Недопустимы на рабочем месте и в деловых отношениях такие пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярность. (Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании )

Ступени развития менеджмента качества

1905г.: Система Ф.У. Тейлора 

Благодаря этой системе вошли в производственную практику понятия верхнего и нижнего пределов качества, после допуска, технические средства измерения допуска в виде проходных и непроходных калибров. 

В связи с необходимостью осуществления измерений качества деталей появилась новая специальность - инспектор качества, или, как принято говорить в России, технический контролер. Эта система позволила разделить продукцию на качественную и дефектную. Кроме того она дала возможность построить замкнутый механизм управления качеством, используя экономические и административные санкции в отношении рабочих, допускающих брак. 

1924г.: статистические методы управления качеством 

Представляют собой управление качеством производственных процессов. Получение дефектных изделий является следствием: 

  • неправильного выполнения производственных процессов; 
  • неправильной работы людей и оборудования. 

В 1924г. в американской фирме Bell Telephone Laboratories была создана группа под руководством д-ра Р.Л. Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х. Доджем и Х. Ромингом. 

1950-е гг.: тотальное управление качеством (TQC) 

Дальнейшее развитие принципов управления качеством привело к пониманию, что качество - задача каждого работника на предприятии, а не только инспектора или инженера по качеству. Однако, чтобы сделать качество задачей каждого, необходимы были определенные системы по распределению задач, ответственности и полномочий в части обеспечения качества. На этом этапе начали развиваться системные, комплексные принципы управления качеством, получившие название всеобщего управления качеством (Total Quality Control). Эти принципы объединили и скоординировали работу всех подразделений предприятий, начиная с отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков. 

1980-е гг.: тотальный менеджмент качества(TQM) 

Развитие и становление принципов всеобщего управления качеством (TQC) привело к необходимости использования их при стратегическом планировании всей деятельности организации, включая и внешнее окружение - поставщиков продукции и материалов и потребителей. 

Таким образом, методы оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, стали затрагивать и долговременные задачи развития организации, решаемые с помощью комплексного подхода к руководству организацией, получившего название тотального менеджмента качества (Total Quality Management-TQM). 

Этот подход, направленный на достижение долгосрочного успеха организации, объединяет аспекты общего управления, определяющие политику в области качества, стратегию и тактику достижения поставленных целей по качеству и ответственность персонала по выполнению задач стратегического планирования. 

1990-е гг.: принципы универсального управления качеством 

Основные принципы управления качеством носят универсальный характер - применяются как для продукции, так и для обслуживания, что позволило создать серию международных стандартов на системы качества, одинаково успешно применяемыми промышленными предприятиями и организациями обслуживания. Главная проблема при этом - проблема трактовки понятия продукта при обслуживании,- была решена с помощью расширения понятия продукта, включающего: овеществленный продукт или готовую продукцию; интеллектуальный продукт; продукт переработки; услугу. 

Смысл универсальности стандартов двоякий: - с одной стороны, они достаточно универсальны для предприятий различных отраслей, форм и специализаций; с другой стороны - они универсальны для различных стран с различным государственным устройством и вероисповеданием. 

Проблема обеспечения качества возникла не сегодня. Она так же стара, как сам человек. Во все времена, начиная с древнейших, осознание неоходимости обеспечения качества было высоким в тех случаях, когда надо было гарантировать надежность и безопасность сооружений (храмов, плотин, мостов), транспортных средств. Мощным импульсом для работ по обеспечению качеством в современных условиях стали требования военной промышленности, а затем требования, предъявляемые к космической технике и атомным электростанциям, и, наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды. 

Как свидетельствует мировой опыт, обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции. Одним из наиболее эффективных путей решения этой задачи является применение международных стандартов ИСО серии 9000. 

Системный подход к вопросам качества был характерен для нашего предприятия всегда. В 80-ые годы на фабрике действовала Комплексная Система Управления Качеством Продукции (КС УКП) и, наконец, сейчас на предприятии действует Система качества (СК), соответствующая требованиям международного стандарта ( МС ) ИСО 9001:94. 

Существует множество причин, побудивших внедрить на нашем предприятии СК, но стоит отметить главные из них:

  •  стремление выпускать продукцию стабильно высокого качества, которая по своим характеристикам ни в чем не уступала бы зарубежным аналогам;
  •  требование наших потребителей об обязательной сертификации СК на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000. 

Для получения информации о разработке, внедрении и сертификации Системы качества наше руководство обратилось в Российский Морской Регистр Судоходства, г. Санкт-Петербург, что стало началом нашей совместной работы. В сентябре 1999 года Балтийской Инспекцией Регистра Судоходства была проведена предварительная оценка и анализ СК на предприятии на соответствие требованиям МС ИСО 9001-94. В ходе проведения работ экспертная комиссия установила: 

  • ОАО "Искож" имеет многолетний опыт качественного производства материалов на основе искусственной кожи в заявляемой для сертификации деятельности;
  • В ОАО "Искож" эффективно функционирует и обеспечивает качество проведение работ отделом технического контроля и исследовательско-аналитическая лаборатория; 

Несоответствия, выявленные в процессе проверки, были представлены в Сводном перечне несоответствий. 

Проведя предварительную оценку СК, представители Регистра пришли к заключению:

  •  в ОАО "Искож" имеются объективные предпосылки для внедрения в полном объеме требования к СК в соответствии с МС ИСО 9001-94; 
  •  в ОАО "Искож" в целях достижения результатов по разработке и сертификации СК на соответствии МС ИСО 9001-94 необходимо было разработать "Программу доработки и подготовки к сертификации СК" с учетом выявленных несоответствий в результате проведенной проверки. 

Так в сентябре 1999 года руководством предприятия было принято решение о начале разработки СК. Огромную роль в разработке сыграла твердая позиция нашего Генерального директора, который оказывал моральную и материальную поддержку в организации работ по подготовке предприятия к сертификации. Он учел все рекомендации представителей Регистра Судоходства, на основании этого на предприятии была создана служба качества, служба маркетинга, оснащенные современными электронно-вычислительными машинами. Разработкой Системы качества занимался весь персонал предприятия.

Спустя год, в декабре 2000 года наше предприятие успешно прошло сертификационную проверку на соответствие требованиям МС ИСО 9001:94, по результатам которой и было принято решение о выдачи открытому акционерному обществу сертификата соответствия на Систему качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:94 и ГОСТ Р 9001:96. 

В октябре 2003 года ОАО "Искож" сертифицировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в системе Российского морского регистра судоходства и национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в системе Госстандарта РФ.

Основными отличиями систем менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001 от системы качества по ГОСТ Р ИСО 9001-96 являются следующие:

  • ориентация на удовлетворение требований потребителя; 
  • возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;
  • процессный подход; Ю проверка потребителем производства поставщика;
  • выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;
  • сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции;
  • маркетинг;
  • организация учета и анализа затрат на качество;
  • прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;
  • решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации. 

В ходе разработки и подготовки СМК к сертификации в ОАО "Искож" были разработаны документы: Политика и Цели в области качества, Руководство по качеству, Стандарты предприятия (всего 29), положения о подразделениях, производственно-технические инструкции, протоколы заседаний комиссий по качеству, акты технологических проверок, содержащие результаты оперативного анализа качества продукции и меры по устранению недостатков.

Система менеджмента качества предусматривает краткосрочное и долгосрочное планирование работ по повышению качества продукции. Такие планы имеют разные формы и назначения. В их числе программа обеспечения надежности выпускаемой продукции, годовые планы по качеству, графики внутренних проверок СК и многое другое. 

Сертификация системы менеджмента качества рассматривается, как первый шаг на пути максимального удовлетворения потребителей. Понять запросы потребителей, интерпретировать в технические требования продукции и в дальнейшем воплотить эти требования в продукцию высокого качества - это возможность быть конкурентоспособными на рынке сбыта продукции. 





Также на сайте:
Система управления качеством: российская перспектива
Требования к системам управления качеством: зарубежный и российский опыт.

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?