Никогда не вступайте в дело, если Вы не знаете, как его вести.

Cистема управления качеством высшего образования в регионах россии

Садков Виктор Георгиевич, (0862) 42-11-05, guif@ostu.ru, д.э.н., профессор
Силаева Ольга Алексеевна, (0862) 42-11-05,guif@ostu.ru
Брехова Татьяна Борисовна, (0862) 42-11-05, guif@ostu.ru
г. Орел, Орловский государственный технический университет

Проблема качества подготовки специалистов всегда являлась весьма актуальной, а в период перехода к рыночным отношениям стала крайне острой в силу следующих причин: ликвидация государственного распределения выпускников вузов; неустойчивость рынка труда; сокращение госбюджетного финансирования образовательной и научной деятельности; снижение мотивации к овладению инженерными знаниями, так как приоритет в основном отдается более "легким и престижным" специальностям - юридическим и экономическим. (Следует, правда, отметить, что в последние годы наметилась и иная тенденция).

Эффективность исследований по оценке качества образования в основном зависит от того, что понимается под качеством образования. Это понятие трактуется различными исследователями довольно неоднозначно.

В сложившейся ситуации можно выделить три основных подхода к оценке качества образования. Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.

Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств (например, контроля) для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.

Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. Они идут по самому трудному пути, однако именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем.

Однако, до настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованной система показателей качества подготовки обучаемых, так же, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования.

При рассмотрении понятия "качество образования" следует учитывать ряд моментов. Под "качеством" в обобщенном смысле понимается совокупность свойств предмета удовлетворять определенным потребностям. Следовательно, качество - комплексная характеристика. По определению профессора Э. Короткова, - "Качество образования : - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития".

Однако, проанализированные методики оценки качества образования, как и само понятие "качество образования", представляемые различными авторами, на наш взгляд, далеки от совершенства и фактически не учитывают вышесказанное.

Многие авторы определяют качество образования как качество функционирования системы образования. Однако некоторые специалисты трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обучения (подготовленности).

Отсюда, одну из основных проблем высшего образования разработчики современной государственной политики России в области образования связывают с необходимостью достижения и превышения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Более того, завершенность процесса стандартизации в вузах напрямую связывают с сертификацией соответствия предоставляемых образовательных услуг указанным государственным стандартам.

В этой связи следует отметить, что требования к выпускникам вузов и критерии их оценки должны содержаться в государственных образовательных стандартах (ГОС). Однако, если минимальные требования (набор дисциплин и примерное их содержание) в какой-то степени в них сформулированы, то критериев оценки соответствия выпускников этим требованиям нет.

Подтверждением приверженности этому методическому несоответствию служат подходы, закладываемые в концепцию создания комплексной системы управления качеством подготовки специалистов. Ее построение связывается с решением трех взаимосвязанных задач:

  • формирование эталона качества;
  • сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе оценка качества;
  • выработка управляющих воздействий с целью минимизации обнаруженных отклонений.

Очевидно, в этом случае оценка качества системы управления образованием производится на основе представлений об эталоне качества подготовки специалиста.

Анализ образовательного процесса показал, что он имеет много общего с любым производственным процессом, но в нем есть и принципиальные отличия.

Во-первых, объектом деятельности вуза является человек, что исключает шаблонные подходы. Во-вторых, специфику вуза определяет его основная деятельность - образовательная и научная, главная задача которых - воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.

В-третьих, результативность образовательной деятельности зависит от эффективности научных исследований. Именно научная деятельность дает возможность профессорско-преподавательскому составу непрерывно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания и практический опыт. В этой связи следует заметить, что в настоящее время наметилось "расщепление" научного пространства в подготовке кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук из-за командировочных расходов, непосильных для вузов. Процесс подготовки специалистов все более замыкается в рамках региональных научных школ, не всегда способных обеспечить должный уровень их научной подготовки.

В-четвертых, образовательный и научный процессы не могут плодотворно развиваться без информационных технологий, следовательно, третье направление деятельности - информационное.

В-пятых, социальное и финансово-экономическое направление деятельности вуза также имеют свои особенности. Вуз не может эффективно работать без хорошо организованной административно-хозяйственной деятельности.

В 1997-1999 гг. учеными (А.И. Субетто, В.В. Чекмарев и др.) была разработана Концепция мониторинга качества образования в России, исходя из разработанного потенциала синтетической квалиметрии человека и образования. В качестве системообразующего и организующего направления деятельности в оценке качества образования были приняты ежегодные аналитические доклады, образующие "систему": доклады федерального и регионального уровней; доклады УМО вузов, образовательных учреждений.

В качестве инструментария мониторинга были исследованы: прямые мониторинговые исследования качества образования (как правило, пилотные); действующие оценочные системы в образовательных учреждениях, социологические измерения и обобщения; существующие статистические системы учета и отчетности.

В этом направлении получен ряд промежуточных результатов. Осуществлен статистико-социогеографический квалиметрический мониторинг развития образования и качества воспроизводства интеллектуального потенциала страны. На базе этих данных выпущена монография и атлас. Проведены эксперименты организации мониторингов качества образования в регионах (в Алтайском крае, в г. Новосибирске, в Костромской области), в ряде УМО вузов.

Однако, при отсутствии четкой и определенной системы показателей оценки качества образования и выборочности проведения мониторинговых исследований, а также, имея в виду их краткосрочный характер, можно определить эти проекты как экспериментальные.

В высшем образовании как общественном институте прослеживаются как весьма позитивные тенденции, отражающие насущные требования современности, так и тенденции коммерциализации, часто снижающие качество образования. К позитивным тенденциям можно отнести ряд количественных и качественных изменений. Сегодня в России на 10 тыс. жителей - около 260 студентов, для студентов высшего и среднего профессионального образования в России этот показатель достиг 400 студентов на 10 тыс. жителей и является одним из самых высоких в мире.

Актуальность проблемы оценки и управления качеством образования объясняется тем, что за последние десятилетия высшее образование приобрело широкомасштабный характер, что стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса.

Управление развитием образования в качестве важнейшей составной части требует создания систем мониторинга качества образования как в общенациональном масштабе, так и в разрезе регионов страны.

Таким образом, в настоящее время необходима такая методика оценки качества образования, которая не основывалась бы только на оценках в дипломе студента, а объективно оценивала бы действительные знания студентов, их способность реализовать на практике полученные знания. В методику оценки качества образования следует ввести также склонность студента к новациям, стремление к дальнейшему совершенствованию личности.

Концептуально-методическая основа для оценки качества образования выпускников должна включать следующие основные направления (блоки):

1) фундаментальность образования, позволяющая иметь широту кругозора выпускников в соответствующих сферах знаний;

2) целевая специализация образования, позволяющая быстро адаптироваться и успешно осуществлять конкретные обязанности;

3) наличие творческих навыков и способности к генерации нововведений;

4) умение и способности реализации знаний и инновационно-инвестиционных проектов в производственной и социальной сферах;

5) общественно-нравственные качества выпускников и уровень образования в социально-политической и гуманитарной сфере.

Оценка качества образования в соответствии с представленными направлениями должна далее предполагать обоснование системы критериев, методов расчета комплексной, интегральной оценки, организации и информатизации оценок, являющихся составными элементами мониторинга качества образования.

Системные основы оценки качества образования вообще, и в регионах России в частности, предполагают рассмотрение образовательного процесса "как системы", на "вход" которой поступает "исходный материал" и внешние ресурсы, преобразуемые в процессе образовательной деятельности в "конечный продукт" образовательной системы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Образовательный процесс в высших учебных заведениях как система

Основываясь на представленной схеме, системная основа оценки качества образования должна охватывать:

  1. оценку качества "конечного продукта", причем по нескольким временным срезам после окончания высших учебных заведений;
  2. оценку качества самого образовательного процесса;
  3. оценку качества подготовки абитуриентов (исходного "материала") для последующего сравнения "того, что получилось" после выхода из высшего учебного заведения с "тем, что было", с тем, какой состав и качество подготовки абитуриентов имели место вначале, "на старте".

Безусловно, важнейшей составляющей частью оценки качества образования является оценка качества "конечного продукта".

Концептуально-методическая основа для оценки качества образования выпускников должна включать следующие основные направления (блоки):

  1. фундаментальность образования, позволяющая иметь широту кругозора выпускников в соответствующих сферах знаний;
  2. целевая специализация образования, позволяющая быстро адаптироваться и успешно осуществлять конкретные обязанности;
  3. наличие творческих навыков и способности к генерации нововведений;
  4. умение и способности реализации знаний и инновационно-инвестиционных проектов в производственной и социальной сферах;
  5. общественно-нравственные качества выпускников и уровень образования в социально-политической и гуманитарной сфере.

Оценка качества образования в соответствии с представленными направлениями должна далее предполагать обоснование системы критериев, шкал и методики, организации и информатизации оценки, являющихся составными элементами мониторинга качества образования.

Методики оценки качества образования в современных условиях должны включать два этапа:

  1. этап оценки качества образования на основе отчетной информации о деятельности ВУЗа по всем указанным ранее аспектам;
  2. этап оценки качества образования на основе социологической информации о выпускниках вузов и их деловых, творческих и общественных карьерах.

Наложение результатов оценок качества образования в соответствии с указанными этапами позволяет получить интегральную оценку качества образования в разрезе каждого из ВУЗов региона. Безусловно, для этого должен быть создан банк данных информационных паспортов высших учебных заведений.

В методике оценки качества образования весьма важным обстоятельством является выбор шкалы оценки.

Оценка качества деятельности образовательных учреждений должна производиться на основе данных "паспортов" образовательных учреждений. "Паспорт" образовательного учреждения - это документ, комплексно характеризующий деятельность образовательного учреждения (ВУЗа, колледжа и т.д.) по всем необходимым аспектам и динамике за ряд лет. При этом глубина ретроспективы для рассматриваемых процессов должна доходить до 10 лет, поскольку сам цикл подготовки специалистов в основном соответствует 5 годам.

Формальная структура интегрального коэффициента (уровня) оценки качества деятельности образовательного учреждения может быть представлена в следующем виде:

å Vi=1, Vi - весовые коэффициенты значимости локального критерия Кi.

(Следует отметить, что для критериев, лучшие значения которых соответствуют меньшей величине, числитель и знаменатель должны меняться местами).

Оценка интегрального уровня качества образования выпускников и специалистов по социологическим данным должна производиться на основе анкеты в виде своего рода "паспорта специалиста" по сопоставимой пятибалльной шкале.

В рамках исследуемой проблемы предложены:

  1. комплексная методика оценки качества образования в регионе, включающая объективную отчетную и социологическую информацию;
  2. метод расчета интегрального уровня оценки качества образования;
  3. системный проект регионального центра управления качеством образованием;
  4. проект регионального закона "Об управлении качеством образования в регионе".

Разработки носят универсальный характер и могут использоваться высшими учебными заведениями, органами государственной власти, структурами, ответственными за высшее и послевузовское образование в РФ, работодателями, а также всеми заинтересованными лицами.

Результаты работы были представлены на третьей выставке-ярмарке "Современная образовательная среда", Москва, ВВЦ, ноябрь 2001 г. и отражены в многочисленных публикациях:

Литература

1.Куртон Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997. - 144 с.

2.Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход //Труды Исследовательского центра. Под научной редакцией доктора технических наук Селезневой Н.А. и доктора экономических наук Субетто А.И.

3.Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - с. 54.

4.Адлер Ю., Кочетов А., Косырев К., Полховская Т., Соловьев В. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов //Образование. - 2000.-№2. -с. 68-72.

5.Качалов В., Прудковский Б. По поводу оценки качества //Высшее образование в России. - №2. - 1999. - с. 54-58.

6.Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. - №5. -С.82-85; №6. - С. 43-49; №7. - С.68-73, №9. - С.84-88; №10. - С.96. - 100; №11. - С.82-91.

7.Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста //Высшее образование в России. - 1995. - №2. - С. 72-78.

8.Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт) - М., 1996.

9.Субетто А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга //Образование. - 2000.-№2.- с. 62-66.

10.Система качества. Методическая документация. - М.: МИСиС, 1999.

11.Садков В.Г., Овчинникова О.П. Система оценки качества высшего образования в регионе //Мониторинг качества образования: направления и опыт. /Материалы IX Симпозиума "Квалиметрия человека и образования: методология и практика". Книга 4. Под науч. ред. Д-ра технич. Наук, профессора Н.А. Селезневой и д-ра филос. и экон. Наук А.И. Субетто.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 121 с.

12.Силаева О.А. Методические основы повышения качества образования на основе мониторинга рынка труда // Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России. Материалы международной научно-практической конференции. 17-29 апреля 2001 г. В двух частях. Часть II. Орел: ОрелГТУ, 2001.- 336 с.

13.Садков В.Г., Овчинникова О.П., Попова О.В., Силаева О.А., Брехова Т.Б., Кириллова Л.П Система управления качеством высшего образования в регионе // Проблемы и опыт обеспечения качества в производстве и образовании. Международная научно-практическая конференция. - Тула, 2001.- 297.

14.Садков В.Г., Вайдерова Т.Г., Брехова Т.Б., Овчинникова О.П., Попова О.В. Концептуально-методические подходы к оценке качества образования // Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России. Материалы международной научно-практической конференции. 17-29 апреля 2001 г. В двух частях. Часть II. Орел: ОрелГТУ, 2001.- 336 с.

15.Силаева О.А., Брехова Т.Б. Управление качеством образования: методологические аспекты // Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России. Материалы научно-практической конференции. Ч. II. 24-26 апреля 2002 г. - Орел: ОрелГТУ, 2002. - 325 с.

16.Садков В.Г. Еще раз о качестве диссертаций и порядке их защиты (в порядке дискуссии) // Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России. Материалы научно-практической конференции. Ч. II. 24-26 апреля 2002 г. - Орел: ОрелГТУ, 2002. - 325 с.

Подготовлено по материалам https://www.ostu.ru/





Также на сайте:
Рекомендации по обработке вопросника
Менеджмент качества (Информационный семинар)

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте