Не бойтесь расти медленно, бойтесь оставаться неизменными. (Китайская пословица)

Совершенствуя качество, совершенствовать персонал

Галина Ивашевская Управление персоналом

Около 400 ведущих экспертов и специалистов в области управления качеством из 35 стран собрались 20 - 22 июня 2001 года в Санкт-Петербурге на 6-й Всемирный конгресс по всеобщему управлению качеством, который проводился под эгидой Европейского союза и Европейского фонда управления качеством (EFQM), разработавшего европейскую модель превосходства в бизнесе. Организаторы: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Европейский фонд управления качеством (EFQM), Международный фонд интересов потребителей (IFCF), Европейское общество организационного совершенства (ESOE), университет Хэллам в Шеффилде (Великобритания), Госстандарт России (Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии), Тест-Санкт-Петербург, администрация Санкт-Петербурга и правительство Ленинградской области.
Любопытно, что до этого конгресс традиционно проходил в Шеффилде, а в 2001 году местом его проведения впервые стала Россия. Цель конгресса - соединение мирового опыта совершенствования бизнеса и российских традиций качества. Слоган конгресса: <Совершенство в бизнесе. Как этого достичь? Что делать?> - вопрос, характерный для русского менталитета, однако в последнее время проблема стала актуальной и для стран с развитой экономикой и рыночной конкуренцией. В Санкт-Петербург приехали представители мировой элиты в области управления качеством: профессор Гопал Канджи, университет Хэллам (Великобритания) (председатель конгресса); Ален Доммартен, генеральный секретарь Европейского фонда управления качеством (EFQM); Мустафа Нагиб, председатель Совета директоров EFQM; Йошио Кондо, профессор университета Киото (Япония); Клаес Форнелл, профессор Мичиганского университета (США); Ханс Баджариа, Малтифейс Инк (США); Костас Дервитсиотис, профессор Пирейского университета (Греция); Владимир Окрепилов, профессор, директор Тест-Санкт-Петербург (Россия) и др.
Подобные мероприятия - большие PR-акции, на которых специалисты показывают себя, свои идеи и опыт, <сверяют часы>. И как таковая она прошла с блеском. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге была на высоте: уровень представительства, уровень организации (изданный до начала конгресса двухтомник докладов и большое количество сопроводительных материалов, синхронный высокопрофессиональный перевод, присутствие прессы, насыщенная культурная программа) отвечали всем стандартам качества при проведении такого рода встреч. Так что наглядный пример вполне соответствовал теме и смыслу конгресса. И если Париж стоит мессы, то Санкт-Петербург в белые ночи стоит не только конгресса, поскольку позволил каждому приобщиться к чему-то глубинному и подлинному, приближаясь к пониманию смысла бытия. Вопросы совершенствования бизнеса рассматривались на фоне совершенства белых ночей, русской культуры и искусства.
В центре докладов и дискуссий конгресса были проблемы, непосредственно связанные с управлением в сфере экономики и бизнеса (практика управления качеством, факторы превосходства в бизнесе, непрерывное совершенствование организации, инновации, удовлетворенность и приверженность потребителя и т. д.). Причем выступления касались как общих вопросов управления и теории менеджмента, так и конкретных методик совершенствования процессов на отдельных предприятиях и в организациях. Без внимания не остались и вопросы управления персоналом (лидерство, человеческий фактор в управлении, организационная культура и др.). По большому счету любое управление - это управление людьми и структурирование процессов.
Согласно концепции культурного отставания технический прогресс опережает культурно-гуманитарное развитие. Тем отраднее, что на повестке экономических форумов все чаще стоят вопросы, касающиеся экологии и этики.
Вольтер устами Кандида говорил о том, что нужно возделывать свой сад. Библейская притча: если наступит конец света, а я буду стричь овец, то я буду продолжать стричь овец. Перфекционизм (стремление к совершенству) - один из принципов европейского менталитета и образа жизни. Правда, остается неясным, стоит ли драить палубу, если корабль идет ко дну. Стратегия глобализации, как к ней ни относись, - на повестке дня, поэтому нужны программы и стандарты, по возможности соответствующие представлениям разных людей, разных народов из уголков Земли.
Говоря о новой морали бизнеса, профессор Й. Кондо вывел формулу этики глобализма: постоянное стремление к совершенству. Действительно, он нащупал тот нерв, который способен активизировать не только экономику, но и многие другие стороны жизни.
Понятие качества разрабатывалось в основном философами. Гегель понимал его как определенность, тождественную бытию. Определенность выступает как эмпирическая презентация качества. Отсюда следует первое условие и требование, касающееся всех аспектов управления качеством: всестороннее знание. Относительно управления персоналом - это знание процессов и знание людей. Как известно, основное качество руководителя - компетентность.
Совершенно очевидно, что главное - это люди. Воздействуя на людей (начиная с себя), мы воздействуем на ситуацию, а следовательно, и на все остальное. В докладе А. Мартенсен и Л. Гронхольда из Копенгагенской школы бизнеса <Применение измерения удовлетворенности работников для совершенствования управления человеческими ресурсами: адаптация типов качества, по Кано> была предложена методика определения лояльности сотрудников в зависимости от условий производства, лидерства в организации, компетентности и способов управления, которые в свою очередь также поддаются анализу по предложенным схемам.
Эффективное лидерство производно от уровня компетентности руководителя и его личностных качеств. Как говорится, лидер должен обладать харизмой, то есть при всех обстоятельствах знать, что и как делать, а значит, постоянно учиться, и не только этому. Лидер тащит себя и всех, это яркая личность. Решая корпоративные вопросы, лидер мотивирует сотрудников и даже манипулирует ими. Люди хотят, чтобы ими профессионально руководили, тогда они способны на многое.
В докладе К. Риса и Э. Дорана из Салфордского университета (Великобритания) <Подбор кадров в контексте всеобщего управления качеством: трудное решение легкой задачи> критическими моментами при подборе сотрудников названы их компетентность и готовность к изменениям, для выяснения каковых существует масса тестов и методик.
Понятно, что творческий потенциал персонала может раскрыться только там, где для этого созданы необходимые для этого условия. Создание таких условий - задача руководства. Их формирование возможно только в атмосфере единого ценностного поля и климата доверия. Выработка единой системы ценностей, корпоративные приоритеты, ориентация на улучшение во всех областях деятельности - вот идеалы совершенствования в бизнесе и в управлении персоналом. Поведение персонала должно отвечать ценностям организации, ее политике и стратегии.
Исключительной глубиной исследования отличался доклад И. Селивановой и Я. Эклофа из Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге <Всеобщее управление качеством на Западе, в Юго-Восточной Азии и в России: есть ли у нас различия?>. Констатируя наличие больших различий, особенно между Россией, с одной стороны, и Западом и Юго-Восточной Азией, с другой, в подходах к управлению качеством, а также существование в России двойного стандарта в этом вопросе, авторы тем не менее оптимистичны в выводах, ибо освоение международного опыта управления качеством и создание российской национальной системы, стимулирующей осуществление оптимального стандарта на практике, - задача из разряда остроактуальных. Ее решение позволит России эффективно интегрироваться в мировую экономику, а значит, радикально оздоровить экономическую ситуацию в стране и улучшить жизнь людей.
Управленческий стиль в России более авторитарен (чем на Западе и в Азии), он скорее ориентирован на техническую сторону качества и не способствует тому, чтобы воодушевлять работников на участие в процессе совершенствования качества. Оценочная и мотивационная системы по-прежнему несут следы <негативной> цели. Однако реализация идей всеобщего управления качеством в России отражает не столько национальные особенности, сколько специфику момента - российская экономика является переходной.
Хотя большинство российских менеджеров на словах согласны, что качество - наиболее важный фактор превосходства в бизнесе, они до сих пор демонстрируют на практике как исходную - ориентацию на экономические показатели (цену/ассортимент/рекламу), что показывает действительный уровень рыночного мышления этих управленцев.
Еще более наглядны различия в понимании и использовании системы оценок в управлении. Так, если на Западе и в Азии она способствует введению новых обучающих программ и тренингов для персонала, то в России используется главным образом для собирания компромата и увольнения сотрудников.
В настоящее время перед Россией стоит задача поиска оптимальной бизнес-модели для стратегического развития, поэтому ориентированная на изменения новая экономика, система всемирного управления качеством, как и идеология глобализации, имеют здесь все шансы для успешной реализации.
В докладе генерального директора <Интерсертифика-Холдинг> В. Рождественского <Восемь принципов управления качеством - восемь шагов к совершенству> главный упор был сделан на вопросах лидерства, вовлечения персонала и его постоянного совершенствования. Именно лидер решает проблему видения , отвечая на следующие вопросы: Что представляет собой фирма? Какова будет фирма через 5 - 10 лет? Что следует для этого изменить? Как будут осуществляться изменения? Кто будет осуществлять эти перемены? От ответов зависит долгосрочное стратегическое планирование и реализация краткосрочных проектов.
Новая экономика ставит лидерство и управление в центр внимания. Она же в качестве единственной константы признает изменения. Изменения вовлекают в свой круговорот не только технологии и производство, но и государства, партии, семью, идеологию и т.д. Меняется и трудовая этика. Инновации вообще являются знамением времени. Это особенно заметно в руководстве людьми. В основе улучшений лежит непрерывное получение знаний. Поощряются новые идеи и нестандартное мышление. Оценки и поощрения вводятся с целью активизации инноваций и улучшений.
Человечество не придумало по большому счету других рычагов управления, кроме кнута и пряника, кроме <разделяй и властвуй>. Кажется, они уже перестают быть если не универсальными, то повсеместными. Определяющими становятся принципы управления, направленные не только на совершенствование производства и достижение экономического результата, но именно те, которые имеют в перспективе совершенствование всех участников процесса производства. Работа должна быть хоть в чем-то лучше, чем те, кто ее выполняет, иначе она становится мало привлекательной. Уже сейчас люди ищут фирмы, в которых стоило бы работать, а не наоборот, как было прежде.
Система целей определяет подбор и выбор людей, но и сама создается людьми (парадокс всех идеологий). Управление осуществляется либо по авторитарному типу: <Мы не можем ждать милостей от природы> (Мичурин), либо по адаптивному: <Природа покоряется подчинением ей> (Монтень). Продуктивен, разумеется, второй подход. Следовательно (еще раз), для того чтобы осуществлять эффективное руководство и управление людьми в частности, надо обладать знаниями, и не только по теории управления. Постоянное, непрерывное, поддерживаемое государством образование - вот с чего следует начинать, чтобы любые преобразования могли быть успешными. Примером может служить, скажем, Швеция, где государственная программа всеобщей компьютеризации населения дала удивительные плоды.
Если вы хотите работать с талантливыми, творческими, интересными людьми, станьте одним из них. А путь к этому вам помогут найти в Стокгольмской школе экономики в Санкт-Петербурге.

Июнь, 2001, Санкт-Петербург





Также на сайте:
Малые предприятия и стратегия Lean
Система менеджмента качества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?