Большое здание для управления может быть иногда и необходимо, но при виде его просыпается подозрение, что здесь имеется избыток администрации. (Г. Форд)

Этапы совершенствования управления качеством в Японии.

 

Если в довоенный период к числу наиболее знаменательных событий, произошедших в Японии и связанных с совершенствованием управления качеством, можно отнести лишь установление в 1921 г. технических стандартов, то в послевоенный период имело место их значительное разнообразие. По времени, при анализе процессов, связанных с управлением качеством в Японии, обычно выделяют три этапа.

 

Первый этап охватывает вторую половину 40-х и 30-е гг.

В 1945 г. по инициативе правительства и при поддержке деловых кругов была образована японская ассоциация стандартизации -общественная организация, занимающаяся проблемами промышленной стандартизации и повышения качества продукции.

В 1946 г. был создан японский союз ученых и инженеров, в рамках которого с 1949 г. действует исследовательская группа по контролю качества.

В 1949 г. союз и ассоциация организовали ряд курсов и семинаров по проблемам контроля качества продукции.

В 1950 г. была организована серия лекций для высших управляющих, прочитанных одним из основоположников статистических методов контроля качества американцем Э. Демингом. В том же году был введен японский сертификационный знак.

В 1951 г. была учреждена ежегодная премия им. Э. Деминга для компаний, добившихся наивысших успехов в применении статистических методов контроля. Ее престижность была и остается до сих пор очень высокой. В том же 1951 г. вводится в практику проведение ежегодных национальных конференций по контролю качества.

В 1954 г. для чтения лекций по вопросам управления качеством в Японию был приглашен другой крупнейший специалист из США Дж. Джуран.

С этих циклов лекций и началось массовое обучение методам управления качеством, которое стало характерной особенностью японского подхода к его обеспечению.

Начиная с 1959 г. проводятся ежегодные месячники качества и конкурсы, предусматривающие поощрение компаний и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся успехов в деле улучшения качества продукции.

Во время месячников организуются следующие важные мероприятия: общенациональная конференция по контролю качества, отдельные конференции для высшего руководства компаний (с 1963 г.), семинары для мастеров и бригадиров (с 1962 г.) и членов кружков качества (с 1963 г.).

В 50-е гг. основной акцент был сделан на ознакомлении высшего и среднего звена руководителей компании, а также инженерно-технического персонала с основными методами и средствами статистического контроля качества, использовавшимися за рубежом.

Наиболее существенной чертой этого этапа являлась активная поддержка государства. Именно в эти годы были разработаны основы правительственной политики в этой области, включавшей вопросы организации контроля и обучения специалистов, введение национальных общеобразовательных программ и государственной системы стандартизации, осуществление жесткого экспортного контроля и др. В результате уже в 80-е гг., по утверждению ведущего японского специалиста в области управления качеством К. Исикавы, стало возможным констатировать, что семью элементарными методами статистического контроля, с помощью которых на некоторых предприятиях можно выявить и решить до 95% всех проблем, умеют пользоваться все — от президента до рядового рабочего. К этим методам относятся: метод Парето, причинно-следственные диаграммы, гистограммы, контрольные карты, диаграммы разброса, таблицы результатов контроля и другие статистические методы.

Все более широкое распространение стали получать статистические методы регулирования технологических процессов, которые одновременно приобрели и свою японскую специфику, касающуюся определения контрольных границ. В США главное — обеспечить попадание допустимого (статистически рассчитываемого) процента характеристик в пределы допуска. В японских же компаниях регулирование техпроцессов направлено на обеспечение их наибольшей стабильности, в связи с чем «размах» в разбросе характеристик сводится к минимуму, максимально приближая подавляющее их большинство к номиналу. Благодаря этому пределы регулирования (контрольные границы) гораздо более жесткие. Такой контроль техпроцессов оказался более экономичным. Так, совокупная средняя величина потерь, связанных с ремонтом производившегося в Японии телевизора «Сони» в конце 80-х гг., была в 3 раза меньше аналогичных потерь при ремонте телевизора, изготавливавшегося на филиале фирмы в американском городе Сан-Диего.

 

Второй этап развития системы управления качеством приходится на 60-е гг. В эти годы стала реализовываться национальная концепция — «качество начинается с производства, создается и поддерживается в процессе производства». И хотя выдвинута она была еще в 1949 г., потребовалось более 10 лет подготовки руководства фирм к тому, чтобы в вопросах повышения качества осуществить поворот лицом к производству, а не уповать на различные контрольные, инспекционные и проверочные меры.

 

Третий этап охватывает 70-80-е гг. В 70-е гг. созрели объективные условия для перехода от статистического к тотальному управлению качеством (ТQM). Тотальное управление качеством базируется на следующих основных положениях:

— качество нельзя обеспечить путем проверки, то есть с помощью функции технического контроля; оно должно быть заложено в изделие, причем с первых этапов его концептуальной разработки;

— лишь 15-20% проблем, связанных с качеством продукции, возникают по вине непосредственных исполнителей производственных процессов, а 80-85% — по вине управленческих систем, ответственность за функционирование которых несет высшее руководство; решение этих проблем требует целенаправленной корректировки, а не «пожарных мер»;

— качество продукции формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и может быть обеспечено лишь в том случае, если весь персонал принимает в этом участие с должной мерой ответственности; контроль тем эффективнее, чем он более ориентирован на контроль процессов, а не продукции. К концу 70-х гг. промышленность Японии получила наибольшее развитие и стала мировым лидером по качеству таких товаров как автомобили, телевизоры, видео- и аудиотехника, копировальная, фото- и кинотехника, интегральные схемы, бытовая электроника. Использовав опыт промышленности США, японские специалисты при разработке системы управления качеством внесли целый ряд принципиальных дополнений, которые заключаются в следующем:

— создание культа потребителя, который заключается в последовательной, настойчивой работе по изучению запросов клиентов;

— организация работы по повышению качества продукции на всех стадиях производственного цикла и особенно — на стадии самого производственного процесса; установление долгосрочных партнерских отношений с поставщиками для повышения качества комплектующих изделий и снижения издержек производства;

— управление качеством продукции рассматривается в непрерывной взаимосвязи с качеством работающего и качеством жизни его; в соответствии с этим фирмы целенаправленно занимаются подготовкой и воспитанием кадров; каждая компания создает свою систему подготовки и обучения кадров; при этом управление качеством рассматривается как процесс, ядром которого является качество продукции;

— реализация принципа участия всего персонала в системе управления качеством; каждый работник — от рабочего до руководителя — должен принимать активное участие в этой работе;

— максимальное использование интеллектуального потенциала всех работников, в том числе рабочих; выражается это в организации деятельности кружков качества; основной целью таких кружков является коллективный анализ положения дел на конкретном участке производства и выработка предложений по улучшению качества и повышению производительности; важной целью создания таких кружков является также приобретение их членами новых знаний;

— организация эффективной системы воспитания и обучения всех категорий работников передовым методам создания, изготовления и эффективного использования высококачественной продукции; широкое развитие постоянно действующей системы пропаганды высокого качества продукции, проведение месячников качества и конференций для мастеров и бригадиров; государственное регулирование повышения качества продукции; контроль со стороны государства за качеством, в том числе за качеством экспортируемой продукции, которая обязательно проходит сертификацию;

— широкое внедрение в производство высокоавтоматизированных технологических процессов;

— исключительно серьезное и внимательное отношение к организации труда на рабочем месте, основанное на реализации принципа 5 «С», названного по первым буквам японских слов: «сейри» — организованность; «сейтон» — опрятность; «сеисо» — чистота; «сеикецу» — чистоплотность; «сейсуке» — дисциплина; в частности, поддержание чистоты является обязанностью не только специального персонала, но и всех рабочих и мастеров; не является чем-то необычным зрелище подметающего пол мастера; чистый пол в цехе важен не только для повышения качества продукции, но и для улучшения трудовой морали;

— включение в обязанности рабочих профилактического обслуживания оборудования, на котором они работают;

— строгое соблюдение 2-х недельных производственных планов;

— применение систем канбан и «точно в срок»;

— предоставление права рабочим при осуществлении контроля качества доводить свои замечания до любого уровня начальства;

— использование при управлении качеством децентрализации в сочетании с централизацией (например, через создание корпоративных комитетов качества) и др.





Также на сайте:
Принципы системного управления качеством
Теория доктора Деминга

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?