Я не устаю повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров, причем ВСЕХ работников - от президента фирмы до рабочего! (Каору Исикава)

Обучение персонала - ключевой процесс в системе менеджмента качества предприятия

 

И. А. Миргород, Заместитель генерального директора по режиму и управлению персоналом;

Е. Е. Парфенова, Заместитель генерального директора по качеству НПО СМ. г. Санкт-Петербург

 

Основная цель обучения персонала - обеспечить такую квалификацию кадров предприятия, которая позволят качественно выполнять возложенные на них функции, задачи и работы в процессе разработки, производства и поставки продукции объединения.

Обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) осуществляется по двум направлениям: профессиональная подготовка и переподготовка; обучение в области обеспечения качества продукции.

Профессиональная подготовка и переподготовка направлены на повышение уровня и обновление профессиональных знаний, умений и навыков персонала объединения, а также на обеспечение соответствия квалификации каждого работника уровню сложности выполняемой им работы. При этом решаются следующие задачи:

• восполнение знаний специалистов с высшим и средним специальным образованием в соответствии с достижениями научно-технического прогресса;

• подготовка (переподготовка) кадров для новых направлений деятельности, по которым в учебных заведениях еще не выпускают специалистов;

• непрерывное обновление и пополнение знаний специалистов после окончания учебных заведений.

В области обеспечения качества целями обучения являются повышение уровня знаний и навыков в данной области и воспитание у каждого работника объединения чувства ответственности за качество разрабатываемой и выпускаемой продукции. Задачи обучения в области обеспечения качества состоят в том, чтобы;

• довести до каждого работника в приемлемой для него форме политику объединения в отношении качества;

• ознакомить персонал с принципами и структурой системы качества объединения;

• обеспечить овладение персоналом знаниями, методами и навыками. необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в объединении нормативной, конструкторской, технологической и другой документации, в том числе документации по системе качества.

Обучение персонала - это основа для реализации и успешного функционирования системы качества и, в конечном счете, эффективной деятельности объединения. Вложение средств в обучение рассматривается руководством объединения как стратегическое на-правление при достижении целей в области качества.

Кадровая политика объединения в отношении обучения состоит в выявлении потребностей в обучении и организации обучения персонала. К обучению привлекаются прежде всего те, чья деятельность непосредственно влияет на качество выпускаемой продукции. Процедура обучения включает определение перечня работ и функций, требующих определенной квалификации персонала, при отсутствии которой эти работы и функции будут выполнены недостаточно качественно. Обучение охватывает персонал всех уровней. Постоянное обучение, повышение квалификации считается прямой обязанностью каждого работника.

Обучение новых работников заканчивается сдачей квалификационного экзамена, который состоит из квалификационной пробной работы и проверки теоретических знаний путем устного опроса в пределах требований соответствующей учебной программы и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Специальное обучение технике безопасности организует и проводит инженер по охране труда и технике безопасности в соответствии с инструкциями для конкретных категорий работников.

Подготовка персонала, связанного с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных механизмов осуществляется в профессионально-технических училищах, специализированных центрах, технических школах и т. п.

Целями обучения рабочих являются: повышение уровня их профессиональных навыков и умений, прочное овладение техническими данными по профессии (специальности), более глубокое понимание технологии изготовления продукции, рост квалификации и мастерства, что становится основой повышения качества выпускаемой продукции и производительности труда.

Повышение квалификации (профессиональных, технических и экономических знаний) рабочих для присвоения им более высоких тарифных разрядов происходит на производственно-технических курсах (ПТК) объединения в соответствии с производственной необходимостью, подтвержденной планом профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, и с учетом личных интересов рабочих.

Обучение рабочих на ПТК завершается сдачей квалификационных экзаменов, принимаемых квалификационной комиссией, состав которой устанавливается приказом генерального директора объединения. Например, на швейной фабрике НПО СМ курсы прошли: в 1998 г. - 10 чел., в 1999 г. - 15 чел., в 2000 г. - 17 чел.

В качестве методов обследования персонала в НПО СМ применяются анкетирование, опросы, аттестации. Опросы персонала проводятся, например, в ходе внутренних проверок. По результатам опросов руководителей и исполнителей и анализа высказанных ими во время проверок предложений и замечаний вносятся изменения в планы обучения персонала. Так. в 1998 г. было организовано дополнительное занятие персонала экспериментально-производственной службы (15 человек) по теме "Система качества НПО СМ, основанная на требованиях международных стандартов серии ИСО 9000". Ниже приводится программа занятия:

1. Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Рассматривались понятия: качество, система качества, проверка системы качества, сертификация продукции и системы качества;

2. Краткая характеристика комплекса международных стандартов серии ИСО 9000. Рассматривались: предпосылки создания стандартов, основные принципы, сертификация системы качества по ИСО 9000;

3. Политика предприятия в области качества. Стадии жизненного цикла продукции, этапы формирования и обеспечения качества. Рассматривались вопросы: определение политики качества высшим руководством, ответственность руководства, этапы обеспечения качества (петля качества);

4. Структура системы качества. Распределение ответственности полномочий в системе качества. Документация системы качества. Рассматривались вопросы: структурная схема и матрица ответственности, общее руководство по качеству, стандарты предприятия по системе качества.

В НПО СМ руководство всех уровней уделяет пристальное внимание развитию и реализации способностей работников, повышению их квалификации. Большое значение придается вовлечению персонала в процесс непрерывного обучения. Например, при разработке и внедрении системы качества предприятия (начиная с 1997 г.) были подготовлены программы обучения в области качества, ориентированные на разные категории персонала. Так, для работающих на персональных компьютерах в 1998 г. было организовано обучение силами сотрудников отдела информатики по таким темам, как: архитектура компьютера. операционные системы, Microsoft Word, Excel. Тогда обучение прошли 16 человек, в 2000 г. - 20 человек.

В 2000 г. на основании результатов внутренних проверок по инициативе руководства предприятия была разработана специальная программа цикла семинаров по качеству проектирования с целью углубления знаний разработчиков новой продукции НПО СМ в области новых достижений и современных подходов к обеспечению качества на этапе разработки и проектирования. Эти же семинары проводятся в 2001 г. Предполагается также проводить на семинарах специальное анкетирование по усвоению программы, результаты которого могут быть использованы в дальнейшем при подготовке учебных материалов и организации обучения.

Работники планово-производственного отдела и ОТК в 2000 г. участвовали в тематических семинарах ЦНИИ Швейной промышленности (г. Москва) по темам: «Современное швейное оборудование и методы конструирования швейных изделий» (1 человек); «Технологаия, техника и организация швейного производства в современных условиях» (1 человек); «Контроль качества швейных изделий» (1 человек). Информация, полученная на семинарах в Москве, послужила основой для проведения семинаров по тем же тема в НПО СМ с привлечением сотрудников заинтересованных подразделений. По каждой теме в семинарах принимали участие по 10 человек. Практическими результатами этих семинаров стали оптимизация процесса разработки технической документации на швейные изделия и ускорение внедрения новых разработок примерно на 20%.

Работники объединения при поддержке руководства активно используют возможности повышения своей квалификации, способствуя тем самым улучшению качества работы предприятия в целом. Вовлечение работников в процесс непрерывного обучения, успешно реализуемое в НПО СМ, является одной из ключевых составляющих современной всеобъемлющей системы управления качеством.





Также на сайте:
Стратегическое управление качеством
Формирование корпоративной информационной среды для эффективного менеджмента систем качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?