Руководители всех уровней должны знать, объяснять и применять инструменты статистического контроля в соответствии с видом своей работы. (Каору Исикава)

Формирование корпоративной информационной среды для эффективного менеджмента систем качества

Осадчиев Александр Александрович

Доцент кафедры инженерного менеджмента
Московского энергетического ииститута (ТУ), к.т.н
Опыт в области менеджмента интернет проектов, сетевых технологий, проектирования "интеллектуального жилища"

Московский энергетический институт (ТУ).

Москва, Красноказарменная 14.
http://www.mpei.ru/
OsadchievAA@mpei.ru


Основные подходы к организации информационных технологий менеджмента систем качества

Методы обеспечения качества выпускаемой продукции базируются на процессном подходе. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций деятельности, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку. Еще одним достоинством технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке.

В конечном итоге все современные технологии управления сводятся к иерархическому анализу процессов деятельности организаций и формированию оптимальной модели функционирования на основе проведенного анализа. Большинство всех известных подходов (CALS, ERP, MRP, CRM и др.) сводится именно к этому.

Такой подход был последовательно сформулирован и реализован для CASE технологий.

Повышение эффективности управления информацией о процессах, а также преодоление коммуникационных барьеров между исполнителями бизнес-процессов, основано на использовании единой корпоративной информационной среды. Эта среда характеризуется тем, что вся информация о функционировании предприятия, созданная всеми корпоративными исполнителями на любом этапе жизненного цикла, представлена в виде распределенной базы данных с клиент-серверной архитектурой. Рассмотрим подробнее, каким образом это реализовано для CASE и CALS технологий.

Моделирование, анализ и реинжиниринг бизнес-процессов на основе CASE технологий

Внедрению на предприятии информационных систем должно предшествовать серьезное функционально-информационное обследование предприятия, с целью определения оптимальности процессов распределения ресурсов между функциями и т.д.

Результатом проведения этих работ является разработанная функциональная модель предприятия "как должно быть", описывающая более совершенную технологию выполнения процессов, а также база данных о процессах, материальных и информационных потоках, ресурсах, доступная для анализа.

Чтобы быстро реагировать на изменение окружающей среды руководителям предприятий, прежде всего, необходимо ясно понять текущую ситуацию на предприятии, а затем определить характер предполагаемых изменений. CASE -технологии предназначены для решения таких задач. Перед руководителями предприятий постоянно стоит задача оптимизации деятельности. Это может быть пересмотр штатной структуры, внедрение новой технологии или информационной системы и т.д.

Чтобы планировать изменения и улучшения необходимо понимание того, как в настоящий момент работает предприятие. Это сложная задача. Для ее решения необходима модель бизнес-процессов организации, которая поможет найти слабые места в производственном процессе. Она же послужит основой при оценке стоимости продукции (или обслуживания клиентов) и стратегии развития.

Такую модель можно получить, пользуясь методами структурного анализа, например, такими как IDEF, DFD и IDEF3.

Обычно при реорганизации предприятия сначала строится функциональная модель существующей организации работы - "AS-IS". Эта модель позволяет выяснить, "что мы делаем сегодня", перед тем, как перейти на то, "что мы будем делать завтра". Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся наиболее слабые места и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации производства.

Детализация процессов позволяет выявить недостатки организации даже там, где функциональность кажется очевидной. Признаком малоэффективной деятельности могут быть бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы, неэффективный документооборот, отсутствие обратных связей по управлению. Найденные в модели "AS-IS" недостатки можно исправить при создании модели "TO-BE" - модели новой организации бизнес-процесса. Подобная модель нужна для анализа альтернативных путей выполнения операций.

Важнейшим этапом в CASE технологии является оценка полученных моделей. Можно построить несколько моделей "TO-BE" и по заданному критерию выбирать оптимальную. Выбор лучшего критерия зависит от прагматического контекста задачи.

CALS технологии

Применения CALS технологий объединяет:применение современных информационных технологий; реинжиниринг бизнес-процессов; применение методов "параллельной" разработки; стандартизацию в области совместного использования данных и электронного обмена данными. В основе лежат основные идеи CASE технологий.

Важным является создание единой корпоративной информационной среды. Эта среда характеризуется тем, что информация об изделии, разработанная всеми корпоративными исполнителями на любом этапе жизненного цикла продукции, представлена в виде распределенной базы данных с клиент-серверной архитектурой. Для формирования информации используются международные и отраслевые стандарты. Такой подход является основой менеджмента систем качества.

В технологии CALS выделяется технология интеграции данных об изделии PDM (product data management), которая представляет собой средства управления всеми данными об изделии и процессах, создающими и использующими эти данные в течение всего жизненного цикла продукции. Управление процессами необходимо для поддержки различных процедур, используемых в течение жизненного цикла продукции (например, процедуры модернизации продукции). Для реализации технологии PDM существуют специализированные программные средства, называемые PDM-системами (т.е. системами управления данными об изделии).

Перечислим основные задачи, решаемые с использованием технологии PDM:

  • объединение прикладных программных средств для проектирования и изготовления продукции и управления производством;
  • контроль и управление в автоматизированном режиме производством продукции;
  • сбор данных для системы управления качеством в соответствии со стандартами серии ISO 9000;
  • организация электронных архивов технической документации.

PDM-система должна интегрировать всю связанную с продукцией информацию, включая его состав и структуру, геометрические данные, чертежи, планы проектирования и производства, нормативные документы, программы для станков с ЧПУ, результаты анализа, данные о партиях продукции и т.д. Выступая в качестве средства интеграции, соединяющего множество различных компьютерных систем, PDM-система управляет данными в рамках всего жизненного цикла производства продукции.

Применение CALS-технологий вместе с тем тесно связано с решением проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции, регламентируемой международными и отечественными стандартами серии ISO9000 (ISO9000, ISO9001, ISO9004). В нашей стране статус государственных получили три стандарта серии ISO9000, по которым ведется сертификация предприятий: ГОСТ Р ИСО 9001. Стандарты ISO9000 и ISO9004 являются справочными, в то время как стандарты ISO9001 и ISO9003 определяют модели обеспечения качества. Стоит отметить, что ни один из стандартов серии ISO9000 не описывает конкретных способов реализации модели достижения качества продукции, а лишь дает минимальные требования, которые необходимо выполнить предприятию, чтобы доказать свои возможности в обеспечении качества выпускаемой продукции. Внедрение систем, построенных по принципу CALS технологий обеспечивает внедрение методологии стандартов серии ISO9000.

Стандарты являются основным элементом CALS. Стандарты CALS описывают: правила электронного представления данных об изделиях, среде и процессах, правила обмена этими данными.

Условно нормативные документы в области CALS можно разделить на три основные группы:

  • стандарты, описывающие общие принципы электронного обмена данными, определяющие организационно-технические аспекты электронного взаимодействия;
  • стандарты, регламентирующие технологии обеспечения безопасности данных;
  • стандарты, определяющие форматы и модели данных, технологии представления данных, способы доступа и использования данных.

Заключение

Методы обеспечения качества выпускаемой продукции базируются на процессном подходе. В конечном итоге все современные технологии управления сводятся к иерархическому анализу процессов деятельности организаций и формированию оптимальной модели функционирования на основе проведенного анализа. Большинство всех известных подходов (CALS, ERP, MRP, CRM и др.) сводится именно к этому.

Повышение эффективности управления информацией о процессах, а также преодоление коммуникационных барьеров между исполнителями бизнес-процессов, основано на использовании единой корпоративной информационной среды. Эта среда характеризуется тем, что вся информация представлена в виде распределенной базы данных с клиент-серверной архитектурой.

Литература

  • Трофимов С. CASE-технологии: практическая работа в Rational Rose - М.: ЗАО "Издательство БИНОМ", 2001 г. - 272 с.: ил.
  • Дмитров В.И. К вопросу о государственной стратегии России в области CALS-технологий. - Информационные технологии - M., 1996 - # 5.

Опубликовано в http://subcontract.ru/





Также на сайте:
Компетентность персонала - основа системы менеджмента качества
КУК КАК ФИЛОСОФИЯ

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?