Три верные догадки подряд утвердят за вами репутацию эксперта. (Лоуренс Дж. Питер)

Сертификация по ИСО 9000

В. Ивлев, Т. Попова

Одна из важнейших задач любого предприятия - обеспечение конкурентоспособности на рынке. Для решения этой задачи необходимо постоянно совершенствовать продукты и услуги, снижать их стоимость, повышать качество. Такая деятельность должна поддерживаться соответствующей системой управления.

На Рис. 1 представлена концептуальная комплексная модель процессно-ориентированной системы управления предприятием. Модель состоит из трех взаимосвязанных элементов:

  • процессной модели предприятия (объект управления);
  • процессной модели системы управления;
  • процессной модели системы управления качеством.

Процессная модель предприятия включает в себя множество бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица иерархической организационной структуры предприятия. Под бизнес-процессом понимается совокупность различных видов деятельности, которые создают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.

Увеличить

Рис. 1. Модель системы управления

Практика показала, что целесообразно выделять следующие четыре вида бизнес-процессов:

  • основные бизнес-процессы, на базе которых осуществляются функции текущей деятельности предприятия по производству продукции или предоставлению услуг;
  • обеспечивающие бизнес-процессы;
  • бизнес-процессы развития предприятия;
  • бизнес-процессы управления деятельностью предприятия.

Бизнес-процессы реализуют бизнес-функции, то есть виды деятельности компании. На Рис. 2 представлено <дерево бизнес-функций> одного из российских предприятий, построенное с использованием концепции контроллинга и процессного подхода. <Дерево бизнес-функций> отражает реализацию <дерева целей> организации.

Увеличить

Рис. 2 Дерево функций

Структура системы управления (включая и управление качеством), построенная на основе процессного подхода, состоит из двух уровней: управление в рамках каждого бизнес-процесса и управление группой бизнес-процессов на уровне всего предприятия. Основой управления обоих уровней являются показатели эффективности. Как правило, выделяют три группы таких показателей:

  • затраты на выполнение бизнес-процесса, включая фактическую себестоимость, рассчитанную с применением методологии АВС/ФСА (Activity Based Costing/Функционально-Стоимостной Анализ);
  • временные характеристики бизнес-процесса;
  • показатели качества бизнес-процесса.

Комплексная модель предприятия должна поддерживаться корпоративной информационной системой. Сложность и большой объем работ по созданию современной системы управления и поддерживающей ее информационной системы требуют использования специальных программных инструментальных средств, а также разработки технологий их применения.

На российском рынке есть целый спектр инструментальных средств для моделирования, анализа и оценки бизнеса, охватывающий все этапы создания интегрированных систем управления предприятием: от анализа требований и спецификаций до внедрения системы. Успех проекта по созданию, поддержанию и развитию системы управления предприятия во многом зависит от выбора тех или иных инструментов.

В данной статье мы познакомимся с одной из новинок российского рынка программного обеспечения - интегрированной средой ARIS Toolset. Она относится к категории комплексных средств, предназначенных для:

  • проектирования и управления предприятием;
  • моделирования, анализа и оценки бизнес-процессов;
  • документирования бизнес-процессов в соответствии с требованиями международных стандартов;
  • разработки, внедрения и сопровождения корпоративной информационной системы.

Инструментальное средство ARIS Toolset поддерживает более 80 моделей и методов для описания бизнес-деятельности с различных точек зрения (View), таких как организация, функции и цели, данные, продукты и услуги, процессы.

Дополнительные модули, которые можно использовать:

  • ARIS ABC - для функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов;
  • ARIS Simulation - для имитационного моделирования различных бизнес-случаев;
  • ARIS Weblink - для организации удаленной работы;
  • ARIS Connectivity for Lotus Notes - для организации работы с документами на базе Lotus Notes;
  • ARIS Connectivity for SAP/R3 HR, DataModels - для организации взаимодействия с соответствующими модулями системы R/3;
  • различные интерфейсы со средствами разработки (Designer/2000, ERWin, PowerDesigner, Rational Rose и др.) - для реализации следующих этапов проектирования информационных систем, анализа спецификаций и внедрения.

Рассмотрим возможности ARIS Toolset по созданию процессной модели системы управления качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9000.

В настоящее время для многих российских предприятий важно достичь соответствия международным стандартам серии ИСО 9000 (ISO 9000). Системы управления качеством (Quality Management Systems, QM-системы) являются важной составной частью систем управления предприятием.

Реальная QM-система включает, как правило, 20 элементов, которые составляют международный стандарт ИСО 9001 и определяют основные требования к QM-системе. На Рис. 3 показаны эти элементы, разделенные на три группы: управление QM-системой; рабочий процесс; обеспечивающая деятельность.

Увеличить

Рис. 3. Элементы ИСО 9001

В группу <Управление QM-системой> входят элементы, соответствующие уровню управления всем предприятием:

  • ответственность руководства (элемент 4.1);
  • система качества (элемент 4.2);
  • управление документацией и данными (элемент 4.5);
  • корректирующие и предупреждающие действия (элемент 4.14);
  • внутренние аудиты качества (элемент 4.17).

Группа <Рабочий процесс> включает в себя все этапы жизненного цикла продукции: от продаж и маркетинга, проектирования и производства до распределения и послепродажной поддержки. К этой группе относятся:

  • анализ контракта (элемент 4.3);
  • управление проектированием (элемент 4.4), только для ИСО 9001;
  • управление продукцией, поставляемой потребителем (элемент 4.7);
  • управление процессами (элемент 4.9);
  • контроль и испытания (элемент 4.10);
  • статус контроля и испытаний (элемент 4.12);
  • управление несоответствующей продукцией (элемент 4.13);
  • передача, хранение, упаковка, поставка (элемент 4.15);
  • обслуживание и поддержка клиентов (элемент 4.19), только для ИСО 9001.

Группа <Обеспечивающая деятельность> включает в себя ресурсы качества и данные о качестве. Она состоит из следующих элементов:

  • закупки (элемент 4.6);
  • идентификация и прослеживание продукции (элемент 4.8);
  • методы контроля (элемент 4.11);
  • управление регистрацией данных о качестве (элемент 4.16);
  • повышение квалификации персонала (элемент 4.18);
  • статистические методы (элемент 4.20).

Современные стратегии требуют, чтобы система управления качеством ориентировалась на бизнес-процессы предприятия. Применение процессного подхода облегчает участие сотрудников предприятия в создании QM-системы. Персонал имеет дело с описанием повседневных задач в терминах своей бизнес-деятельности и может не использовать абстрактный язык стандарта. В проектах по созданию QM-систем необходимо вовлечение служащих в творческий процесс и детальное усовершенствование процедур и действующих правил. Это облегчает принятие сотрудниками новой QM-системы и позволяет использовать их творческий потенциал.

Программный пакет ARIS Toolset поддерживает процессный подход и помогает анализировать, моделировать и оптимизировать все процессы, обеспечивающие высокое качество. Это делает его удобным инструментом для эффективной разработки QM-системы, ориентированной на процессы, и для сертификации по стандарту ИСО 9000.

ARIS (Architecture of Integrated Information System) - это совокупность технологий, которые обеспечивают проектирование, управление, применение и реализацию бизнеса в виде <деловых> процедур бизнес-процессов предприятия, а также проектирование и создание интегрированных информационных систем поддержки бизнес-процессов. Так как Система управления качеством является составной частью Системы Управления Предприятием (СУП), то ARIS-технологии подходят для создания, применения и совершенствования QM-системы.

Кроме того, ARIS Toolset поддерживает структуру интегрированных систем управления, соответствующих нескольким стандартам: ИСО 9000, QS 9000, VDA Bd. 6, ИСО 14000, EMAS, EN 45011, EN 45013, EN 460001, EN 460002, GMP, EU и т.д. Фокусирование на бизнес-процессах позволяет представлять, документировать и совершенствовать как сами процессы, так и систему качества, инфраструктуру и систему безопасности.

В процесс проектирования QM-системы необходимо вовлечь каждый отдел и каждого служащего. В зависимости от размера предприятия и применяемых методов управления качеством, на проектирование системы требуется от 6 до 18 месяцев.

На Рис. 4 представлена графическая модель процесса сертификации в формате eEPC (extended Event-driven Process Chain, расширенная событийно-ориентированная модель). Последовательность функций отображается в виде диаграммы, где для каждой функции определены начальные и конечные события. С помощью события описывается состояние информационного объекта, что позволяет осуществлять контроль или влиять на технологию протекания бизнес-процесса.

События, вместе с функциями, играют ключевую роль в eEPC-моделях бизнес-процессов. Они изменяют состояние информационных объектов модели данных и, следовательно, связывают модель данных с представлением данных. События запускают (активируют) функции и являются результатом их выполнения. Функции могут иметь более детальное описание на следующих уровнях декомпозиции.

Таким образом, комбинации событий и функций являются событийно-ориентированными цепочками бизнес-процессов (eEPC-модели). Логические условия выполнения фрагментов цепочки процесса представляются правилами в виде логических операторов AND, OR и XOR. Теоретическая основа eEPC-модели - определенный класс сетей Петри (Petri Net).

Процедурная модель представляет собой событийно-ориентированную eEPC-модель, которая охватывает все множество процессов-прототипов, описывает в базе данных ARIS каждый шаг: от стратегического планирования до получения сертификата ИСО. Диаграмма, представленная на Рис. 4 - это первый уровень представления функций.

eEPC-модель включает функции, необходимые в создании QM-документации, ориентированной на процессы, и практические инструкции по внедрению ARIS Toolset. Добавляя или удаляя отдельные этапы, выделяя на них необходимые ресурсы, ARIS Toolset можно адаптировать к общим техническим требованиям предприятия. Связав Toolset с системой управления проектом, можно создать планы проекта непосредственно из процедурной eEPC-модели.

Процедурные модели отражают экспертные знания, приобретенные в ходе многих консалтинговых проектов. Они служат надежным руководством для подготовки и проведения процедуры сертификации QM-систем, а также для применения на предприятии концепции глобального управления качеством (Total Quality Management, TQM).

Увеличить

Рис. 4. Модель процедуры сертификации

В следующем выпуске мы рассмотрим более детально этапы внедрения системы качества с использованием программного инструментального средства ARIS Toolset.

Подготовлено по материалам CONSULTING.ru





Также на сайте:
Внутренний аудит в системе управления корпорацией
Внедрение и сертификация системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001:2000

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?