Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, поэтому должны понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания.

Система качества - не самоцель

<Сарапульский радиозавод -Холдинг > -одно из старейших в России предприятий по производству средств связи. Образовано в 1900 г. в г. Санкт-Петербурге как телеграфно-телефоностроительный завод <К. Лоренц >. В 1918 г. предприятие было переведено в г. Москву и преобразовано в Первый государственный электротехнический завод, в 1941 г. эвакуировано в г. Сарапул. В 2000 г. коллектив отметил 100-летний юбилей завода.

Специфика выпускаемой предприятием продукции вызвала необходимость сертифицировать ее в трех системах сертификации: <Электросвязь > (5 сертификатов), ГОСТ-Р (3 сертификата), <Оборонсертифика >. Анализ требований, критериев оценки, финансовые вопросы сертификации в различных системах - достойная тема для дальнейшего обсуждения. Предлагаемая же статья посвящена истории создания, развития, особенностям функционирования и сертификации системы качества предприятия

Н.Е. Каргашин,

зам. директора ОАО <Сарапульский радиозавод -Банковская аппаратура и радиосистемы >

<Сарапульский радиозавод-Холдинг > - крупное промышленное предприятие, имеющее многономенклатурное производство. Широкому кругу потребителей известна торговая марка <Урал >, автомобильные приемники и автомагнитолы, абонентские радиостанции для систем радиотелефонной связи общего пользования в диапазоне 300 МГц ( <Алтай-3М >; <Алтай-300 >; <Карт-4 >; <Волемот >; <МРТ-1327 >), радиоудлинители, базовое приемо-передающее оборудование, антенно-фидерные устройства, системы телеметрии с радиоканалом, купюро-счетные машины и средства специальной связи. Таков далеко не полный перечень продукции, выпускаемой предприятием

В 1976 г. на предприятии началась разработка и внедрение комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП). За эти годы в этой системе было разработано и действовало 80 стандартов предприятия. Вот почему, когда возникла продиктованная рынком необходимость, накопленный в этой области опыт работы и наличие подготовленных специалистов позволило перейти к следующему этапу - разработке и внедрению системы качества, отвечающей требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Объективными предпосылками для этого шага стали необходимость лицензирования права разработки и производства военной техники, а также обязательная сертификация изделий радиотелефонии в системе сертификации <Электросвязь >.

На первом этапе, начавшемся в 1996 г., была выработана концепция создания системы качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9000 при использовании элементов существующей КС УКП, подготовлены планы организационно-технических мероприятий по внедрению системы. Разработанный финансовый план предусматривал не только финансирование сертификации, но и приобретение оборудования на замену устаревшего, ремонт помещений, покупку оргтехники, программного обеспечения. Был назначен состав Центра руководства во главе с генеральным директором и помощником директора - ответственным представителем руководства в области качества.

В Учебном центре <Международный менеджмент качества, сертификация > подготовку по программе <Менеджер по качеству > прошли 9 специалистов, из них же 5 сотрудников прошли подготовку по программе <Эксперт систем качества >.

Генеральный директор и ответственный представитель руководства в области качества прошли обучение в Германии, получили сертификаты международного образца. В системе подготовки специалистов в области качества по программам ГОСТ Р обучались два сотрудника служб технического контроля. Руководители высшего звена предприятия прослушали курс <Основы всеобщего менеджмента качества >.

В 1997 г. консалтинговой фирмой был проведен внешний аудит системы качества, что позволило сформулировать и конкретизировать направление работ на втором этапе.

План мероприятий предусматривал:

  • устранение полученных замечаний;
  • организацию обучения специалистов и рабочих с последующей аттестацией;
  • доработку документов системы качества;
  • экспертизу документированных процедур и сертификацию системы качества.

    Перечень основных мероприятий приведен в укрупненном виде и разделение на этапы также условно, что обусловлено необходимостью постоянного поддержания в рабочем состоянии всех элементов системы.

    Необходимо учесть, что 1996-1998 гг. были тяжелыми для большинства предприятий промышленности из-за падения объемов производства, задолженности заказчиков, отсутствия финансирования госзаказа и т.д. Это не могло не повлиять на сроки реализации планов мероприятий по внедрению системы.

    Значительно помогло в разработке системы качества и ее подготовке к сертификации и то, что рабочая группа тесно контактировала с родственными предприятиями региона: <Аксион-Холдингом >, <Ижевским радиозаводом >, <Ижевским электромеханическим заводом > и др.

    Система качества в условиях реорганизации

    В 1998 г. в результате реорганизации предприятия <Сарапульский радиозавод > образовалось ОАО <СРЗ-Холдинг > с выделением дочерних акционерных обществ. Реорганизация предприятия потребовала корректировки ранее разработанных документов, создания эффективной структуры управления системой качества на всех дочерних предприятиях при сохранении централизованного руководства.

    С учетом новой структуры предприятий были разработаны и внедрены 59 стандартов предприятия, охватывающих все элементы положения о структурных подразделениях, матрицы ответственности, должностные инструкции.

    Изменение маршрутов изготовления деталей, блоков, изделий потребовало корректировки технологии изготовления, паспортизации и аттестации рабочих мест, аттестации исполнителей.

    Эффективным инструментом управления стал внутренний аудит системы с привлечением специалистов всех дочерних компаний.

    Серьезное внимание на всех предприятиях уделяется вопросам контроля исполнения, в том числе мероприятий по качеству. В соответствии с СТП ведется централизованный контроль исполнения распорядительных документов, планов, мероприятий, приказов и т.д. Процесс контроля автоматизирован и осуществляется универсальной автоматизированной системой контроля исполнения - комплексом взаимоувязанных правил и положений, определяющих порядок выдачи задания, проверки сроков исполнения, оценки качества выполнения заданий.

    Уровень исполнительской дисциплины и качества работы характеризует коэффициент качества труда. Этот показатель является плановым, устанавливается на год и определяет размер премии специалистов и руководителей предприятия.

    Сертификация продукции и системы качества требует значительных финансовых вложений. В 2000 г. на приобретение оборудования, необходимого для стабильного выпуска высококачественной продукции, затрачено более 1,5 млн руб. В эту сумму не вошли затраты на изготовление инструмента, оснастки, приспособлений непосредственно на предприятии.

    На ремонт помещений, улучшение условий труда, сертификацию продукции и системы качества затрачено около 2 млн руб.

    Сертификация не является самоцелью для предприятия. Основной целью своей деятельности ОАО <СРЗ-Холдинг > и его дочерних обществ является разработка и выпуск продукции, удовлетворяющей потребностям и ожиданиям потребителей.

    В соответствии с требованиями Программы сертификации <Электросвязь > по поручению Минсвязи России на предприятии с 1998 г. ежегодно проводится инспекционный контроль системы качества. Аналогичный контроль ведется органами Госстандарта России по подконтрольным видам продукции.

    Итогом внедрения и обеспечения функционирования системы качества стало снижение уровня рекламаций почти в 3 раза. В частности, по изделиям радиотелефонии уровень рекламаций составляет менее 1% от числа гарантийных изделий, находящихся в эксплуатации.

    В марте-июне 2000 г. разработанная и внедренная система качества была оценена на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, получен сертификат соответствия системы качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 -96 и СРПП ВТ.

    В настоящее время система качества сертифицирована и в системе сертификации ГОСТ Р.

    Мы понимаем, что система качества должна совершенствоваться и развиваться дальше, давать отдачу в виде экономического эффекта. По окончании сертификации системы качества генеральным директором холдинга был утвержден план мероприятий по обеспечению эффективного функционирования и дальнейшему развитию системы качества ОАО <СРЗ-Холдинг > и его дочерних обществ.

    Опубликовано на Век качества





    Также на сайте:
    Как нам обустроить корпоративную культуру
    МОДЕЛЬ "СКВОЗНОГО" МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

    Подготовлено при поддержке:
  • О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Рекомендуем

    Наш новый проект:
    Все о качестве менеджмента
    Избранные книги

    Реклама на сайте





    Как сюда попасть?