На фабриках Форда нет "экспертов". Те, кто считали себя таковыми, уволены. Никто, хорошо знающий свою работу, не будет убеждать себя, что знает ее досконально. (Г. Форд)

КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМУ? КРАТКИЙ ПЛАН. ДВАДЦАТЬ ОДИН БЕСПЛАТНЫЙ СОВЕТ

Лапидус В.А.

Для тех, кто бывает за границей, посещает зарубежные предприятия и при этом знает английский язык, особых проблем нет. И опыта зарубежного достаточно, и книг немало. Рекомендуем, в частности, каталоги Американского общества по качеству ASQ.

И внутри России кое-что есть. Прежде всего это прекрасное руководство по статистическому управлению процессами SPC из комплекта документов по системе QS-9000 . (В целом QS-9000 - это система, которая уже отражает парадигму Шухарта.) Есть практические руководства и иллюстрированные миниальбомы . Есть книги немецких авторов , ну и, конечно, японские книги.

Где в России можно посмотреть на практике систему статистического управления процессами? Мне трудно ответить на этот вопрос со всей определенностью, так как в России есть совместные предприятия, предприятия со 100%-ным зарубежным капиталом. Возможно, у них это сделано на уровне лучших мировых компаний.

Из того, что мы знаем точно: успешные фрагменты есть на Борском стекольном заводе (г. Бор), Заволжском моторном заводе (г. Заволжье), "Инструм-РЭНД" и Павловском автобусном заводе (г. Павлове), на ОСВАР (г. Вязники), на АвтоВАЗ (г. Тольятти).

Почему только фрагменты? Ответ прост: внедрение системы Шухарта это изменение базовых принципов менеджмента, изменение ментальности, производственных отношений, корпоративной культуры. Это очень не просто сделать в короткое время, однако необходимо.

Прежде всего нужно проделать огромную работу по обучению персонала. Нужно установить философию качества, отвечающую новым задачам. День за днем надо изменять корпоративную культуру - это непросто. А на фоне отсутствия оборотных и заемных средств, неплатежей, бартера, взаимозачета, коррупции, воровства и прочих прелестей это представляется вообще маловероятным. Но есть только два пути — или в реанимацию, или в морг.

Второй путь — это тема других специалистов.

По части реанимации (внедрение системы Шухарта - очень хорошее лекарство) высшим руководителям компании можно подсказать некоторые конкретные действия:

1. Заручитесь поддержкой всего высшего менеджмента в части необходимости перемен и изменения базовых принципов менеджмента качеств

2. Пригласите квалифицированных консультантов, лучше всего российских, но хорошо знающих зарубежный опыт (иностранцы очень часто ничего не понимают в нашей действительности). Хороши смешанные команды.

3. Создайте клуб качества высших менеджеров, чтобы на нем выработать основные направления работ и коллективно вести основные преобразования.

4. Разработайте новые политику и философию качества, отражающие принципы менеджмента качества, соответствующие парадигме Шухарта (Деминга).

5. Определите базовые стандарты, которым ваша система качества должна соответствовать. Здесь перечень достаточно ясный;

• МС ИСО серии 9000 и руководство по СУП (SPC) из QS-9000:

• QS-9000; ИСО/ТУ 16949 [22]: МС ИСО серии 14000, модели Европейской и Российской премий по качеству (QA) (модели самооценки)

6 Организуйте тотальное обучение персонала методам ССУП, групповой работы Наиболее эффективно здесь использовать методы мультипликативного обучения персонала. Первостепенное значение уделите повышению знаний и уровня интеллекта компании. Приглашайте на работу сотрудников бывших НИИ, кандидатов и докторов наук, но будьте осторожны - среди них много фальшивых.

7. Организуйте группы качества и группы совершенствования разработки (проекта) и поставьте перед ними задачи улучшить качество процессов и продукции, а также определить характер их взаимоотношений. Группы должны возглавлять лидеры, а не начальники.

8. Измените систему оплаты труда и мотивации. Откажитесь от сдельной формы оплаты труда; материальное стимулирование применяйте только за достигнутые улучшения качества.

9. Откажитесь от репрессивной системы менеджмента: не ищите винов-ных, ищите причины. Но если найденная и доказанная причина— халатность или, тем более, злой умысел определенных работников, увольняйте их. Но помните: их вина должна быть доказана.

10. Введите понятие "хозяин процесса". Им может быть рабочий, оператор, мастер, бригадир. Определите их цели, ответственности, полномочия и взаимодействия. Сломайте "барьеры" между подразделениями.

11. Сделайте информацию о реальном качестве процессов общедоступ-ной, прежде всего организуйте ее доведение до конструкторов и технологов.

12. Вовлекайте персонал в процессы улучшения качества. Но не забывайте о процедурах: самый большой вред своей системе вы нанесете, если вовлечёте людей в процесс улучшений, новаторства, но не обеспечите процедуры рас-смотрения, принятия (или отклонения) предложений и их внедрения, — вы по-теряете своих союзников.

13. Научитесь хвалить своих коллег и подчиненных за успехи и хорошую работу и научите этому всех менеджеров.

14. Освободите директора по персоналу от обязанностей по режиму, безопасности и корпоративным секретам.

15. Не назначайте на должность директора по персоналу бывших сотрудников спецслужб, милиции, ОБХСС, КГБ и лидеров профсоюзных организа-ций.

16. В исключительных случаях назначайте на должность директора по качеству начальника ОТК. Если у вас нет другой кандидатуры, направьте его на очень серьезные курсы по менеджменту качества. Лучше всего выдвигать на должность директора по качеству людей из конструкторско-технологических служб. Это должен быть очень хорошо образованный человек, желательно, со степенью кандидата наук.

17. Займитесь эстетическим воспитанием коллектива. Постоянно организуйте экскурсии в музеи, посещайте театры и выставки. Поощряйте людей с эстетическими наклонностями.

18. Отремонтируйте туалеты. Все помещения должны быть чистыми, следите за состоянием полов.

19. Соблюдайте графики заседаний, мероприятий, цените время как главный ресурс компании. Уважение ко времени перерастает в уважение к прави-лам и процедурам.

20. Окружите себя приятными людьми. Удалите из своего близкого окружения хамов, людей грубых, невоспитанных, неопрятных, не умеющих разго-варивать с другими.

21. Если вы выполните все предыдущие двадцать предложений, у вас мало шансов проиграть. Но чтобы выиграть наверняка, вам нужно набрать еще очко. Как его получить. Никто, кроме вас, этого не знает. Только вы, один вы, должны решить, какую карту взять, чтобы выиграть наверняка.

Менеджмент - это всегда игра с риском. Менеджмент качества - это умение играть с минимальным риском. Но риск все же есть. Поэтому от скуки вы не умрете. Удачи в переменах. Изменяйтесь, не изменяя себе!

И еще, небольшое замечание. У моей мамы — крупного адвоката советских времен в юридической консультации, которой она заведовала, были две специальные книги. Одна называлась "Книга бесплатных советов", другая -"Книга платных советов". В "Книге бесплатных советов " был только один совет: Читайте "Книгу платных советов".

Мы дали вам больше - двадцать один бесплатный совет. Но не забывайте, что у нас, консультантов, есть еще более интересные книги, платные, не очень дорогие. Во всяком случае они стоят намного дешевле того, что Вы можете за-работать, используя их знания.

"Ничто не стоит в России так дешево и не цеенится так дорого за ее пределами, как знания... российских специалистов" (Сервантес и автор).





Также на сайте:
Критерий качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
менеджмент качества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?