Речь идет о людях, услугах, прибыли, а не о прибыли, услугах, людях" (Фред Смит)

Менеджмент процесса вместо менеджмента документации

Источник:Журнал TopManager #14/2002
Автор:Валерий Матюшин*

Валерий МатюшинПриближается сертификационная или очередная надзорная проверка системы качества вашей организации. Активность персонала, причастного к такой проверке, возрастает и достигает максимума к приходу группы аудиторов. Но на что же направлена такая активность? Думаю, ответ очевиден: на наведение порядка в документации системы качества.

Внешние аудиты системы качества и люди их проводящие приучили нас к тому, что любая ошибка в процессе управления документами немедленно документируется как несоответствие, подчас значительное. Основной задачей инженеров по качеству на этот момент становится поверка всех мыслимых аспектов управления документацией, характеризующихся высокой трудоемкостью.

Ошибиться в рассылке какого-то документа по всем заинтересованным подразделениям достаточно просто. Так же просто и аудитору найти такую ошибку. Гораздо проще, чем выявить несоответствие, реально влияющее на качество процесса или продукции, и тем самым помочь предприятию.

Зададимся риторическим вопросом: насколько влияет на качество, насколько опасно для системы менеджмента качества отсутствие,например, подписи об ознакомлении с должностной инструкцией?

Уберите бумажные документы СМК (система менеджмента качества), переведите их в электронный формат, и количество несоответствий упадет вдвое. Сделайте систему управления документами СМК автоматической на основе простого и доступного программного обеспечения, и несоответствий будет еще меньше.

Устанавливать правила и давать документальное описание необходимо только в отношении процессов системы менеджмента качества и их взаимосвязей, чего, кстати, требует и международный стандарт ИСО 9001:2000. Остальные вопросы нужно отдать на откуп программно-техническим средствам, позволяющим распределить доступ, ответственность и полномочия работников в соответствии со степенью их участия в конкретном процессе СМК.

За примером далеко ходить не нужно. Повсеместное использование бухгалтерских и канцелярских программ позволяет сейчас свести смысл внутренней регламентирующей документации, например бухгалтерии, к одной фразе: "Использовать программу 1С: Бухгалтерия".

Кажется очевидным, что использование специализированного программного обеспечения поможет предприятию не только облегчить процесс разработки и внедрения системы качества, но и, как минимум, сделать процесс сертификации более предсказуемым и эффективным, направленным именно на выявления реального соответствия или несоответствия элементов системы качества требованиям соответствующего стандарта.

Недопустимо малое количество отечественных предприятий применяют широкие возможности программного обеспечения, а отечественные образцы обладают действительно широкими возможностями, позволяющими оказать серьезную и эффективную поддержку разработчикам СМК.

Важнейшим для потребителя критерием выбора специализированного ПО, на наш взгляд, является реализация в качестве основного алгоритма цикла непрерывного улучшения (цикл Шухарта - Деминга). Этот алгоритм закладывается и в основу комплекса TRIM - QM, что позволяет говорить о возможности его использования как одного из инструментов поддержания процессного подхода в системе менеджмента качества предприятия.

Действительно, если в качестве основных компонентов комплекса TRIM - QM выступают процессы системы менеджмента качества с набором атрибутов процесса, таких как:

- планирование процесса,

- описание процесса,

- управление информацией, включающей входные и выходные данные процесса,

- закрепление ответственности за управляющим и участниками процесса,

- работы, необходимые для протекания процесса,

- проверка и анализ процесса,

и при этом существует возможность устанавливать и отслеживать взаимосвязи этих процессов, то можно сделать вывод, что уже существует возможность реализовывать основные управленческие функции в отношении процессов системы менеджмента качества.

Сейчас, когда остро стоит вопрос именно практического внедрения принципов МС ИСО 9001:2000 на практике, на работающем предприятии, наблюдается различие, а в некоторых случаях и полярность мнений разработчиков систем качества в отношении процессного подхода в менеджменте. На наш взгляд, именно поэтому применение специальных программных средств позволяет говорить как минимум о первом шаге в практической реализации требований МС ИСО 9001:2000, закладывающем фундамент для дальнейшего развития системы менеджмента качества вашего предприятия.

* Автор - исполнительный директор НПП "СпецТек".


Подготовлено по материалам Журнал для руководителей





Также на сайте:
Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных служащих
Эволюция MRP. Переход от MRP к MRPII

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?