Сейчас проблемы качества настолько усложнились, что они могут быть успешно решены, только если будет сформирована новая организационная структура. Эти проблемы "переросли" существующую организационную структуру. (Арманд В. Фейгенбаум)

Принципы системного управления качеством

Версия стандарта ISO 9000:2000 базируется на следующих 8 принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management):

1 Ориентация организации на заказчика

Организации должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр. Стандарты ISO 9000:2000 устанавливают, что удовлетворенность потребителей необходимо определенным образом измерять и оценивать, а смена качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях.

2 Ведущая роль руководства

Руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации. Они создаю обстановку, в которой сотрудники целиком и полностью могут быть вовлечены в достижения целей организации. Необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей сотрудников и лучшему решению задач качества.

3 Вовлечение сотрудников

Сотрудники представляют наиболее существенную и ценную часть организации, и наилучшее использование их возможностей может принести организации максимальную пользу. Система качества и её механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам, представлять свои организацию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.

4 Процессоориентированный подход

Любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000:2000 как <процессоориентированный подход>.

Каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:

-входы и результаты процесса четко определяются и измеряются;

-определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процессами;

-устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации;

-устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;

-при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

Состав процессов, соответствующих конкретным функциям, устанавливается на основе организационной структуры.

Основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов, затем производится их ранжирование, в соответствии с конкретными функциями по степени их влияния на достижение целей организации. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выгоду, то есть бизнес-процессы.

Для эффективного управления каждый владелец процесса должен четко определять входы и выходы процесса. Вступая во взаимодействия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик оценивает требования своего потребителя и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления несоответствий в продукции был сведен к минимуму.

5 Системный подход к управлению

Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует повышению результативности и эффективности организации. Принцип системного подхода тесно связан с процессоориентированным подходом и представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.

6 Постоянное улучшение

Постоянное улучшение должно быть неизменной целью организации. Наиболее важными положениями по постоянному улучшению в МС ИСО 9001:2000 являются следующие:

-высшее руководство организации должно продемонстрировать свою приверженность к разработке и улучшению системы менеджмента качества, а также обеспечить, чтобы политика в области качества включала приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению;

-высшее руководство должно обеспечить планирование качества, которое включало бы постоянное улучшение;

-результаты анализа функционирования системы менеджмента качества должны включать действия, относящиеся к улучшению системы и ее процессов;

-для внедрения и улучшения процессов системы менеджмента качества организация должна быть своевременно обеспечена необходимыми ресурсами;

-организация должна определить, спланировать и внедрить действия по измерению и контролю, необходимые для обеспечения соответствия и достижения улучшений;

-в организации должны определяться и анализироваться соответствующие данные по определению эффективности функционирования системы менеджмента качества и выявлению возможности улучшений;

-организация должна способствовать постоянному улучшению путем внедрения политики в области качества, результатов аудитов качества, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий и анализа со стороны руководства.

7 Подход к принятию решения, основанный на фактах

Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе реальных данных и информации. Реализация принципа требует, прежде всего, измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. И сбор данных, и последующий их анализ предполагают владение знаниями и применение специальных методов. В частности необходимо понимание, знание и применение соответствующих статистических методов.

8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Если отношения между поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствуют расширению возможностей обеих организаций. Реализация принципа требует идентификации основных поставщиков, организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее, совместной работы по четкому пониманию и потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система менеджмента качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика.


Опубликовано в http://www.novotest.ru/





Также на сайте:
Теория доктора Деминга
Еще одно соображение, как и почему компании сопротивляются переменам

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?