Каждый день Бог посылает нам - вместе с солнцем - возможность изменить все то, что делает нас несчастными. И каждый день мы пытаемся притвориться, будто не замечаем этой возможности. (Пауло Коэльо)

Учиться, чтобы жить, или жить, чтобы Учиться?


Юрий АДЛЕР, Светлана ЩЕПЕТОВА

Наш круг вопросов ограничивается темой "старение знаний". Проблемы, которые мы хотели бы обсудить, порождаются: стремительным ростом знаний, накапливаемых человечеством (уже больше полувека каждое последующее десятилетие дает больше знаний, чем человечество накопило за всю предыдущую историю); сверхскоростными темпами развития общества (ускорение темпов развития цивилизации теперь очевидно не только специалистам, но и обычным людям).
Именно эти обстоятельства и приводят к тому, что накопленные человечеством к какому-то моменту знания быстро обесцениваются, стареют и требуют обновления.


     Жизнь - это естественная форма обучения. Но она предлагает спонтанный, неупорядоченный процесс приобретения знаний, иногда слишком медленный, иногда невпопад, иногда впрок. Да и не все люди готовы извлечь из жизни нужные им знания. Еще процесс приобретения знаний зависит от жизненных обстоятельств, предшествующего опыта и актуальных задач, стоящих перед человеком.
     Специально организованный процесс обучения призван помочь человеку накапливать знания так, чтобы успешнее решать проблемы в практической жизни. На всех стадиях организованного обучения, начиная с яслей, преподносимые знания не всегда бывают в ладу с реальностью. Отчасти это неизбежно, поскольку "источник" знаний и преподаватель не всегда совмещаются в одном лице. Тогда знания подменяются интерпретацией. Кроме того, на процесс преподавания влияет идеология, степень идеализации, а также контакт между говорящим и слушающими. Но это вопросы, которых мы здесь касаться не будем.
     Обучение остается жизненно важным процессом не только для учащихся, студентов, аспирантов и докторантов, но и для каждого человека, получившего базовое образование и занятого практической деятельностью. Вуз не может не играть ведущую роль в процессе обновления знаний.
     Но прежде чем обновлять знания, их нужно приобрести. Поэтому вузу для организации своих процессов важно узнать о действительных потребностях практических организаций, структуре, характере и степени детализации знаний, умений и навыков, которыми должны обладать их выпускники при поступлении на работу. Приводимые в этом контексте исследования показывают, что, как правило, учебные программы вузов оказываются слишком консервативными и не успевают меняться в соответствии с изменениями в мирохозяйственной системе. Одним из характерных примеров такой ситуации служит ясно формулируемое требование промышленности о наличии у выпускников навыков работы в команде и об умении интегрировать знания, почерпнутые из разных областей, при решении конкретных практических задач ("командная игра" и "системное мышление"). Между тем в вузовских программах часто трудно найти даже намек на выработку знаний и навыков такого рода.
     В последнее время повысился интерес к использованию некоторых инструментов качества для разработки более эффективных, гибких и динамичных программ для высших учебных заведений. Здесь напрашивается использование известного японского инструмента - структурирование функции качества (СФК), - который позволяет настроить внутренние процессы обучения на максимально возможное удовлетворение требований заказчика высшего образования. При этом неважно, будет ли это государство, организация или даже частное лицо.
     Такой подход к учету требований потребителя образовательных услуг вызывает глубокие перемены в самой структуре вуза, ибо ясно, что нельзя научить командной работе не будучи командой, как нельзя научить системному мышлению, не используя его принципы в учебном процессе.
     На эффективность учебной деятельности существенно влияют не только структура и другие характеристики учебного плана, но и, конечно, содержание отдельных предметов. Динамизм мира делает невозможным преподавание по зачитанным до дыр конспектам людьми, которые никогда не видели реального производства. И дело здесь не в том, что нельзя выучить хорошие учебники и талантливо их пересказать, а в том, что только контакт с реальной практикой позволяет расставить акценты так, чтобы студент почувствовал себя участником реальных процессов. Отсюда следует, что члены преподавательской команды должны тратить часть своего времени (и не малое) на непосредственное взаимодействие с организациями, которое может выражаться в консалтинге, конкретных научных исследованиях, заказанных организациями, в экспертизе, аудите и т.п. Между прочим, такие отношения создают благоприятную почву для выполнения выпускных работ студентов и аспирантских исследований, не оторванных от реальной жизни.
     Такая постановка вопроса позволяет надеяться, что выпускник окажется настолько хорошо подготовленным к практической деятельности, насколько это возможно. Остается пожелать ему успехов в трудовой деятельности.



     Но как бы хорошо ни был готов наш выпускник, начиная с момента поступления на работу он продолжает получать новые знания. Каждый день, находясь на своем рабочем месте и сталкиваясь с конкретными проблемами, он вольно или невольно становится участником процесса обучения, узнавая все больше о своей организации, ее целях и задачах, о своем месте в ней, о правилах "игры", об элементах организационной культуры, о своей предметной области и многом другом.
     Очень скоро наш выпускник осознает, что он - член команды, реализующей важный для организации бизнес-процесс. В этом бизнес-процессе ему отведен определенный участок работы, состоящий из некоторого числа операций. Выясняется, что он, с одной стороны, должен регулярно и своевременно, аккуратно и без ошибок выполнять эти операции, а с другой - должен постоянно думать над тем, можно ли эти операции каким-либо образом улучшить. Если для выполнения операций требуется выработать навыки, как говорится, "набить руку", то для размышлений о совершенствовании операций нужны знания и инструменты.
     Самое важное - это понять, в чем может состоять совершенствование бизнес-процесса. Так, для операций, не добавляющих ценности для клиента, все наши мысли имеет смысл направить на их ликвидацию, по возможности скорую и безболезненную. В мыслях, конечно, все может получиться гладко. Однако при всякой реальной попытке исключить такие операции обычно возникают трудности. И неудивительно. Преодоление этих трудностей с неизбежностью требует совмещения знаний инженерных дисциплин, относящихся к сфере деятельности данной организации, со знаниями систем качества, экономики качества, методов принятия оперативных решений на основе статистического мышления и, конечно, системного представления о деятельности организации. В противном случае, трудность легко может перекочевать из одной части бизнес-процесса в другую, не дав никаких существенных преимуществ, а то и породив дополнительные проблемы. Параллельно с операциями, которые можно изъять без ущерба для организации и иных заинтересованных сторон (не только клиента), важно найти возможности делать нужные для бизнеса операции дешевле, быстрее и лучше. Это создает достаточно устойчивое конкурентное преимущество организации, ведь конкурентам сложнее разузнать и скопировать "внутренние ноу-хау" бизнес-процесса, чем новые брэнды.
     При ранжировании шагов по совершенствованию бизнес-процесса без экономической информации не обойтись. Надо ясно представлять, с какими затратами эти шаги связаны и какие потери при этом перестают существовать. Здесь на помощь может прийти система экономики качества, предварительное знакомство с которой должен дать вуз, а практические навыки сбора, анализа и принятия решений - производство. Выработка этих навыков в процессе трудовой деятельности может сама рассматриваться как неотъемлемая часть бизнес-процесса, вносящая добавленную ценность для самой организации. А это значит, что обучение становится частью бизнеса.
     Работа над непрерывным совершенствованием бизнес-процесса - хорошая школа для приобретения новых знаний нашим специалистом. Более того, способности выпускника учиться по ходу дела определяют и успехи фирмы и ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Очевидно, что столь желанное качество зависит от каждого действия каждого сотрудника в каждый момент времени, что в конечном счете определяет и финансовые результаты деятельности организации. В бизнесе все важно.
     Но как бы специалист ни накапливал новые знания в процессе совершенствования всех аспектов своей деятельности, все равно когда-то и ему самому, и его коллегам, и руководителям становится ясно, что его знаний недостаточно для текущих реалий. Пора вернуться "в аудиторию" и обновить фундаментальные базовые знания, которые ранее ему дала высшая школа. Значит, вуз опять должен быть готовым дать нужные, отвечающие современным потребностям и проблемам, знания. Круг замыкается, точнее, не круг, и не замыкается, а начинается новый виток спирали. И нет ей конца.


Юрий Павлович АДЛЕР - кандидат технических наук, профессор Московского института стали и сплавов (МИСиС), член Международной гильдии профессионалов качества;
Светлана Евгеньевна ЩЕПЕТОВА - кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





Также на сайте:
Жить, соблюдая принципы качества.
ЛОЗУНГИ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ МИССИИ ФИРМЫ

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?