Доверие является для всех предприятий большим производственным капиталом, без использования которого не может обойтись ни одна сделка. Это является для всех областей условием процветания. (Альберт Швайцер)

Формирование системы менеджмента качества вуза

В.В.Левшина, В.К.Зиненко, Э.С.Бука, В.Ф.Харин

Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах и ссузах, являются: отсутствие методологии ее создания, адаптированной к российскому образовательному стандарту; дефицит специалистов-разработчиков; негативная память об административном внедрении в вузах КС УКП; недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения систем менеджмента качества (СМК) в вузе.

С начала 2000 г. СибГТУ приступил к разработке СМК в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000 (в то время еще проекта). Определены требования к СМК вуза, включающие соответствие современному уровню мировых достижений; практичность, компактность, эффективность; возможность сертификации в российской и международных системах; а также создания в корпоративной сети информационной модели деятельности университета. В качестве модели была выбрана СМК согласно требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Разработку системы менеджмента качества вуза следует начать с выбора терминов и определений. Сопоставление современного определения <образовательная услуга> с определением Минобразования России <качество образования>, приводит к тому, что образовательную услугу следует рассматривать в двух аспектах: 1. Знания, умения и навыки студентов и выпускников вуза в соответствии с требованиям государственного образовательного высшего профессионального образования (ГОС ВПО). На этой основе проводится мониторинг и измерение результата образовательного процесса в рамках СМК (п.8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2001). 2. Характеристики системы обеспечения качества (или согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - СМК) определяются качеством процессов и ресурсов вуза. То есть на этой основе можно проводить мониторинг и измерение процессов (п.8.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Если десять-пятнадцать лет назад превалировала ценность первого аспекта, и для Минобразования России, и для студентов, то сейчас вхождение нашей страны в рыночную экономику приводит к увеличению доли платного образования, росту конкуренции среди вузов, повышению уровня требований к образовательным услугам. Поэтому стремительно возрастает роль второго аспекта образовательной услуги.

Также нами определено, что заинтересованными сторонами вуза являются: потребители (абитуриенты, студенты, родители, предприятия и организации); Министерство образования РФ, администрации субъектов Федерации, совет ректоров вузов регионов, службы занятости, средства массовой информации, средние учебные и специальные учебные заведения; работники вуза;

Областью применения СМК вуза является образовательный процесс, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Учебно-методическая и интегрированная продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг нами отождествляется с вспомогательной продукцией, обеспечивающей требуемый уровень качества результатам образовательного процесса. В связи со спецификой деятельности вуза, из требований к СМК исключены требования к валидации процессов производства и обслуживания собственности потребителя.

К числу основных особенностей российских вузов как объектов создания СМК, нами были отнесены: разветвленная организационная структура, три уровня управления (университет, факультет, кафедра); большое число поставщиков и внутренних потребителей, значительное количество внутривузовской документации.

Используя графический способ описания, определена методика построения иерархии сети процессов СМК вуза, включающая макропроцессы первого, второго и третьего уровня, а также микропроцессы четвертого уровня, которые описывались с помощью диаграмм хода деятельности. На примере СибГТУ определена сеть процессов деятельности вуза.

Согласно рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в процессы, необходимые для СМК, следует включать процессы управленческой деятельности руководства (ответственность руководства), обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов), процессы жизненного цикла продукции (бизнес-процессы) и измерения (измерения, которые мы определили как макропроцессы первого уровня. Макропроцессы <Ответственность руководства>, <Менеджмент ресурсов>, <Измерение, анализ, улучшение> декомпозировались на макропроцессы второго уровня в соответствии с пунктами этих разделов в ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Нами определено, что бизнес-процессы или процессы жизненного цикла продукции вуза можно разделить на следующие макропроцессы второго уровня

· процессы, связанные с потребителями;

· довузовская подготовка;

· отбор абитуриентов;

· проектирование;

· учебно-организационная деятельность;

· методическая деятельность;

· учебная деятельность;

· дополнительное образование;

· воспитательная работа;

· распределение выпускников;

· а также, согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001,

· идентификация и прослеживаемость;

· управление устройствами для мониторинга и измерения.

Установлено, что далее макропроцессы второго уровня <Менеджмент ресурсов> и < Процессы жизненного цикла продукции> разбиваются как на третий, так и на четвертый уровень (микропроцессы).

Было определено, что для вуза макропроцесс второго уровня <Управление инфраструктурой> декомпозируется на сеть процессов третьего уровня, включающую:

·управление аудиторным фондом;

·обеспечение безопасности;

·материально-техническое обеспечение;

·планово-финансовую деятельность;

·управление информационными ресурсами библиотеки;

·управление информационными и техническими ресурсами.

Макропроцессы второго уровня <Ответственность руководства> и <Измерение, анализ и улучшение> декомпозируются сразу на четвертый уровень, то есть на микропроцессы (единичные процессы).

Экспертным методом установлено, что макропроцессы первого и второго уровней почти на 100 % аналогичны во всех вузах, макропроцессы третьего уровня - на 50-60 %, четвертого - в среднем, на 30 %, что обусловлено спецификой деятельности вузов.

Согласно требований ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 и учитывая разработанную нами сеть процессов вуза, разработана иерархия документации СМК. На ее первом уровне, находится руководство по качеству вуза. На втором - документированные процедуры, число которых в нашем вузе составляет 25, включая шесть обязательных. Третий уровень документации представлен положениями, методическими указаниями, стандартами предприятия по вузовской документации, должностными инструкциями, правилами и другие. В вузе это документация составляет около 200 наименований. Четвертый уровень - зарегистрированные данные, которые служат доказательством деятельности вуза, направленной на постоянное улучшение. Самый нижний уровень документации - базовый уровень, включает нормативно-правовую, нормативную и другие виды документации.

Экспертный анализ разработанной нами методики документирования СМК вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, установил, что степень ее универсальности составляет около 70 %.

В 2002 г. в корпоративную сети университета была интегрирована инфоромационно-справочная модель СМК. Были использованы средства разработки информационной модели СМК вуза: Hyper Text Markup Language (HTML), JAVA Script, а также язык программирования Delphi для решения специфических задач (программирования структуры системы, создание каталогов документов, адаптация системы к различным сетям и платформам операционных систем, обеспечение защиты системы в целом). Реализация содержания информационной модели с помощью динамических средств JAVA Script позволила представить ее в виде дерева папок, что значительно упрощает навигацию по системе.

В апреле 2002 г. был издан приказ о внедрении СМК СибГТУ, и с этого времени проводятся внутренние аудиты. В 2003 г. СибГТУ был получен сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (орган по сертификации <Техноцентр-регистр), а также аттестат аккредитации Органа по сертификации систем качества, в область аккредитации которого вошли 8 направлений деятельности, включая образование.

Опубликовано в http://www.quality21.ru





Также на сайте:
"Мягкое" внедрение изменений в организации
Ответы на контрольное задание

Подготовлено при поддержке: Купить кофе в Ростове-на-Дону.

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?