измерений только в том случае, если оно является средством измерений (СИ), т.е. имеет нормированные метрологические характеристики [6.1]. Эти характеристики закладываются при разработке СИ, обеспечиваются в процессе его изготовления и контролируются при выпуске из производства, а также - периодически в эксплуатации.

В соответствии с [6.2], поверка средства измерений - установление пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и контроля их соответствия установленным требованиям.

Суть поверки сводится к передаче рабочим средствам измерений (РСИ) размера единиц величин от исходных эталонных средств в соответствии с установленным порядком. Этот порядок предусматривает наличие соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин, поверочных схем, технического оснащения, методик поверок, нормативного обеспечения, специалистов - поверителей, а также - соответствующей системы.

Обязательность поверки вводится Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее по тексту - Закон). Ст. 15 Закона устанавливает: «Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений». Из этого следует, что не все находящиеся в эксплуатации средства измерений подлежат поверке. Поверяются только СИ, используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (Ст. 13 Закона). Для остальных используемых средств измерений Закон предлагает калибровку.

Принять решение о номенклатуре СИ. подвергающихся поверке, не всегда просто; ни тип СИ. ни его сложность, ни его эффективность для производства не являются критериями отнесения его к перечню СИ, подлежащих поверке. Закон в Ст. 13 однозначно установил, что вопрос обязательности поверки решается исходя из места применения средства измерений; это - области государственных интересов, сферы государственных функций (основных направлений деятельности государства), именно они являются сферами распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН). Задача находит корректное решение только в рамках определенного предприятия. По мере расширения масштабов применения СИ при переходе от предприятия к объединению, министерству, ведомству приходится сталкиваться с тем, что СИ одного и того же типа могут использоваться, например, как во внутренних технологических процессах, так и при измерениях или контроле в области экологии. В первом случае метрологические характеристики СИ рекомендуется подтверждать калибровкой, второй случай требует поверки. Определенную помощь в решении этой задачи может оказать публикуемый в этом номере журнала документ МИ 2273-93 «ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке».

Когда предприятие составляет перечень средств измерений, которые будут подвергаться поверке, в соответствии с действующим порядком предприятие самостоятельно утверждает этот перечень. Однако далее эти СИ оказываются под государственным метрологическим надзором, и полнота этого перечня может вызвать сомнения у государственного инспектора по обеспечению единства измерений. Поэтому целесообразно перед утверждением этого перечня согласовать его с органом государственной метрологической службы (Центром стандартизации, метрологии и сертификации - территориальным органом Госстандарта России), Целесообразно в перечне указывать не только тип СИ, но и его заводской номер; допускается вместо заводских номеров однотипных приборов указать их количество, но этот вопрос желательно согласовать с органом ГМС. Такой подход облегчает планирование объемов поверочных работ и снимает возможные разногласия по отнесению имеющихся на предприятии СИ к поверяемым при проведении государственного метрологического надзора.

Весьма важным является вопрос первичной поверки СИ при выпуске из производства. В принципе, она обязательна только для СИ, которые будут использоваться в сферах ГМКиН, для применения вне этих сфер достаточно провести первичную калибровку СИ, Однако, когда приборостроительное предприятие планирует организовать серийное производство средства измерений, целесообразно провести его испытания с целью утверждения типа, включить его в Государственный реестр средств измерений и организовать первичную поверку при выпуске из производства. Такие СИ могут использоваться во всех сферах и в т.ч. сферах распространения ГМКиН, что расширяет круг их потребителей. Далее потребители могут использовать это СИ, осуществляя периодическую калибровку, но, приобретая его, они не ограничивают себя в областях применения.

На сегодня в России в эксплуатации находится около одного миллиарда средств измерений; если хотя бы половина из них нуждается в поверке, то этот объем работ не соответствует техническим и организационным возможностям Государственной метрологической службы (ГМС). Ст. 15 Закона предусматривает: «По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц... Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации». В свою очередь. Госстандартом России выпущен документ ПР 50-2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений».

Органы ГМС принципиально заинтересованы в поддержании высокого уровня обеспечения единства измерений на своей территории; делегирование права поверки предусмотрено Законом и является объективной необходимостью. Важным моментом для предприятия, желающего получить право поверки, является умение весомо представить аргументы к этой аккредитации, особенно показать экономический эффект, который может проявиться в снижении цены на выпускаемую продукцию иди повышении ее качества. Следует добавить, что ранее действовавшие подходы к поверке, т.е. ее разделение на государственную и ведомственную - не могут быть перенесены на установленный Законом порядок разделения на поверку и калибровку. т.к. используются принципиально различные критерии разделения и предлагаемая Законом калибровка СИ не является аналогом ранее проводимой ведомственной поверки. Закон установил единую поверку, не зависящую от места ее проведения.

Поверочная деятельность весьма ответственна, достаточно сложна технически и организационно, поэтому установлен определенный порядок возложения обязанностей на специалистов, осуществляющих поверку - ПР 50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений». Следует учесть, что аттестация предусматривает предварительную профессиональную подготовку поверителя в специализированном учебном заведении, имеющем на то соответствующие полномочия-

Поверка средств измерений - это изобретение далеко не последних лет. Со времен Киевской Руси [6.3] имеются свидетельства о существовании эталонов. Так, «золотой пояс» великого князя Святослава Ярославича (1073-1076) равнялся 108 см. О нем сказано: «Се мера и основание». Метрологический порядок был представлен в «Уставе о церковных судах и о людех и о мерилах торговых». Там сказано, что переданные на хранение епископу меры надлежало «блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати и на всякий год взвешивати». Предусматривались весьма серьезные наказания за порчу средств измерений («казнить близко к смерти», иногда с конфискацией имущества).

С XVI века до нас дошли сведения о существовании «казенных», «печатных», «орленых» мер, которые рассылались из Москвы. Действовали «Померные избы» -крупные учреждения по поверке. «Померный голова» посылал «Целовальников» (контролеров) по Москве и «по большим улицам и по всем слободам хресцом» для наблюдения за правильностью мер. Кабацкий голова давал обязательство; «Винных ведер и кружек и чарок и полукружек не убавливать и не переменивать». Покупателям предоставлялось право взвешивать товар самостоятельно или с помощью избранного третьего лица: «А пудовщиком и их робятам у купца и у продавца их товару не весити;

а весят товар свой сами или кого себе третьего излюбят» -

История показывает, что в России государственная функция «обеспечение единства измерений» всегда выполнялась на высоком уровне. Так, немец-опричних Генрих Штаден в своих «Записках» говорит об Иване Грозном: «Нынешний великий князь достиг того. что по всей Русской земле, по всей его. державе одна вера, один вес. одна мера».

Рекомендуемая литература:

6.1. ГОСТ 8.009-84 «ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений»

6.2. Основные термины в области метрологии. Словарь-справочник. М. Изд-во стандартов,1989

6.3. Н.А. Шостьин. Очерки истории русской метрологии. М. Изд-во стандартов. 1975

 

7. ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее по текст) - «Закон») юридические лица обязаны создавать (Ст. 11 Закона) метрологические службы или иные организационные структуры по обеспечению единства измерений при выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (Ст. 13 Закона). В этом случае метрологические службы (МС) сталкиваются с проблемой периодической поверки используемых средств измерений (СИ).

В соответствии со Ст. 15 Закона поверка СИ осуществляется органами Государственной метрологической службы (ОГМС); по решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. В настоящее время право самостоятельно проводить поверку имеет весьма ограниченное количество МС юридических лиц, при этом это право в большей части выдается при условии проведения поверки только тех СИ, которые принадлежат предприятию- Однако организационные и технические возможности ОГМС весьма ограничены, поэтому 'делегирование права поверки метрологическим службам юридических лиц является объективной необходимостью и должно осуществляться Госстандартом России для выполнения государственной функции обеспечения единства измерений.

В некоторой степени компромиссным решением, расширяющим масштабы поверки вне ОГМС, является создание на предприятиях и в организациях (далее -предприятия) «контрольно-поверочных пунктов» (КПП). Эти КПП создаются территориальными органами (ТО) Госстандарта России и по своей сути являются его отделениями на предприятиях; КПП подчиняются ТО и входят в структуру ТО;

деятельность КПП регулируется приказами, распоряжениями и нормативными документами Госстандарта России и руководства ТО, а также действующим законодательством; КПП создаются для проведения поверки средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, выпускаемых из производства или ремонта и находящихся в эксплуатации на предприятии. При создании КПП взаимоотношения ТО и предприятия регулируются заключаемым между ними договором. При этом должностные лица КПП не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации предприятия, а администрация предприятия -в служебную деятельность КПП. В то же время предприятие в соответствии с заключаемым договором, как правило, предоставляет КПП помещения, основное и вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки СИ, необходимые эталонные средства в соответствии с требованиями нормативных документов (НД) на поверку, а также многое другое. Более подробный ответ на вопрос о создания и деятельности КПП Вы найдете в документе: МИ 3837-93 «ГСИ. Типовое положение о контрольно-поверочном пункте территориального органа Госстандарта России».

Целесообразно также ознакомиться с документом: МИ 2284-94 «ГСИ. Документация поверочных лабораторий». Эти рекомендации уточняют номенклатуру документов, которые необходимо иметь МС для деятельности и прохождения аккредитации на право поверки СИ в соответствии с Правилами по метрологии ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений».

Перечень документов, которые целесообразно изучить, включает обязательные и рекомендательные документы Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), документы Международной организации законодательной метрологии .(МОЗМ), а также - Системы сертификации ГОСТ Р. К тому же весьма важным документом является положение о МС. разработанное в соответствии с ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц». Документ содержит полезную для МС информацию о требованиях при аккредитации па право поверки, в приложениях имеет макет должностной инструкции, требования к помещениям поверочных подразделений, макет руководства по качеству МС, макет паспорта МС.

Следующим полезным документом является МИ 2322-95 «ГСИ. Типовые нормы времени на поверку средств измерений». Информация в документе систематизирована по двенадцати общеизвестным видам измерений; нормы времени приведены для базовых типов СИ по группам поверяемых средств измерений с указанием нормативных документов на поверку. Общее количество приводимых групп равно 1050. в частности, для измерения геометрических величин - 223. механических величин - 141, для измерения электрических и магнитных величин - 165. Это рекомендательный документ, но он может быть весьма полезен при организации поверочной деятельности для планирования объемов работ и их экономической оценки в части себестоимости.

 

8. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Калибровка средств измерений введена Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее по тексту - «Закон»); этот термин обозначает «совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору» (Ст. 1 Закона).

Ст. 11 (п.2) Закона определяет калибровку как вид метрологического контроля и разрешает ее проведение метрологическим службам юридических лиц без каких-либо ограничений.

Исходя из положений Закона, калибровка не подлежит государственному метрологическому надзору, а необходимость ее проведения определяется только на предприятии, изготавливающем или использующем средство измерений. Это подтверждает Ст. 23 Закона, в которой, применительно к средствам измерений, не подлежащим поверке, говорится, что они «могут подвергаться калибровке». Данное положение нуждается в особом комментарии.

Известно, что техническое средство становится средством измерений (СИ), когда для него установлены и подтверждены соответствующие метрологические характеристики. В сферах государственного управления деятельностью по обеспечению единства измерений (Ст. ] 3 Закона) это подтверждение осуществляется поверкой СИ. Вне этих сфер действует калибровка; и если техническое средство не имеет подтвержденных значений метрологических характеристик, то оно перестает быть средством измерений, без чего невозможно ни обеспечить, ни гарантировать качество изготовления продукции и соответственно качество самой продукции (аналогично - услуги). Таким образом, положение Ст. 23 Закона - «могут подвергаться калибровке» не следует воспринимать как отказ от проведения этой процедуры. Любая необоснованная экономия на метрологическом обеспечении измерений оборачивается большими потерями. Любому предприятию, ответственно относящемуся к обеспечению качества своей продукции, вопрос калибровки следует решить однозначно; все СИ которые не подвергаются поверке, должны проходить калибровку.

Принципиальное отличие калибровки от поверки по определению состоит в том, что при калибровке определяются и подтверждаются действительные характеристики_СИ; поверка определяет и подтверждает соответствие СИ установленным требованиям. Исходя из этого результаты калибровки могут быть более информативны, чем поверки. Однако на практике как поверка, так и калибровка проводятся «с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин» (Ст. 23 Закона), при этом для калибровки используется поверочная схема и методики поверки. Следует отметить, что в ряде методик поверки предусматривается получение данных о действительных значениях метрологических характеристик СИ, а далее - сопоставление этих данных с установленными техническими требованиями, т.е. в поверке на определенном этапе проводится калибровка; такая методика поверки приемлема для использования в калибровке. В ряде методик подтверждение соответствия требованиям осуществляется без фиксации действительных значений метрологических характеристик, такие методики нуждаются в некоторых дополнениях. Естественно, что используемые для калибровки эталоны должны иметь подтверждение соответствия своих метрологических характеристик в четком соответствии с государственным регламентом.

В соответствии со Ст. 23 Закона «заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ». «В этих случаях аккредитованным метрологическим службам предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали». «Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии с условиями заключаемых договоров». Порядок аккредитации. выдачи сертификата о калибровке или нанесения калибровочного знака, а также требования к выполнению калибровочных работ устанавливаются Госстандартом России.

Аккредитация на право проведения калибровочных работ - процедура добровольная и проводится по заявлению метрологической службы. В раде метрологических служб сохранилось оборудование, установки, средства, специалисты и др. что ранее позволяло проводить ведомственную поверку СИ; такие службы могут проводить калибровку - Закон не требует обязательной аккредитации. Однако отсутствие подтверждения технической компетентности вызывает недоверие к производителю работ, профессионально проведенная аккредитация создает не только доверие, но и обеспечивает некоторые гарантии качества. При принятии решения об аккредитации большое внимание следует уделить выбору органа аккредитации, который при ее проведении станет помощником метрологической службы.

В рамках Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) Госстандартом России создана и введена в действие «Российская система калибровки» (РСК). Эта система может быть отнесена к группе научно-технических и организационно правовых систем (Рис. 8.1), деятельность которых регулируется внутренней системой нормативных документов.

Предлагается изучить ряд нормативных документов, разработанных и введенных для упорядочения метрологической деятельности по калибровке СИ:

МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц»;

ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», утверждены приказом Госстандарта России от 24.04.95 No 54 и зарегистрированы Минюстом России 03.12.96 подNo 1205;

ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ» приняты постановлением Госстандарта России от 21.09.94 No 17 и зарегистрированы Минюстом России 24.01-95 под No782;

Р РСК 001-95 «Типовое положение о калибровочной лаборатории». утверждено распоряжением Центрального органа РСК от 24.05.95 под No 1:

ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», приняты постановлением Госстандарта России от 28.12.95 No 95, зарегистрированы Минюстом России 27.02.96 подNo 1037.

Кроме этих документов по вопросам калибровки СИ Госстандартом России выпушены:

ПР РСК 001-95 «Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки»;

ПР РСК 002-95 «Калибровочные клейма»,

 

9. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Под метрологическим обеспечением (МО) измерений понимается «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве» [9.1].

Как показывает дефиниция этого термина, понятие МО достаточно широкое - от организации технических измерений до обеспечения единства измерений и законодательной метрологии.

Для промышленных предприятий, разработчиков и пользователей средств измерений практический интерес представляет часть МО, связанная с деятельностью метрологической службы (МС) предприятия. В связи с этим широкое распространение получили термины «метрологическое обеспечение предприятия», «метрологическое обеспечение производства» (МОП) [9.2].

МОП, в основном, включает:

- анализ состояния измерений;

- установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;

- проведение поверки и калибровки средств измерений;

- разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;

- проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;

- внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);

- аккредитацию на техническую компетентность;

- проведение метрологического надзора.

В условиях рыночных отношений, когда основной целью предприятия является прибыль, используемые средства измерений, как часть основных фондов, должны работать на эту основную цель.

МОП должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на МОП должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и возвращаться прибылью. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».

Документ может быть использован при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. Документ содержит «методику оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Весьма интересно и полезно приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами позволит автоматизировать деятельность метрологической службы предприятия и сократит объем рутинных операций, облегчит расчет экономической эффективности МОП и повысит его эффективность. Весьма заманчивым является моделирование вариантов МОП с различными параметрами и последующим расчетом их экономической эффективности;

сканирование по вариантам может обеспечить автоматический поиск (выбор) оптимального МОП.

Названные рекомендации и их использование на предприятии в ряде случаев необходимы, при определенных обстоятельствах - полезны, а профессиональное освоение методики анализа при современном техническом оснащении может стать для МС дополнительным видом деятельности, приносящим немалый доход.

Рекомендуемая литература:

9.1. Основные термины в области метрологии. Словарь-справочник- М., Изд-во стандартов. 1989

9.2. Рейх Н.Н. , Тупиченков А.А., Цейтлин В.Г., Метрологическое обеспечение производства. М., Изд-во стандартов. 1987.

 

 

10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В рыночных условиях предприятия, производящие продукцию или оказывающие услуги, имеют основной целью своей деятельности получение прибыли.

Для достижения этой цели предприятия последовательно решают ряд задач. Для производства выбирают продукцию, услуги (далее - продукция), которые будут востребованы на рынке [10.1], а разница в затратах по себестоимости и получаемого возврата от реализации принесут прибыль. Технический уровень и технология изготовления продукции должны обеспечить ей привлекательное качество, а также сократить до минимума затраты на брак, рекламации, гарантийный ремонт и излишний сервис. Однако в современных условиях этого недостаточно, чтобы удержаться на рынке рядом с профессионально работающими конкурентами.

Одним из важных показателей рыночной экономики является преобладание предложений над спросом. В этих условиях потребитель (покупатель) отдает предпочтение производителям, которые вызывают доверие. Доверие покупателей формируется годами и завоевывается стабильным качеством. Но в условиях динамичных рыночных отношений выбор производителя (поставщика, партнера) должен решаться оперативно, и для этого разработан и реализуется ряд чисто рыночных процедур. Так сертификация систем качества производителя позволяет застабилизировать технологически процесс и обеспечить, установленное качество. При этом выборочная сертификация продукции может с уверенностью характеризовать серийное производство.

В дополнение к отмеченному, в последние годы в России масштабно разворачивается работа по анализу конкретной деятельности производителя и установлению технической компетентности в этой деятельности; эта процедура называется «аккредитация».

По своей сути аккредитация это - научно-техническое и организационно-правовое оформление компетентности. Использование приведенных терминов обосновывается следующим образом. Компетентный орган (орган по аккредитации) проводит анализ деятельности производителя, что составляет элемент научных исследований, устанавливает соответствие имеющегося технического оснащения качеству производимых работ (оказываемых услуг), рассматривает структуру юридического лица (его подразделения), т.е. анализирует менеджмент на предмет соответствия поставленным целям, а в итоге - выдает юридический документ, свидетельствующий о компетентности и устанавливающий определенную ответственность, как производителя, так и компетентного органа, выполнившего аккредитацию.

Если имидж аккредитующего органа безупречен, то это обеспечивает доверие потребителей (покупателей) к аккредитованному производителю товаров и услуг, что значительно сокращает для производителя сроки завоевания рынка.

Термин «аккредитация» в понятийной части связан с терминами «аттестация» и «сертификация».

Аккредитация - аттестация официально признанным органом производственных мощностей, возможностей, объективности, компетенции и целостности агентства (посредника), группы или отдельного лица, занимающихся обслуживанием или производственной деятельностью в связи с предоставлением конкретной услуги или выполнением конкретной работы [10.2].

Аккредитация лабораторий - официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний [10.3].

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям [10.4].

Из приведенных определений явного пересечения в деятельности по аккредитации и сертификации не видно, т.к. сертификация относится к продукции, а аккредитация - к деятельности юридического лица (лаборатории). Однако в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» под продукцией понимаются в т.ч. услуги и иные объекты. И в этой ситуации рамки системы сертификации четко не ограничены, следовательно, там, где по определенной логике должна бы проводиться аккредитация, может проводиться сертификация.

Интересно взаимодействие терминов «аттестация» и «аккредитация».

Аттестация лабораторий - проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям аккредитации лаборатории [10.3]. Из этого можно понять, что аттестация является составной частью более емкой операции аккредитации.

Кроме уточнения функций терминология позволяет сделать определенные выводы об организации работ по аккредитации.

Система аккредитации лаборатории - система располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий [10.3]. Т.е. предполагается формирование определенной системы со своими правилами и регламентом, из чего следует, что желающему пройти аккредитацию должно быть далеко не безразлично, в какой системе аккредитовать свою компетентность.

Целесообразно обратить внимание на положение аккредитующего (аттестующего) органа.

Аттестующий орган - третья сторона, которая проводит оценку и регистрирует системы качества поставщиков на соответствие стандартам на системы качества [10.5].

Положение третьей стороны в определенной степени говорит о ее независимости. В рыночных отношениях участвуют производитель и потребитель (покупатель), а также государство. Создать какое-либо юридическое лицо, абсолютно от них не зависящее, практически невозможно, т.к. в качестве учредителя (соучредителей) выступают государственные, акционерные, частные либо какие-то иные структуры, имеющие свои интересы. В мировой практике достаточно часто предпочтение отдается негосударственной некоммерческой организации («некоммерческая» говорит о том, что ее учредители не получают дивидендов).

При аккредитации юридическое лицо, как правило, стремиться получить не только документ о признании компетентности, но и повысить свой профессиональный уровень деятельности. С учетом этого выбор системы аккредитации и аккредитующего органа далеко не безразличен. В этом существует некая дилемма. Компетентность устанавливается по соответствию определенным требованиям, которые характерны для соответствующей системы (каждая деятельность связана с определенной системой). Аккредитация в собственной системе может быть необъективной, аккредитация со стороны может быть формальной, некомпетентной. Рыночный механизм нашел определенный компромисс. Компетентная система создает независимую систему аккредитации с необходимым количеством органов по аккредитации (независимую юридически, организационно и экономически). Эти органы по аккредитации проводят аккредитацию в рамках установленного порядка. В своей деятельности эта система аккредитации имеет вне штата высококвалифицированных экспертов из компетентной системы, ее создавшей. Осуществляя аккредитацию конкретного юридического лица, орган по аккредитации привлекает к работе своих внештатных экспертов, выбирая их с учетом их независимости от аккредитуемого объекта. Таким путем достигается независимость и компетентность аккредитации.

Госстандартом России в 1995 г. оформлена «Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий» и выпущен ряд государственных стандартов серии ГОСТ Р 51000. В частности, ГОСТ Р 51000.1 устанавливает общие требования, применяемые в Российской Федерации к системам аккредитации объектов, осуществляющих деятельность в области оценки соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию, в обязательной (законодательно регулируемой) и (или) добровольной сферах.

Аккредитация на техническую компетентность в рамках метрологической деятельности, или, можно сказать, «аккредитация на метрологическую компетентность» - понятие достаточно четкое и границы распространения этой аккредитации очерчены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ).

В рамках ГСИ аккредитация, т.е. подтверждение компетентности, распространяется на метрологические службы предприятий, измерительные и испытательные лаборатории и т.п. Профессионально разработана аккредитация юридических лиц в таких видах деятельности, как: измерения (в частности, аналитический, радиационный контроль); поверка и калибровка средств измерений;

аттестация методик выполнения измерений; метрологическая экспертиза технической документации: осуществление метрологического надзора и др. В ГСИ аккредитация подразделяется на обязательную н добровольную; под обязательную аккредитацию попадают: испытания с целью утверждения типа средств измерений, поверка средств измерений и аттестация методик выполнения измерений. Для прохождения аккредитации на техническую компетентность необходимо иметь соответствующим образом оформленное юридическое лицо с определенной компетенцией, организованный менеджмент, достаточную техническую базу и нормативное обеспечение, а также специалистов соответствующего профиля и квалификации.

В ГСИ выпущены следующие документы по аккредитации:

ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц»;

ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации»;

ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов)/;

ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений»;

ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ»;

МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации. Порядок аккредитации»;

МИ 2492-98 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора»;

ПР РСК 001-95 «Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки»;

ПР РСК 003-98 «Порядок осуществления инспекционного контроля за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ».

Рекомендуемая литература:

10.1. Приборы. Справочный журнал. 1999, No 1 («Управление качеством продукции», Стр. 49).

10.2. ЕОК 6 «Словарь терминов, используемых в области общего руководства качеством».

10.3. ИСО МЭК. Рук. 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности».

10.4. РОСС RU.0001.000100 «Правила по проведению сертификации в РФ».

10.5. ИСО МЭК. Рук. 48 «Руководящие положения по оценке и регистрации системы качества поставщика третьей стороной».

 

11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" в ст. 25 установил:

«Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушении положений настоящего закона, Hecyi в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность».

Краткость записи связана с тем. что Закон устанавливает положения для сфер обеспечения единства измерений, что касается порядка и меры ответственности за возможные нарушения, то они устанавливаются соответствующими сферами права.

Предусмотренную законодательством необходимость должного поведения называют юридической обязанностью. В случае отступления от точного и неуклонного соблюдения юридических норм - законности - возникает правонарушение - виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права. Это поведение может выражаться в действии или бездействии; например - плохо проведенная поверка СИ (действие).

невыполненная поверка-СИ (бездействие). Различают два вида правонарушений:

проступки - правонарушения малой степени общественной опасности;

преступления - общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния. В свою очередь проступки имеют три вида:

гражданские - в сферах имущественных или неимущественных отношений (неисполнение договора);

дисциплинарные - в сферах служебных отношений (посягательство на внутренний распорядок);

административные - в сферах государственного управления. При рассмотрении свершившегося правонарушения для объективного выбора

санкции целесообразно обратить внимание на мотив - осознанное побуждение,

которым руководствуются при совершении правонарушения. При этом следует учесть

форму вины:

умысел прямой - способность предвидеть, сознательно допускать и желать последствий противоправного деяния;

умысел косвенный - способность предвидеть, но не желать наступления последствий;

неосторожность в виде противоправной самонадеянности -легкомысленный расчет на предотвращение вредных последствий деяния;

неосторожность в виде противоправной небрежности - непредвидение вредных последствий деяния - халатность. При установлении правонарушения, как следствие, наступает юридическая

ответственность - вид государственного принуждения, возмездие, кара,

установленные правом.

Юридическая ответственность имеет несколько принципов:

законность -юридическая ответственность только за виновное деяние (не за мысли, намерения или убеждения) на основании закона;

справедливость - принцип, по которому ответственность несет только виновный, взыскание или наказание соответствует тяжести содеянного, наказание не причиняет физических страданий и не ведет к жестокому обращению, за одно правонарушение следует только одно наказание;

целесообразность - соответствие меры воздействия целям юридической ответственности, что достигается индивидуализацией принудительных мер, смягчением применяемых мер с учетом возможности достижения цели;

неотвратимость наказания - наказуемость противоправного действия, при которой угроза наказания всегда существует, даже если наказание не последовало. Приняты и действуют следующие виды юридической ответственности:

гражданско-правовая (носит компенсационный характер) - возмещение вреда, уплата неустойки;

дисциплинарная - наложение таких дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение;

административная - возникает при совершении административного проступка п устанавливается законодательством об административных правонарушениях:

уголовная - наиболее жесткая мера государственного воздействия. применяемая в судебном порядке; носит публичный характер, т.е. субъектом привлечения является государство, носит исключительно персональный характер.

19 мая 1995 г. в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». Этот Закон внес в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ряд изменений и дополнений, в частности, установлено:

«Нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, обязательных требований государственных стандартов, за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 146 (4) настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении или транспортировании продукции, а равно уклонение ими от предоставления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора, - влечет наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда». «Нарушение ... правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение не поверенных средств измерений - влекут наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда».

«Неисполнение ... в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений - влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».

«Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений; главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений».

Госстандартом России выпушены два документа, связанные с рассматриваемым вопросом и названные в разделе 4 настоящего пособия:

Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм»;

- Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения

органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях». Рекомендуется эти документы детально проработать.

 

 





Также на сайте:
Председатель комитета по проблемам качества Российского Союза НИО
Первые шаги к сертификации. Опыт украинского предприятия

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?