Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. (Наполеон Бонапарт)

Система качества Менеджмент процесса вместо менеджмента документации

Приближается сертификационная или очередная надзорная проверка системы качества вашей организации. Активность персонала, причастного к такой проверке, возрастает и достигает максимума к приходу группы аудиторов. Но на что же направлена такая активность? Думаю, ответ очевиден: наведению порядка в документации системы качества.

Автор ни в коем случае не утверждает, что в промежутке между проверками этому не уделялось никакого внимания. Конечно же, уделялось. Но внешние проверки системы качества и люди их проводящие приучили нас к тому, что любая ошибка в процессе управления документами немедленно документируется как несоответствие, подчас значительное. Вот и бегают инженеры по качеству по предприятию, поверяют наличие всех подписей об ознакомлении на местах, наличие учтенных экземпляров в последней редакции, соответствие структуры документа утвержденному образцу, номенклатуры дел и массу других, не менее полезных аспектов управления документами, которые к тому же характеризуются высокой трудоемкостью.

Ошибиться в рассылке какого-то документа по всем заинтересованным подразделениям достаточно просто. Так же просто и аудитору найти такую ошибку. Гораздо проще, чем выявить несоответствие, реально влияющее на качество процесса или продукции, и тем самым помочь предприятию.
Зададимся риторическим вопросом, насколько влияет на качество, насколько опасно для системы менеджмента качества, например, отсутствие подписи об ознакомлении с должностной инструкцией?

Уберите бумажные документы СМК, переведите их в электронный формат, и количество несоответствий упадет вдвое. Сделайте систему управления документами СМК автоматической на основе простого и доступного программного обеспечения, и несоответствий будет еще меньше.

Значит ли это, что система качества, построенная на основе документации в электронном формате, станет эффективнее или, по крайней мере, не менее эффективной, чем была? И вообще, существует ли простое и понятное определение термина "Эффективность", применительно к системе качества? По мнению автора, одно из них, близкое и понятное практикам системы могло бы звучать так:
Эффективная система качества - это система, в которой производственный и административный персонал, не занятый непосредственно поддержанием системы качества, тем не менее выполняет свои обязанности полностью в соответствии с ее положениями, но даже не подозревает об этом.

Именно так: работает по установленным и утвержденным правилам, не отделяя деятельность в рамках системы качества от своей повседневной деятельности. По-другому этот работник просто не может, как не может, например, воспользоваться прессом как токарным станком.

Достичь такой эффективности можно только одним путем: минимизирую объем бумажной документации, немалая часть требований которой направлена на поддержание самой себя.

Устанавливать правила и давать документальное описание необходимо только в отношении процессов системы менеджмента качества и их взаимосвязей , что, кстати, требует и международный стандарт ИСО 9001:2000. Остальные вопросы нужно отдать на откуп программно-техническим средствам, позволяющим распределить доступ, ответственность и полномочия работников в соответствии со степенью их участия в конкретном процессе СМК.За примером уже сейчас далеко ходить не нужно. Повсеместное использование бухгалтерских и канцелярских программ позволяет сейчас свести смысл внутренней регламентирующей документации, например, бухгалтерии к одной фразе: "Использовать программу 1С: Бухгалтерия".

Кажется очевидным, что использование специализированного программного обеспечения поможет предприятию не только облегчить процесс разработки и внедрения системы качества, но и как минимум, сделать процесс сертификации более предсказуемым и эффективным, направленным именно на выявления реального соответствия или несоответствия элементов системы качества требованиям соответствующего стандарта.

Недопустимо малое количество отечественных предприятий применяет широкие возможности программного обеспечения - а отечественные образцы, одним из часто применяемых представителей которых является комплекс программных средств TRIM - QM, обладают действительно широкими возможностями, позволяющими оказать серьезную и эффективную поддержку разработчикам СМК.
Россия в очередной раз рискует оказаться в положении догоняющего, на этот раз в области применения современных информационных технологий в области менеджмента качества. Более того, многие российские разработки, в частности комплекс TRIM - QM достаточно давно и с удовольствием используются зарубежными потребителями.

Важнейшим для потребителя критерием выбора специализированного ПО, на наш взгляд, является реализация в качестве основного алгоритма цикла непрерывного улучшения (цикл Шухарта-Деминга). Этот алгоритм закладывается и в основу комплекса TRIM - QM, что позволяет говорить о возможности его использования, как одного из инструментов поддержания процессного подхода в системе менеджмента качества предприятия.

Действительно, если в качестве основных компонент комплекса TRIM - QM выступают процессы системы менеджмента качества с набором атрибутов процесса, таких как:

  • планирование процесса;
  • описание процесса;
  • управление информацией, включающую входные и выходные данные процесса;
  • закрепление ответственности за управляющим и участниками процесса;
  • работы, необходимые для протекания процесса
  • проверка и анализ процесса.

и при этом существует возможность устанавливать и отслеживать взаимосвязи этих процессов, то можно сделать вывод, что существует возможность реализовывать основные управленческие функции в отношении процессов системы менеджмента качества.

Комплекс программных средств TRIM, реализуемый на отечественном рынке уже более 3 лет позволяет решать эти задачи, занимая при этом довольно демократичную ценовую нишу по сравнению с зарубежными аналогами.

Сейчас, когда остро стоит вопрос именно практического внедрения принципов МС ИСО 9001-2000 на практике, на работающем предприятии, наблюдается различие, а в некоторых случаях и полярность мнений разработчиков систем качества в отношении процессного подхода в менеджменте. На наш взгляд, именно поэтому применение специальных программных средств позволяет говорить, как минимум, о первом шаге в практической реализации требований МС ИСО 9001-2000, закладывающем фундамент для дальнейшего развития системы менеджмента качества вашего предприятия.

Обзор подготовлен по материалам http://www.trim.ru/





Также на сайте:
Растущее несоответствие между экономическими и политическими реалиями
Новации и качество

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте



  • http://advokat-times.ru Коллегия адвокатов, а также уголовные споры в Краснодаре
  • advokat-times.ru


Как сюда попасть?