Имеющий путь никогда не поступит "потому что". Он всегда поступит "для того чтобы". Самое слабое "для того чтобы" сильнее самого сильного "потому что". (Генри Форд)

Система управления качеством или японский путь

Нашу экономику лечили по разным схемам: "корейской", "аргентинской", "чукотской", а чаще просто "от лукавого"...

А она, родимая, казалось бы, развивается по одним ей ведомым законам, и до сих пор существует несмотря на "помощь" нашего государства, а еще чаще вопреки оной.

И вот еще одно модное лечение: международный стандарт качества ИСО 9000.

Этот стандарт описывает некую схему управления системой качества, как схему управления всем предприятием. Или иными словами, предлагается вести речь не о качестве товара или услуги, а о качестве процессов, которые создают этот товар или обеспечивают выполнение услуги.

В чем преимущество понятно? - Вот и мы не сразу поняли.

Начали от печки. Выяснилось, что некий американец, доктор Эдвардс Деминг, приехал в 1950 году по приглашению японского союза ученых и инженеров (JUSE) в Японию и прочел там 12 лекций, которые и перевернули весь бизнес Японии.

Считается, что все чего достигла Япония - на 96 % заслуга системы управления качеством (СК).

Копнем глубже.

Первое, что предложил сделать Деминг, это стандартизовать бизнес - процессы. По эффективности эту меру можно сравнить с переходом от сборки машин из индивидуальных (не совпадающих между собой) деталей к конвейерной системе, что проделал в свое время Форд.

В чем преимущество такого подхода? Ясно, что стандартизованными процессами управлять проще и эффективнее. Ясно, что опыт специалиста на одном предприятии, фактически полностью пригодится ему при переходе на ту же работу в другой фирме.

Заметим, что это совсем не вяжется с "уникальными" специалистами по бартеру или менеджменту в современных условиях российского бизнеса.

Второе, Деминг исходил из того, что любая Фирма существует в контексте "общества потребления". А это значит, что процветание Фирмы напрямую зависит от благосклонности покупателей и клиентов. Следовательно, нужно позаботиться о качестве своего товара и услуг, чтобы заполучить этих самых клиентов и покупателей. Но как? Если проверять качество каждого продукта или услуги на выходе бизнес - цикла, мы будем вынуждены вдвое увеличить накладные расходы на содержание службы качества и эти тотальные проверки. Вспомним, не столь далекое время, когда на советские товары ставили пентаграмму качества... И тогда Деминг делает следующий шаг: от стандартизации бизнес - процесса к стандартизации качества этого бизнес-процесса. То есть, если мы можем гарантировать, что каждая фаза процесса выполнятся качественно, то автоматически на выходе мы имеем качественный продукт (услугу). Например, если сверлильный станок обеспечивает точность 0,001 мм при необходимой точности в 0,5 мм фрезеровщику сложно не выдержать этот допуск. И основная задача здесь, чтобы технология обеспечивала с этой же точностью и фиксацию на станке заготовок для сверления. Т. е., мы должны полностью минимизировать ошибки, которые может допустить фрезеровщик в данном процессе. Аналогично и в других бизнес - процессах - необходимо минимизировать степень отклонения операций от технологии этого процесса.

Деминг формулирует главный тезис своей теории: "Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы".

Надо сказать, что в Японии эти идеи попали на благодатную почву. Вообщем - то и до этого японские бизнесмены старались сделать всё, чтобы их работники ощущали фирму, как свою семью или нечто близкое к этому. Интереснее, что эти идеи относительно быстро (за 50 лет) завоевали фактически все развитые страны, включая США, Англию, Германию.

Самые последние разработки в СК сейчас связываются с понятиями тотального менеджмента качества, процессного управления и международным стандартом качества ИСО 9000:2000 (принятым и у нас в России). Самое последнее слово "о качестве" сказано в так называемом экологическом менеджменте качества. Бизнесмены осознали, что общество потребления, это не только потребители, но это и условия, в которых эти потребители живут, и будут жить дальше, вместе с потомками этих бизнесменов.

Наш скромный опыт работы по внедрению СК показал следующее:

- После того, как формализованы все бизнес-процессы - эффективность работы Фирмы увеличивается на 20 - 30 %;

- Формализация бизнес - процессов, в свою очередь, сокращает ввод в эксплуатацию системы комплексной автоматизации (КИС) с трех лет примерно до 1 - 2 месяцев;

- Работники фирмы, где реализованы принципы менеджмента качества, чувствуют себя более комфортно и уверенно. Они четко осознают цели фирмы, свой вклад в достижение этих целей. Они четко понимают, что и когда от них требуется;

- Директор и менеджеры фирмы получают четкие, формализованные критерии оценки труда работника, его вклада в общий бизнес;

- К нашему удивлению, фирмы, внедрившие у себя эти принципы СК, не стремятся тут же получать международный сертификат качества, их вполне удовлетворяют те локальные и стратегические преимущества, которые они получили, систематизировав свою деятельность в рамках менеджмента качества.

Готовы ли мы идти этим японским путем, который уже превратился в международный стандарт? Или подождем еще 50 лет, пока чего нового сами не изобретем?

Как нам кажется, менеджмент качества достаточно подходящая для русского менталитета вещь (все же мы ближе к Востоку, а не к Западу). Естественно, речь идет об адаптации этой системы к российским реалиям: все умные люди так поступают - берут то, что для них полезно и адаптируют в соответствии со своими интересами.

И да поможет нам Бог и Наука отделить то, что нам нужно, от того, что ненужно!



Автор: Лысковский В. И.

Подготовлено по материалам RIN.RU - БИЗНЕС.Мир бизнеса от и до...





Также на сайте:
Управление качеством сервисных продуктов
КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМУ? КРАТКИЙ ПЛАН. ДВАДЦАТЬ ОДИН БЕСПЛАТНЫЙ СОВЕТ

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?