При отсутствии цели никакой ветер не будет попутным. (Сенека)

Подходы и типовые варианты реструктуризации системы управления компанией

"Достичь цели можно разными путями:.
Бездействие всегда одинаково".

Франклин Д. Рузвельт

Современные компании постоянно адаптируют собственную систему управления к требованиям рынка.

 

Какие причины подталкивают российские компании к принятию решения о перестройке системы управления?

В последнее время одной из самых важных причин для перестройки системы управления в компаниях становится постоянно растущая конкуренция на российских рынках. Для многих компаний вопрос сводится к тому, как адаптировать привычную организацию бизнеса к внешним изменениям. Иными словами компании ищут возможность приспособиться к новой ситуации и наиболее эффективный вариант для этого - перестройка системы управления.

В ряде случаев такое решение бывает связано с кризисной ситуацией, как во внешней среде, так и внутри компании. Главным фактором в данной ситуации выступает неопределенность и нестабильность условий, в которых приходится действовать предприятию при кризисе. Это исключает использование жестких организационных форм и приводит к необходимости использовать более гибкие и адаптивные формы управления.


Можно ли успешно провести реструктуризацию системы управления компанией в кризисной ситуации?

Во время кризиса условия для внутреннего перераспределения имеющихся ресурсов компании достаточно ограничены, поэтому снижение эффективности функционирования существующей структуры не погашается результатами становления новой структуры предприятия. В этой ситуации необходимо:

  • Своевременно выявлять необходимость реструктуризации и заниматься развитием элементов новой структуры компании. Например, своевременное освоение конкурентоспособной продукции даст возможность соответственно перераспределить ресурсы компании при проведении реструктуризации.
  • Необходимо замедлять процессы разрушения существующей структуры компании с целью ее сохранения до того момента, когда будут спроектирована и начнет внедряться новая система управления.

Что нужно учитывать при принятии решения о перестройке системы управления компанией в относительно стабильной ситуации?

  • Первый принцип перестройки управления компанией состоит в том, что сокращение производственных издержек не должно быть самоцелью. Перестройку стоит осуществлять на основе фундаментального анализа компании, ее возможностей и того, какие людские, материальные и финансовые ресурсы могут обеспечить будущий успех.
  • Второй принцип перестройки управления компанией состоит в том, что ее не нужно путать с освоением передового опыта. Конечно, достичь "мирового класса" на каком-либо направлении - дело похвальное и стоящее, но даже к такой цели нельзя стремиться вслепую. Всему этому должно предшествовать изучение основных процессов и видов деятельности, и решение, насколько нужно и полезно их изменять, следует принимать с осторожностью.
  • Третий принцип состоит в том, что к перестройке управления компанией можно приступать только после предельно точного определения стратегических целей, намерений и приоритетов компании.
  • Четвертый принцип состоит в том, что начинать перестройку системы управления имеет смысл, только если этот процесс будет учитывать как поставщиков, так и клиентов компании.

Кроме того, необходимо понимать, что в ходе организационной перестройки придется в полной мере учитывать противоречия между качественно новыми внешними требованиями к деятельности предприятия и инерционностью его внутренней структуры. Практически при любых организационных преобразованиях каждая последующая по очередности преобразования структура управления компанией наследует предыдущую структуру, и на первых порах предопределяется ею. Лишь по мере становления новой структуры компании, отвечающей внешним условиям ее деятельности, происходят окончательные и реальные организационные изменения. С учетом этого, большинство российских компаний при прохождении через реструктуризацию системы управления сталкивается с этапом организационной "многоукладности", когда в компании уже действует новая структура управления, но по-прежнему действуют старые правила принятия решения, старые традиции и нормы.


Какие подходы к перестройке системы управления компанией считаются наиболее современными?

Можно назвать определенные тенденции в процессах структурной перестройки управления компаний в последнее время:

  • Традиционная организация, в которой существовало много уровней управления, постепенно заменяется системой управления, в которой самого низшего работника отделяет от высшего руководства не так уж много уровней. Организационная структура при этом выглядит более плоской.
  • В традиционных организациях основными подразделениями являются функциональные подразделения. В современных компаниях на первый план выходит рабочая команда.
  • В традиционных организациях между подразделениями и/или функциями существуют четкие границы. В современных компаниях границы между подразделениями или функциями более размыты и непостоянны.
  • В традиционных организациях границы между подразделениями или филиалами часто мешают решению проблем межфункционального характера. В современных компаниях проблемы зачастую решают на межфункциональной основе и в процессе общения между подразделениями. Организации стремятся ликвидировать внутренние границы.
  • В современных компаниях, по сравнению с традиционными, более часто проводят собрания, в которых участвуют представители разных уровней, подразделений и функций.
  • В традиционной организации линейные функции (производство, обслуживание клиентов и т.д.) отделены от выполнения функций обеспечения (технического обслуживания, ведения документации и т.п.), а различные типы работы поручают разным подразделениям. В современной организации линейные и штабные функции постепенно интегрируются.
  • В традиционной организации большинство сотрудников не могут сказать, что отвечают за свое "дело" в рамках большой организации. В современной компании многие работники считают, что у них есть свое "дело" в рамках компании. Люди работают в составе подразделений или команд, производящих конечный продукт или предоставляющих определенную услугу. Поэтому они начинают идентифицировать свою деятельность с конечным продуктом (или услугой), производимым их подразделением.

Какие типовые варианты реструктуризации компании вообще существуют?

Реструктуризация - это изменение структуры какой либо системы. Если под структурой понимается организационная структура, то реструктуризация - это изменение организационной структуры, если рассматривается структура бизнес-процессов, то реструктуризация - это изменение бизнес-процессов.

Обычно реструктуризация компании проводится в целях обеспечения эффективного распределения и использования ресурсов. Реструктуризация структуры управления может происходить по различным сценариям и с использование двух основных подходов:

  • Проектирование структуры управления;
    Данный подход заключается в проектировании бизнеса и его организационной структуры в соответствие с выбранной стратегией компании. Наиболее известным из методов проектирования бизнеса является бизнес-реинжиниринг.
  • Эволюционное развитие структуры управления.
    Данный подход заключается в постепенной подстройке системы управления к изменениям во внешней среде и в поиске компромисса между требованиями рынка и теми способами работы, которые исторически сложились в данной компании.

В процессе перестройки управления компанией может происходить:

Изменение конфигурации компании, в том числе:

  • Разделение компании на отдельные самостоятельные части;
  • Выделение из состава предприятия отдельных частей;
  • Присоединение к компании каких-либо частей из внешнего окружения;
  • Слияние компании с другими компаниями.
  • Сокращение компании, бизнеса и т.д..

Преобразование организационной структуры компании, в том числе:

  • Перераспределение ответственности подразделений;
  • Переход из линейно-функциональной структуры в дивизиональную и наоборот;
  • Изменение функциональной структуры, появление новых или сокращение функций и т.д.

Изменение способов функционирования компании, в том числе:

  • Реинжиниринг бизнес-процессов.

Каждый их применяемых подходов и сценариев к реструктуризации компании имеет собственные цели, собственные преимущества и ограничения. Необходимо сказать, что выбор структуры управления для компании на практике связан не только с задачами повышения эффективности бизнеса, но и с задачами распределения власти, влияния и структуры отношений. Поэтому выбор подхода и сценария реструктуризации системы управления компанией обычно зависит от большого количества субъективных факторов.

В данном модуле мы предпочли остановиться на применении бизнес-реинжининга в компании, как на наиболее современном подходе к реструктуризации системы управления компанией, ориентированном на повышение эффективности бизнеса в целом.

В теме реинжиниринга обычно используются такие понятия как:

  • бизнес-инжиниринг, то есть проектирование бизнес-процессов и системы управления компанией "с чистого листа";
  • бизнес-реинжиниринг, то есть перепроектирование уже существующих в компании бизнес-процессов и системы управления.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
  • ВЫБИРАЙТЕ ТЕ ПОДХОДЫ К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВАШИМ ЦЕЛЯМ И СТРАТЕГИИ ВАШЕЙ КОМПАНИИ.
  • СОЧЕТАЙТЕ ТЕ ПОДХОДЫ К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВАШИМ ЦЕЛЯМ И СТРАТЕГИИ ВАШЕЙ КОМПАНИИ.
  • ПРИ ВЫБОРЕ ОСНОВНОГО ПОДХОДА К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КОМПАНИИ УЧИТЫВАЙТЕ КАК ОБЪЕКТИВНЫЕ, ТАК И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ.

Подготовлено по материалам сайтаm http://www.dist-cons.ru/





Также на сайте:
Планирование в современном бизнесе
Повышая качество обслуживания в Америке: уроки усвоены

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?