Надо, чтобы условия, а не управляющие заставляли людей работать. (Р. Хасимото)

Качеству нужно учиться всю жизнь

Геннадий Петрович Воронин - один из тех, прямо скажем, не очень многих сейчас людей, которых принято назвать <государственниками>.

Доктор экономических наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, член Королевского Института морских инженеров Великобритании и проч. и проч. (его почетные звания можно перечислять долго), Воронин всегда ставил интересы страны, дела, которому служит, выше личных. Работая в оборонной промышленности, курировал сдачу ВМФ надводных кораблей и подводных лодок. Потом возглавлял Госстандарт России. Это о многом скажет человеку сведущему и, в первую очередь, о том, что Геннадий Петрович был всегда теснейшим образом связан с организациями, озабоченными престижем отечественной марки.

Ныне он Президент Всероссийской организации качества и Академии проблем качества, под руководством которой вот уже пять лет работает Программа <100 лучших товаров России>.

Наша национальная идея

Усилия России, ее лучших умов уйти от стереотипа отсталого, неэффективного хозяйствования, штампующего второсортную продукцию, должным образом оценены мировым сообществом. В частности, итоговые конференции Программы <100 лучших товаров России> (ее исполнительный директор - Вячеслав Федоров) признаны официальным мероприятием ежегодных Европейских недель качества.

В конце 2002 года Программа была широко представлена на традиционной выставке <Покупайте российское!>

- Геннадий Петрович, видимо, трудно найти нашего соотечественника, который выступал бы ярым противником лозунга <Покупайте российское!>. Но многие его сторонники, например, Президент Чувашии Николай Федоров подчеркивают: надо покупать, если наши товары, как и услуги, предоставляемые населению, не будут уступать по качеству своим зарубежным аналогам.

- Я совершенно согласен с такой точкой зрения!

- Вот, например, в соседней Финляндии ежегодно вручали президентский приз лучшим фирмам <За успехи в экспорте>. Представителей этих компаний в шутку называли <ударниками капиталистического труда>. Логика финнов была простой: то, что завоюет признание в развитых странах Запада, несомненно будет пользоваться большим спросом и на родине.

- Это так. Но все же мы сейчас больше внимания уделяем именно отечественному рынку. Хотя, безусловно, экспортеров надо всячески поощрять: именно их успехи подтверждают конкурентоспособность нашей промышленности.

Отрадно, что <Бизнес Известия> постоянно, а не от случая к случаю, ведут тему качества. Вот сейчас вроде отшумели все, связанные с качеством, торжественные мероприятия 2002 года, определены лучшие товары. Но много ли об этом знает потребитель? Еще осенью кое-какая информация была, а дальше - тишина:Борьба за качество - это не кампанейщина, а серьезное движение, определяющее наше будущее. Я не устану повторять, что сейчас и много лет спустя стремление к качеству во всем должно быть нашей национальной идеей.

Отличная работа и высокая мораль

- Согласен. А чтобы это стало национальной идеей, видимо, нужно воспитывать представление о качестве и качественной работе с детства. Помню, как в северной стране мать сделала замечание своему сынишке-школьнику: <Свен, посмотри, как ты неаккуратно завязал свои шнурки. Сделай, как полагается. Ты же - швед!> Так вроде незатейливо детям внушается мысль: <все нужно делать хорошо>.

- Вы коснулись самой сути дела. И у нас стремление к совершенству должно воспитываться с детства, со школы. Нужны специальные уроки и популярные учебники по качеству. Скажу больше: обучение должно быть непрерывным: науке качественнной работы необходимо учиться всю жизнь.

Кое-что уже сделано. Я имею в виду первые выпуски инженеров и техников, имеющих специальность <менеджер по качеству>. Однако до сих пор должного внимания к этой проблеме у специалистов всех уровней - от рабочего до генерального директора, к сожалению, не наблюдается.

- Иными словами, наши Свены (Иваны) все еще небрежно завязывают шнурки на своих ботинках?

- К сожалению, да. Не научившись грамотно, добросовестно работать, человек многое теряет. Ведь недаром говорят, что качество товаров - это и качество жизни. Посмотрите, например, как обстоят у нас дела с качеством охраны окружающей среды. Многие фирмы даже не упоминают об этом в своих бизнес-планах. А что оставляет после себя наш человек, <отдохнув> в лесу, у берега чудной речки! Грязь и мусор. Бывает, бутылки не просто выбрасывают, но еще разбивают их в стеклянное крошево. Варварство!

Нужна чистота в делах и помыслах. Отличная работа на производстве и высокая мораль в быту несомненно идут рука об руку. Вот я иной раз подумываю, а не плохо бы нам ввести в профтехучилищах - кузницах рабочих кадров (как их раньше называли), специальный курс по психологии качества?..

- Мне кажется, это в чем-то сродни воспитанию любви ко всему живому:

- Совершенно верно. Среди людей, познавших науку качественной работы, больше основательных, ответственных. А таким людям свойственно и к природе относиться иначе: не губить ее, не поганить, а беречь для будущего. Племя халтурщиков всегда склонно к разрушению: то, что плохо делается, то не жаль испортить, а заодно и природе достается.

Прав - не прав Максим Горький?

- И, все же, Геннадий Петрович, считаете ли Вы, что мы сможем перевоспитать наш народ. Ведь Максим Горький, написал, что народ наш не способен на хорошее отношение к труду и посему, дескать, мы обречены на вечное отставание?

- Да, классик написал убийственную фразу в одной из своих статей: <Русский человек - плохой работник:>. Но тут же опроверг себя: не всякий русский. Ведь фраза эта из статьи о знаменитом книгоиздателе Сытине, который умел работать и других учил. Плохие работники не могли бы создать то, что было создано в нашей стране в области науки, культуры, боевой техники, освоения космоса: Нам нужно лишь науку качественной работы опустить, если так можно сказать, на бытовой уровень.

- Да, нам свойственно создавать замечательную технику и самые высокие технологии, но забывать о повседневных нуждах людей. Качество жизни у нас всегда отставало.

- К счастью, сейчас кое-что меняется. Обратите внимание: изделия легкой и пищевой промышленности в перечне лучших товаров России преобладают.

- А как готовят специалистов в области качества за рубежом?

- Очень основательно. Специальность <управление качеством> введена в 90 университетах и бизнес-школах почти 30 европейских стран. Причем обучение начинается еще в средней школе.

- Управление качеством - это более высокая ступень, чем просто хорошая работа на конкретном рабочем месте?

- Это, если хотите, искусство управления процессом так, чтобы он давал качественный результат. И не важно, что это за процесс - конструирование сложного прибора, лечение больного или управление предприятием. Важен итог.

Системам управления сейчас придается очень большое значение. Если предприятие получило сертификат, подтверждающий, что оно управляется в соответствии с международными стандартами, оно сразу выделяется в ряду других. Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества занесены в книгу рекордов Гиннеса, как самые популярные в мире.

Многие предприятия в России тоже идут на значительные издержки, связанные с привлечением консультантов, аудиторов и других специалистов, чтобы внедрить у себя передовые системы менеджмента качества, и подтвердить соответствие внедренной системы требованиям международных стандартов. Сертификат с аббревиатурой ИСО 9000 нередко становится пропуском на международный рынок.

- Геннадий Петрович, из нашего разговора можно сделать вывод, что ВОК ставит перед собой серьезные задачи, связанные с повышением качества отечественной продукции.

- Да нам предстоит повседневный, кропотливый труд и лишь изредка - праздники, вроде ежегодно проводимого во 2-й декаде ноября Всемирного дня качества. Но и праздники на этом пути должны быть.

Я думаю, что для лучших предприятий, представленных в этом спецномере <Бизнес Известий> и рассказывающих читателю о своей продукции, выход газеты также будет праздником.

Опубликовано на http://s-q.mirq.ru





Также на сайте:
Культура непрерывного улучшения в школе
Менеджмент организации XXI века.

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?