Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Арисотель)

Внедрение современных управленческих технологий тотального управления бизнесом на предприятиях автомобильной отрасли России

Авторы:
Вильчик В.А., Ляченков Н.В., Кокотов В.Я., Нахманович П.А. (АО "АВТОВАЗ"), Годлевский В.Е. Михеев Ю.В. (ПО РИА)

В этом докладе я постараюсь остановиться на вопросах анализа общемировых тенденций развития интернет технологий применительно к российскому автопрому и рассказать о том, что делается в этом направлении на крупнейшем российском автомобильном заводе - АО "АВТОВАЗ".

Системы управления качеством в 20 веке прошли впечатляющую эволюцию от систем Тейлора до TQM/UQM. При этом философия TQM во многом повлияла на развитие других подсистем: финансы, логистика, персонал.
В этом докладе рассматривается внедрение современных управленческих технологий на предприятиях автомобильной отрасли России.

Эволюция организационных структур и управленческих технологий.
Мировая эволюция организационных структур и управленческих технологий в крупных корпорациях.
Сегодня в России присутствуют практически все представленные классы предприятий, хотя в целом следует отметить заметное отставание российских предприятий от передовых мировых корпораций.
Перед Российскими предприятиями стоит масштабная задача пройти в сжатые сроки буквально в несколько лет, ту эволюцию, которую претерпело автомобиле строение за 10-летия.

Среди наиболее актуальных задач предприятий российского автопрома следует отметить следующие:
Первый блок задач
Создание единой корпоративной системы управления бизнесом на основе интеграции существующих подсистем - финансы, качество, логистика и т.д.

Тотальное управление бизнесом
Второй блок задач
Создание развитых фронт-офисных систем обеспечивающих эффективность бизнес-процессов, связанных с поставщиками и потребителями

Основные бэк- и фронт-офисные системы
Третий блок задач
Внедрение корпоративных технологий управления основанных на стратегическом планировании и управлении

Решение всех перечисленных задач целесообразно проводить используя системный подход.
Отметим основные принципы:

  • иерархичность - в крупных корпорациях система управления строится как многоуровневая совокупность подсистем управления (финансами, ресурсами, производством, качеством и т.д.), подчиненная единым целям компании;
  • комплексность подхода, основанная:
    • на реинжиниринге бизнес-процессов и внедрение современных технологий TQM, TFM; Рисунок 4 Models of company's optimization
    • на внедрении единых средств представления и интерпретации данных различных подсистем управления;
    • на ориентации каждой подсистемы на достижение генеральных бизнес-целей компании путем эффективного функционирования подсистемы (выполнения бизнес-процессов выпуска и реализации продукции) и всех ее составляющих - организационной структуры, документации, информационных систем.

Бизнес-цели АО "АвтоВАЗ"

Организация разработки систем TQM и TQF
Так как потребитель оценивает продукцию на основе соотношения цена/качество, то первоочередными инструментами вертикальной интеграции АО "АвтоВАЗ" являются TQM и тотальное управление финансами (TFM).
Остановлюсь более подробно на примере внедрения и функционирования системы качества.

Внедрение TQM на АО "АвтоВАЗ"
В настоящее время на базе международного стандарта ИСО-9001 создана и действует достаточно развитая система качества, основным достоинством которой является динамичный характер ее развития, что позволяет постоянно совершенствовать систему, повышать ее эффективность.
Система качества АО "АВТОВАЗ" является двухуровневой и включает в себя систему качества АО "АВТОВАЗ" в целом (I-ый уровень) и системы качества бизнес-единиц и центров ответственности АО "АВТОВАЗ" (II-ой уровень). Следует отметить, что "Система качества Автомобили" функционирует особым образом - руководство качеством автомобиля осуществляется на всех этапах жизненного цикла в системах качества соответствующих бизнес-единиц, центров ответственности и функциональных подразделений.

Структура системы качества АО "АВТОВАЗ"
В руководство качеством продукции АО "АВТОВАЗ" вовлечены также субъекты внешней среды бизнеса АО "АВТОВАЗ" - поставщики компонентов продукции и предприятия по реализации и техническому обслуживанию продукции.
Успешное внедрение современной системы качества предполагает ее сертификацию на соответствие международным стандартам. АО "АВТОВАЗ" проводит активные работы по внедрению и сертификации СК подразделений завода и предприятий-поставщиков. В течение 1999-2000 гг. процедуру сертификации СК успешно прошли Сборочно-кузовное, Механосборочное, Металлургическое производства, Производство пластмассовых изделий ВАЗ и более 30 поставщиков а/м компонентов.
Так как качество автомобиля во многом определяется качеством автомобильных компонентов, АО "АВТОВАЗ" уделяет серьезное внимание совершенствованию взаимоотношений с поставщиками. В частности действует и развивается система всесторонней оценки и аудита деятельности поставщика АО "АВТОВАЗ", в систему договорных отношений включаются требования сертификации по стандартам ISO.
Оценивание ведется по следующим направлениям:

  • бизнес оценка;
  • оценка технологического уровня предприятия;
  • оценка деятельности в области качества;
  • оценка персонала.

Предполагается применять также оценивание экологической безопасности производств поставщиков. Аналогичные работы ведутся по внедрению и совершенствованию систем качества на послепроизводственных этапах жизненного цикла автомобиля. Это одно их приоритетных направлений, так как деятельность дилеров и предприятий по техническому обслуживанию (ПТО) во многом определяют уровень продаж и имидж автосборочного предприятия. Сегодня ведется разработка и внедрение системы всесторонней оценки и аудита деятельности ПТО (по аналогии с системой оценки поставщиков).
Внедрение TFM на АО "АвтоВАЗ"
Следует отметить, что основные подходы характерные для TQM естественно распространяются на TFM.
Tasks of Total Cash Management (TCM) at the stages of product life circle Как и в TQM в TFM широко используются кибернетические подходы каскадных систем управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расширяющие классический цикл Деминга - PDCA (Plan, Do, Check, Action).
При этом стратегическое управление реализуется в виде внешнего контура, обеспечивающего задания на подсистемы тактического и оперативного управления. В качестве инструмента, связывающего индикаторы тактической и операционной деятельности со стратегией могут выступать различные методики, например Balance Score Card.
Сегодня АО "АвтоВАЗ" в рамках стратегического планирования разрабатывает инвестиционную политику, ориентированную на параллельный инжиниринг, финансовое и инвестиционное планирование с начальных этапов планирования жизненного цикла автомобиля.
При этом методологической основой управления инвестициями является мультипроектный подход, предполагающий учет затрат и положительного эффекта от реализации каждого инвестиционного проекта не изолированно, а в сочетании с аналогичными показателями прочих проектов. На основании положения об инвестиционной деятельности составляется Инвестиционная политика предприятия, служащая руководящим документом при выборе и реализации наиболее рациональных и эффективных путей расширения и обновления производственного потенциала в рамках общей финансовой стратегии АО "АвтоВАЗ".
Методики оптимизации инвестиционной программы и инвестиционного портфеля предприятия включают отбор инвестиционных проектов и управление мультипроектной инвестиционной программой. При этом оценка и отбор проектов проводится в координатах риск/доходность.
В сложившейся на сегодняшний день ситуации реформирования организационной структуры АО "АвтоВАЗ" как никогда важным становятся варианты поиска и реализации путей улучшения гибкости и оперативности действующей системы управления на предприятии и обеспечения ее необходимой и достаточной информацией для принятия управленческих решений.
Одним из путей реализации данных направлений является система расширенного управленческого учетов (включающая системы: финансового учета, анализа бизнес-процессов, элементов стратегического планирования), сущность которого определяется как системы учета затрат и результатов в различных классификационных аспектах по структурным подразделениям, бизнес-единицам, проектам, продуктам и всему предприятию в целом.
Наряду с рассмотренными инструментами TQM и TFM на АО "АвтоВАЗ" интенсивно внедряются другие управленческие технологии: логистика, электронная коммерция и т.д.

Подготовлено по материалам http://www.poria.ru/





Также на сайте:
Для повышения активности персонала. Создание творческой, деятельной атмосферы.
Знаки вместо слов

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?