–°–Њ–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Ї—А—Г–ґ–Ї–Њ–≤ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–∞ –Є –Є—Е —А–∞–±–Њ—В–∞ –љ–∞ –љ–∞—З–∞–ї—М–љ–Њ–Љ —Н—В–∞–њ–µ –±–µ–Ј –њ–µ—А—Б–њ–µ–Ї—В–Є–≤—Л —Г–≤—П–Ј–Ї–Є –Є—Е –і–µ—П—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В–Є —Б –≤—Б–µ–Њ–±—Й–Є–Љ —Г–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–Њ–Љ –љ–µ –і–∞–і—Г—В –ґ–µ–ї–∞–µ–Љ–Њ–≥–Њ —Н—Д—Д–µ–Ї—В–∞. (–Ъ. –Ш—Б–Є–Ї–∞–≤–∞)

Ќаши национальные интересы и проблема качества

- Ќачнем с самого простого и самого сложного вопроса: как ¬ы оцениваете ситуацию с качеством в –оссии?

-  ак критическую. ” нас и прежде с качеством было далеко не благополучно, а за 10 с лишним лет реформ лучше не стало. ’от€ вначале на рыночную экономику возлагались большие надежды. —читалось, что рынок отделит зерна от плевел, качественное - от некачественного. ќн отделил: “олько среди качественного оказалась не наша продукци€. ћы же тем временем растер€ли опыт, квалифицированных специалистов и некоторые эффективные организационные формы. ¬от и приходитс€ сейчас срочно восстанавливать утраченное и догон€ть конкурентов, которые ушли далеко вперед.

» это еще не все. √одами воспитанна€ вера нашего населени€ в высокое качество импортных товаров спровоцировала засилие дешевого и совсем не качественного ширпотреба на нашем рынке, а это сокрушило отечественную промышленность, производ€щую товары народного потреблени€. <ƒикий рынок> обострил такие проблемы, как безопасность населени€, защита от подделок, от так называемой контрафактной продукции:

- ј что же государство? ƒолжно же оно сто€ть на страже наших интересов.

- √осударство, естественно, не могло не реагировать на эти безобрази€. я смело могу утверждать, что делалось немало. ƒостаточно назвать хот€ бы введение сертификации товаров и услуг, котора€, хоть и не без издержек, до сих пор предотвращает много бед: и массовое отравление некачественными продуктами, и защиту от возгорани€ бытовых приборов, и контакт людей с небезопасными материалами. –аботали и работают надзорные службы √осстандарта, √оссанэпиднадзора, “орговой инспекции и др. ”точн€лись и ужесточались требовани€ стандартов.

-  стати, о стандартах.  ак ¬ы считаете, что важнее: наказывать за несоблюдение стандартов или стимулировать за превышение их требований?

“ак нельз€ ставить вопрос. ≈сть требовани€ к качеству продукции и услуг, которые должны выполн€тьс€ неукоснительно, это требовани€, относ€щиес€ к защите человека и природы от любых видов вредных воздействий. “акие требовани€ во всем мире устанавливаютс€ государством и государством же контролируютс€. ” нас недавно прин€т ‘едеральный закон <ќ техническом регулировании>, где установление таких норм предусматриваетс€ на самом высшем уровне - в основном в виде законов. Ќарушение же законов должно каратьс€ государством. », надеюсь, установление мер ответственности не заставит себ€ ждать.

„то касаетс€ добровольных стандартов, они должны устанавливатьс€ исход€ из требований потребител€, а потому и за несоблюдение их должен наказывать потребитель - рублем и отсутствием спроса. —тимулы идут от того же потребител€ - устойчивый спрос и возможность держать цену, обеспечивающую хорошую рентабельность предпри€ти€.

- Ќо ведь есть и другие формы стимулировани€ добросовестных товаропроизводителей: премии, конкурсы, рейтинги. ѕравда, когда узнаешь, что некоторые из них сто€т больших денег, начинаешь видеть в таких конкурсах способы обмана потребител€, в лучшем случае - рекламные или PR-акции.  ак ¬ы относитесь к таким формам стимулировани€?

-  онкурсы конкурсам рознь. ¬о многих странах есть така€ замечательна€ форма стимулировани€, как национальна€ или правительственна€ преми€ по качеству. —ама€ стара€ из них преми€ имени ƒеминга в японии, она существует уже не одно дес€тилетие. Ќесколько моложе преми€ имени ћалкольма Ѕолдриджа в —Ўј. ¬ 90-х годах национальные и правительственные премии стали учреждать по всей ≈вропе и кое-где в јзии. ≈жегодно присуждаетс€ ≈вропейска€ преми€ по качеству. ” нас в стране с 1996 г. существуют премии ѕравительства –оссийской ‘едерации в области качества. »х уже заработали 57 организаций, представл€ющих 26 субъектов –оссийской ‘едерации. ¬се названные премии - и наши и зарубежные - безденежные. Ёто премии престижа.  роме того, они требуют от участников премиальных конкурсов серьезных усилий по проведению самооценки и даютс€ не за конкретные издели€ или услуги, а за работу предпри€ти€ в целом, в ≈вропейской премии это называетс€ <за совершенство в бизнесе>. ¬ли€ние таких премий на повышение конкурентоспособности компаний очень велико.  стати, у нас это еще далеко не все пон€ли, а потому не спешат записыватьс€ в соискатели премии.

≈сть конкурсы товаров, которые провод€т разные, чаще всего, общественные организации. Ќапример, <¬сероссийска€ марка. III тыс€челетие. «нак качества XXI века>, <ћосковское качество>, <“овар года>, <100 лучших товаров –оссии>. ѕодходы устроителей этих конкурсов разные, но главна€ цель одна - организаци€ соревновани€ товаропроизводителей. я знаю, как говоритс€, изнутри ѕрограмму <100 лучших товаров –оссии>, которую уже почти 6 лет провод€т јкадеми€ проблем качества и редакци€ журнала <—тандарты и качество> при активной поддержке √осстандарта –оссии. Ёто программа, конечна€ цель которой вовлечь как можно больше регионов, предпри€тий, организаций, частных мастеров в движение за качество. ѕервые шаги в программу станов€тс€ дл€ многих дорогой в мир качества. Ћюди начинают узнавать, что существуют особые методы обеспечени€ качества, системы управлени€ качеством и даже международные стандарты на системы менеджмента качества.

„то касаетс€ платы за награды и рейтинги, то тут бывает вс€кое. ≈стественно, участники конкурсов плат€т какие-то оргвзносы, необходимые на проведение конкурсов, но есть и такие меропри€ти€, где участник пр€мо платит за место в рейтинге или за медаль. ” мен€ нет информации по всем нашим конкурсам, но, скажем, такие <международные> награды, как <‘акел Ѕирмингема> или <«олота€ арка>, сто€т приличных денег.

ќднако участие в конкурсах - дело добровольное. Ќе хочешь - не участвуй! √лавное - посчитай, что получишь.

- ¬ы только что упом€нули системы менеджмента качества.  ак ¬ы оцениваете перспективы распространени€ в –оссии стандартов »—ќ серии 9000? ћного ли даст нам вовлечение в международную кампанию по их внедрению?

ћного. ≈сли бы это ничего не давало, в мире не насчитывалось бы больше 100 тыс. компаний, получивших сертификаты на свои системы менеджмента качества.

¬ообще, »—ќ 9000 заслуживают отдельного разговора. я подчеркну лишь три момента.

¬о-первых, чаще всего говоритс€, что сертификат на систему менеджмента качества - пропуск на рынок. ѕоэтому у многих руководителей компаний по€вл€етс€ желание купить вожделенный сертификат и с гордостью демонстрировать его партнерам и конкурентам. Ќе обольщайтесь! ѕервое же серьезное столкновение с потребител€ми по поводу качества товара - и ваш сертификат становитс€ пустой бумажкой. ј он должен работать на конкурентоспособность, быть своеобразной справкой о здоровье предпри€ти€.

¬о-вторых, чтобы сертификат действительно стал пропуском на рынок, проблемой качества должен <заболеть> весь коллектив компании и, в первую очередь, - руководитель.

¬-третьих, стандарты »—ќ серии 9000 требуют об€зательного наведени€ пор€дка на предпри€тии, во всем: в документации, в планах и программах, в системе контрол€, в изучении рынка и т.д. ¬се это с наскока не возьмешь. Ётому нужно учитьс€. ј обучение требует времени и средств.

- ¬ы знаете, бытует мнение, что в –оссии невозможно научить тому, чего требуют стандарты »—ќ: пор€дку и последовательности в достижении необходимого качества, тщательности и т. п. ƒиапазон нашего отношени€ к работе - от Ћевши, который может блоху подковать, до <технологии т€п-л€п>, и мы, к сожалению, склон€емс€ больше ко второму варианту...

- ¬от мы и подошли к самому главному. ¬ начале нашей беседы речь шла о роли государства в обеспечении качества продукции. ¬се, о чем € говорил - технические регламенты, сертификаци€, премии - это очень важные государственные дела, но каждое из них существует как отдельное меропри€тие. Ќам же нужна государственна€ политика в области качества со своими цел€ми, задачами, этапами реализации, программами обучени€.

ќсновы такой политики разработаны и обобщены в документе, который называетс€ < онцепци€ национальной политики в области качества продукции и услуг>. “екст можно найти в <¬естнике √осстандарта –оссии> є 6 за 2002 год. Ёто основательно проработанный документ. ≈го посмотрели и обсудили в нескольких министерствах и ведомствах, внимательно проанализировали в јкадемии проблем качества и во ¬сероссийской организации качества. —ейчас судьбу документа должны решить высшие органы государственной власти.

 онцепци€ формулирует р€д принципов, определ€ющих основные направлени€ реализации национальной политики в области качества, главный из них - <¬сеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей>.

ќдин из главных постулатов  онцепции звучит так: <¬оспитание культуры качества €вл€етс€ ключевой задачей пропаганды и всей системы воспитани€, начина€ со школьной скамьи>.

¬от если нам удастс€ в ближайшем будущем строить государственную политику на основе этих концептуальных положений, по€витс€ надежда, что вектор перемен будет направлен от <технологии т€п-л€п> к мастерству и тщательности Ћевши.

я возлагаю большие надежды на конференцию, которую проводит јссоциаци€ менеджеров. «десь соберутс€ люди, сто€щие у рул€ сильных предпри€тий, во многом определ€ющих состо€ние российской экономики. ¬стреча с ними и деловой разговор дл€ мен€, как руководител€ национальной общественной организации в области качества, - прекрасный повод дл€ налаживани€ контактов и достижени€ взаимопонимани€. “ем более что через год нам вместе придетс€ принимать в –оссии 48-й  онгресс ≈вропейской организации качества, и хотелось бы к этому времени увидеть первые шаги реализации национальной политики в области качества, поддержанной лидерами бизнеса.

ќпубликовано на http://s-q.mirq.ru





“акже на сайте:
Ќекоторые аспекты неформального подхода к внедрению —ћ 
Ќовые возможности системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2000.

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?