Удивительно, что можно совершить, если работаешь с теми, на кого можно положиться" (Брайан Трейси)

Оценка эффективности функционирования элемента

Возьмем в качестве примера оценку эффективности функционирования элемента СК <Закупки>. Приведены два возможных критерия оценки.

Цели политики в области качества элемента <Закупки> заключаются в поставке на предприятие материалов и комплектующих установленного качества и количества, точно в срок и с наименьшими затратами.

Реализация этих целей во многом зависит от способности субподрядчиков выполнять все требования контракта, среди которых немаловажным является необходимость иметь сертифицированную на соответствие ГОСТ Р ИСО 9000 систему качества или представить график ее разработки, внедрения и сертификации.

Чем больше субподрядчиков, имеющих сертифицированную СК или ведущих работу по сертификации СК, тем больше уверенности у руководства предприятия в достижении целей политики элемента <Закупки>.

Таким образом, первым критерием оценки эффективности функционирования элемента СК <Закупки> может быть процент субподрядчиков, имеющих сертифицированную СК, из числа всех субподрядчиков предприятия. Если этот процент невысок и не возрастает от периода к периоду, то в этой части элемент <Закупки> функционирует неэффективно, и руководителям необходимо принять соответствующие корректирующие действия.

В качестве второго критерия оценки может быть принят следующий показатель. Если вследствие экономического кризиса произошла остановка или полное прекращение производства некоторых материалов и комплектующих, то работники отдела материально-технического снабжения вынуждены искать заменители, а конструкторы и технологи - принимать решение о возможности замены материалов и давать разрешение на такую замену.

Применение заменителей, конечно, не улучшает качество продукции и ведет к дополнительным затратам, связанным с проведением опытных работ и дополнительных испытаний, доработкой оснастки и инструмента, изменением технологии и т.п. Любые замены материалов и комплектующих снижают одно из главных условий качества продукции - стабильность процессов.

Замены материалов можно избежать, если закупать необходимый материал у иностранного субподрядчика или оказать помощь российскому субподрядчику в возобновлении производства. Но все эти действия повлекут за собой немалые дополнительные затраты, которые могут в несколько раз превысить затраты, связанные с применением заменителей. Оптимальное соотношение затрат, вызванных заменой материала, и затрат, связанных с закупкой материала у иностранного субподрядчика по более высоким ценам, можно выразить определенным нормативом количества разрешений на замену материалов и комплектующих.

Условно это можно показать на графике . Таким образом устанавливаются границы зоны оптимальных затрат, в которой может находиться определенное количество разрешений на замену.

Следовательно, вторым критерием оценки эффективности функционирования элемента СК <Закупки> может быть норматив количества разрешений на замену материалов и комплектующих в зоне оптимальных затрат.

Превышение норматива по количеству разрешений на замену материалов (точка В) будет означать, что элемент СК <Закупки> работает неэффективно с точки зрения обеспечения стабильности процессов.

Если количество разрешений на замену материалов ниже норматива (точка А) и материалы приобретаются не по завышенным ценам, то это свидетельствует о высокой эффективности работы элемента СК <Закупки> и высокой стабильности процессов.

Если количество разрешений находится между точками А и В, это значит, что элемент СК <Закупки> работает достаточно эффективно и обеспечивает стабильность процессов.

На наш взгляд, аналогично могут быть определены критерии оценки эффективности функционирования других элементов СК.

Было бы интересно изучить опыт других предприятий, получить предложения и замечания специалистов по вопросу оценки эффективности функционирования СК.

Литература

  1. СТП 37.101.9763 2000. Оценка работы поставщиков по обеспечению качества поставок комплектующих изделий: Стандарт АО <АвтоВАЗ>.
  2. Конти Т. Самооценка в организациях. - М: Стандарты и качество, 1999. - 327 с.
  3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М: Новости, 2000. - 431 с.

Подготовлено по матеpиалам http://www.farial.ru/





Также на сайте:
Oрганизационно-методические подходы к созданию интегрированных систем менеджмента
Противоборство основных парадигм менеджмента

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?