Большое здание для управления может быть иногда и необходимо, но при виде его просыпается подозрение, что здесь имеется избыток администрации. (Г. Форд)

Что могло бы сделать государство для решения проблемы качества


Л.Л. АКИНФИЕВ


В апреле нынешнего года состоялось заседание НТС Госстандарта России, где рассматривался проект Концепции в области управления качеством.

После довольно долгого перерыва Госстандарт вновь обратился к проблеме качества как к одному из магистральных направлений работы Комитета.

Председатель Госстандарта Г.П. Воронин, подводя итог обсуждения Концепции, изложенной в докладе директора ВНИИС В.Г. Версана, справедливо отметил, что при сегодняшней ситуации в стране работа по качеству должна быть заботой всех - от рабочего до главы правительства.

Относительно рабочего все ясно: известно, что качество начинается с рабочего места (станочника, инженера, управленца и т.п.), но вот какой может быть сегодня и в ближайшем будущем роль правительства и его исполнительных органов, надо еще разобраться.

Исходить, видимо, следует из того, что нынешнее поколение наших людей привыкло к тому, что руководство страны по принципиальным проблемам высказывает свою позицию и ставит задачи. Так было несколько десятилетий, и с этим необходимо считаться.

За последнее время президент и правительство уже не раз делали заявления о государственной политике по разным вопросам. Наступило время заявить и о проблеме качества.

Опыт, накопленный еще в СССР, зарубежные данные, работа по организации в России конкурса правительственной премии в области качества, реакция на попытки Академии проблем качества выйти в правительство, решения самого правительства, позиция по вопросам качества, проявляемая за последние годы многими министерствами и ведомствами, позволяют сделать некоторые предложения.

Прежде всего надо исходить из того, что ставка делается на добровольно осознанную хозяйственниками выгоду и потребность соблюдать цивилизованные условия поведения на рынке и постоянно повышать качество продукции.

Такая мотивация может быть сформирована с помощью имеющихся у государства и его структур разнообразных средств и приемов с привлечением для их выбора профессиональных ассоциаций и различных обществ.

В основе этих средств и приемов лежат опосредованные методы влияния, которые охватывают все стадии жизненного цикла продукции и услуг. И хотя они демократичны, действуют не хуже командно-административных.

Можно не выдумывать ничего нового. В мире уже отработаны властными структурами два принципа действий, связанных с качеством, в интересах престижа страны, защиты прав потребителя и производителя продукции и услуг, экономии ресурсов, а также снижения конфликтности в обществе.

Первый принцип-побуждение. Второй -содействие.

Оба принципа исключают государственный контроль (кроме контроля за выполнением обязательных требований) и санкции за низкое качество поставляемой на рынок продукции и услуг. Побуждение можно осуществить следующим образом.



Президент и правительство уже не раз делали заявления о государственной политике по разным вопросам. Наступило время заявить и о проблеме качества



Руководство страны заявляет о государственной политике, о значимости проблемы и задачах в области качества.

Утверждается Федеральная программа "Качество".

Законодательно устанавливаются и обеспечиваются положения по:

добросовестным и ответственным взаимоотношениям с потребителем (достаточные и достоверные сведения о качестве, гарантиях, надежности, о производителе продукции, сервисе, процедуре удовлетворения претензий и др.);

введению в государственные стандарты потребительских характеристик, рекомендуемых совместными решениями объединений потребителей и изготовителей на основе международных общепризнанных норм и лучших национальных стандартов стран и профессиональных обществ;

экономическим льготам - кредитам, компенсациям (как в ЕС) и другим стимулам для создания и вывода на рынок товаров с новым качеством, а также за достижения перспективных норм стандартов;

подтверждению независимой стороной рекламируемых характеристик продукции и услуг;

специальной маркировке продукции как независимого подтверждения качества продукции (в частности, экологичности), а также объявленных отдельных свойств (например, уровня шума, как это принято в ЕС) и для облегчения выбора товара;

выдаче  государственного  заказа только предприятиям, работающим по системам ИСО 9000;

обязательной сертификации экспортируемой продукции;

дифференцированной ответственности перед потребителем за качество продукции и ее комплектующих в зависимости от наличия на соответствующем производстве систем качества по ИСО 9000 (по примеру некоторых стран), а также при страховании ответственности.

Кроме того, в политических и экономических, научно-технических и социальных федеральных программах следует определять цели и задания в области качества как условия прогресса в экономике и других сферах.

Содействие реализуется через государственные структуры в рамках их функций путем:

участия в работе международных организаций, разрабатывающих проблему качества для передачи отечественным создателям, изготовителям и продавцам продукции современных рекомендаций и методик, принятых мировым сообществом;

поддержки создания и функционирования организаций различных форм, занимающихся проблемами качества, а также распространением передовых достижений в этой области;

формирования систем добровольной сертификации продукции;

развития рейтинговых оценок достижений в области качества как механизма соревновательности;

отбора, награждения и пропаганды опыта лидеров в области качества;

международного признания достижений по качеству российских производителей товаров и услуг;

воспитания сознания выгодности качества;

обучения современным приемам повышения качества работы и продукции экономичными методами с нацеленностью на удовлетворение потребителя;

общественного воспитания потребителей для побуждения их к сознательному выбору товара с наилучшим соотношением "цена - качество" и наилучшими условиями послепродажного сервиса, что должно заставить производителей повышать качество товаров, не прибегая к их резкому удорожанию;

создания обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции и ее "создателям";

формирования образа изготовителя "с добрыми намерениями" (по формуле законов некоторых стран), не циничного и не озабоченного только получением в минимальный срок максимума прибыли любой ценой.

В целом государственные органы управления  должны  анализировать влияние на качество продукции поведение всех причастных к нему субъектов и обстоятельств, разрабатывать и реализовывать меры по влиянию на них любыми имеющимися в их распоряжении средствами - от законодательных положений до ненавязчивых экономических и моральных стимулов.

Примерно так же могут действовать администрация субъектов Федерации и местные органы.

Часть приведенных мер уже реализуется, но надо идти дальше для становления новой российской экономики.


ЛЛ. Акинфиев,

заслуженный машиностроитель

Российской Федерации,

член Академии проблем качества



Журнал "Стандарты и качество", № 8, 1999





Также на сайте:
Становление и развитие конкурентоспособного качества
История создания систем качества на отечественных предприятиях

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?