У каждого человека есть своя работа, свои обязанности, свое влияние, которые присущи только ему одному и которым его может обучить только его собственная совесть. (Уиллиам Ченнинг)

Как измерить качество?

В статье В.И. Карпикова (См.: Век качества. 2001. № 3. С. 10-11) поднимается важная проблема - как в условиях конкретной организации оценить эффективность системы менеджмента качества (СМК). Продолжая начатую дискуссию, автор предлагаемого материала считает, что особое значение имеет оценка эффективности СМК с финансовой точки зрения. Каждое предприятие решает эту сложную задачу по -своему, поскольку пока не разработаны общепринятая методология и рабочие методики оценки. Как следствие этого - принимаются неоптимальные решения с вытекающими отсюда негативными последствиями для предприятия. Проблема оценки эффективности СМК еще ждет своего решения

В.И. Якушев,

эксперт ЦС <Госавиасертифика >

Измеряй микрометром. Отмечай мелом. Отрубай топором

Правило точности Рэя

Наиболее простой путь - наладить учет, анализ и планирование затрат на обеспечение качества, то есть измерить качество рублем. К сожалению, предприятия, где налажен такой учет, встречаются редко. Да и у исследователей этой проблемы тоже нет единого мнения: многие считают, что не стоит усложнять жизнь, поскольку результат от такого учета незначителен, а объем работ по сбору и обработке информации возрастает существенно. Следует отметить, что МС ISO 9001:2000 содержит требование определения затрат на качество.

В самом деле, с внедрением на предприятии системы качества на основе МС ISO 9000 функции экономической и бухгалтерской служб практически не изменились: СМК действует сама по себе, бухгалтерия решает свои задачи. В действующей системе учета затрат на производство значительная часть затрат на обеспечение качества продукции рассредоточена и обезличена, что не позволяет анализировать их распределение и динамику, находить пути улучшения работы. Тем самым затрудняется реализация одного из основных принципов ISO 9001:2000 - принципа непрерывного улучшения, целью которого - сокращение потерь, экономия затрат и улучшение качества продукции.

Для налаживания управления затратами на обеспечение качества целесообразно дополнить Руководство по качеству разделом <Управление затратами на качество >, где будут сформулированы задачи по учету и анализу затрат, решаемые на каждом этапе производства, а также принципы оценки, планирования и управления. Также необходимо разработать стандарт предприятия, регламентирующий порядок сбора финансовой информации обо всех видах затрат на качество, процедуры ее обработки и анализа, а также определяющий ответственных исполнителей, формы регистрации данных и представления отчетов для высшего руководства. Ответственным за организацию учета затрат на обеспечение качества должен быть главный бухгалтер, а ответственным за их анализ, оценку и принятие необходимых мер - директор по качеству.

Стандарт ISO 9000:2000 требует, чтобы менеджмент качества базировался на фактической информации (экономических, физических, геометрических, временных и других характеристиках продукции и процессов). Средством измерения качества, в том числе и затрат на качество, может стать перестройка информационного обеспечения предприятия на основе внедрения новых информационных технологий [1, 2, 3]. Тогда традиционная технология создания и функционирования системы качества, состоящая во внедрении организационных решений, подготовке документации, <бумажном > сборе и обработке информации приобретает новое содержание. Система менеджмента качества становится не столько физической, сколько <виртуальной >. Информационная компьютерная система предприятия позволяет не только автоматизировать сбор, обработку, документирование данных о процессах обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла продукции или изделия, но и перейти на <безбумажную > технологию управления.

Выход на более высокий технологический уровень работы с информацией - это стратегическая цель предприятий, но именно в создании системы информационной поддержки СМК заключается суть <измерения качества > и, на этой основе, - оценки эффективности функционирования системы качества.

Для руководства предприятия представляют интерес следующие реальные данные о следующих видах затрат:

  • расходы на содержание службы качества и сертификацию;
  • затраты на технический контроль и испытания продукции;
  • потери от внутреннего и внешнего брака. Это область наибольших потерь, включающая в себя затраты, связанные с несоответствиями и дефектами, выявленными в ходе производства и на этапе послепродажного сервиса; стоимость дополнительных работ по устранению брака;
  • затраты на рекламационную работу;
  • убытки от нарушения сроков и объемов поставок;
  • арбитражные издержки, санкции за нарушение прав потребителей;
  • суммы незаслуженно выплаченных работникам премий;
  • распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;
  • структура затрат на обеспечение качества по заказам (видам продукции);
  • - затраты на подготовку, переподготовку и аттестацию персонала.

    По мере улучшения качества продукции стоимость потерь снижается. Затраты, вложенные в предупредительные мероприятия, как правило, приводят к значительному сокращению общих затрат за счет снижения убытков от внутреннего и внешнего брака. Доля затрат на оплату труда основных производственных рабочих в себестоимости продукции также имеет тенденцию к уменьшению. Поэтому объем затрат, которые идут на обеспечение и управление качеством, довольно существенно зависит не только от затрат основных ресурсов (оплата труда основного персонала, расход энергии и материалов), но и в большей степени - от объема вспомогательных операций, не добавляющих новую стоимость, таких как подготовка производства, входной контроль, технический контроль качества продукции, испытания, обращение с несоответствующей продукцией и др. В этих операциях основная доля работ выполняется специалистами ОТК и вспомогательным персоналом, не создающими новой стоимости. В общей совокупности затрат на производство продукции затраты на контроль качества и испытания изделия, например в авиационной промышленности, составляют примерно 25-30%, а в электронной промышленности и приборостроении - достигают 25-50% себестоимости изделий.

    Прямые затраты труда снижаются, в результате непрямые функции могут вносить существенный вклад в формирование стоимости продукции. Руководству предприятия это необходимо знать не по абстрактным рассуждениям, а на основе соответствующих измерений и регистрации данных. Тогда принятие решений будет основываться на фактах.

    Создание системы оценивания затрат на качество может стать средством выявления неэффективных видов деятельности, способом оценки результативности СМК, а финансовые отчеты помогут руководству предприятия оценивать результаты инвестиций в качество на общедоступном языке делового общения.

    Литература

    1. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. Рекомендации по стандартизации. - М.: Госстандарт РФ, 2001.

    2. ГОСТ Р ИСО 10303-99. Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление и обмен данными об изделии.

    3. Компьютерные системы управления качеством продукции - эффективный путь внедрения международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года: Тезисы докладов научно -практической конференции, 19-20 июня 2001 г., г. Королев. - М., 66 с.

    Опубликовано на Век качества





    Также на сайте:
    Наступившая эра нового менеджмента требует иного представления о команде
    Корпоративный менеджмент на принципах качества

    Подготовлено при поддержке:
  • О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Рекомендуем

    Наш новый проект:
    Все о качестве менеджмента
    Избранные книги

    Реклама на сайте





    Как сюда попасть?