Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

От результативности системы менеджмента качества - к эффективности управления предприятием

Кабаков Юрий Борисович,

к. т. н., аудитор по менеджменту качества DGQ и EOQ , аудитор по экологическому менеджменту УАК и EOQ

"Верхний" слой пользы от СМ (не только СМК)

-  явное осознание структуры и взаимосвязи процессов;

- четкое распределение ответственности и полномочий персонала;

- работа в "прозрачных условиях";

- разумное документирование процессов;

-  устранение "узких мест" и "заторов" в работе, особенно на "стыках" процессов;
использование рекомендаций стандартов для конкретных процессов.

Очень многие из успешно внедривших СМК на этом и останавливаются. Хотя этот слой, действительно принеся пользу на первом этапе, со временем исчерпывается, а совершенствование не имеет предела...

8 принципов - механизм разработки и функционирования системы управления предприятием ("Метасистема")

img1

"Глубинный" слой пользы от СМ

представление деятельности организации как системы взаимосвязанных процессов;

выбор параметров, характеризующих эти процессы с интересующих предприятие точек зрения и критериев оценки для этих параметров (например, допусков, плановых или целевых значений);

регулярное измерение (мониторинг) выбранных параметров, их анализ и дальнейшие действия на основе этого анализа (для разных  систем управления параметры и

дальнейшие действия могут быть разными, но общий принцип при этом остается неизменным).

Это  касается  и  всей деятельности  предприятия,  как  процесса,  так  и отдельных внутренних процессов. Чем <глубже> распространяется этот подход, тем лучше.

img2

Процесс текущего анализа и совершенствования

(включает требования 8-го разд. МС ISO 9001:2000, включая 4 обязательные процедуры)

img3

В процессе разработки и использования упомянутого механизма управления наибольшие трудности, по нашему мнению, вызывают три

вопроса:

- выбор процессов, которыми мы хотим управлять;

- выбор параметров, адекватных для этих процессов и соответствующих
критериев их оценки;

- управление на основе выбранных параметров.

Для ответа на первые два вопроса представляется полезным применить развитие подхода

BSC , предложенное в книге: Нили Э., Адамс К., Кеннерли М.

"Призма эффективности: карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управлении"

Днепропетровск, Баланс-Клуб, 2003, 400 с.

Инфраструктура отношений между заинтересованными сторонами предприятия

img4

Призма эффективности

(применяется для каждой из заинтересованных сторон)

img5


Грани призмы эффективности

img6

Создание стоимости для заинтересованных сторон

img7


Параметры нужно определять для каждой грани призмы эффективности, примененной для каждой важной заинтересованной стороны (их список можно изменять и дополнять)

В процессе работы нужно не только добавлять новые параметры, но и, в случае необходимости, убирать устаревшие.

ДЕСЯТЬ ТЕСТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПАРМЕТРОВ

Тест на достоверность - Измеряем ли мы на самом деле то, что хотим измерить?

Тест на направленность - Измеряем ли мы только лишь то, что хотим измерить?

Тест на уместность - Правильный ли критерий оценки выбранного параметра?

Тест   на  логичность  -  Будет  ли  сбор  данных   всегда  происходить  одинаково, независимо от того, кто собирает данные?

Тест на доступность - Легко ли собрать необходимые нам данные?

Тест на ясность - Не исключена ли возможность неоднозначной интерпретации результатов?

Тест "А что потом?" - Запланированы ли определенные действия в соответствии с полученными данными (потенциальные корректирующие и предупреждающие действия)? Тест на своевременность - Можно ли получать информацию так быстро и так часто, как это необходимо для принятия соответствующих мер?

Тест на затраты - Стоит ли критерий тех затрат, которые связаны с его измерением?

Тест на игры - Может ли критерий стимулировать нежелательное или несоответствующее поведение персонала?

ФОРМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРМЕТРОВ

Параметр:

Цель (зачем будет измеряться параметр, чему это измерение будет способствовать):

Относится к (с какими другими критериями близок данный критерий):

Система мер/формула (как можно измерить параметр и к какому поведению персонала может привести его измерение)

Плановый уровень/измеримая цель:

Частота измерений:

Источник данных:

Кто измеряет:

Кто действует на основании данных:

Что делает владелец (потенциальные корректирующие и предупреждающие действия):

Технологическая реализация механизма управления предприятием на основе отклонений параметров

- выбор параметров и соответствующих целевых значений;

- локализация параметров в структуре предприятия;

- определение внутренней логической взаимосвязи между параметрами разного
уровня; накопление базы знаний по корректирующим действиям, которые могут быть
предприняты при отклонении значений конкретных параметров.

На этой базе строится концептуальная модель двухуровневой многоконтурной системы управления, предусматривающей технологически взаимоувязанное управление организацией по различным целям.

Этот подход развивается в работах Калиты П.Я, в частности: "От процессов управления качеством к целостной технологии непрерывного совершенствования"

М.: РИА Стандарты и качество. - 2001., № 1, с. 40 - 44.





Также на сайте:
Дорога, ведущая к Качеству
Роль персонала в реализации принципов TQM и внедрении стандартов ИСО 9000:2000

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?