Успешные люди ценят высокое качество. Это как раз то, что делает их выдающимися - способность правильно оценивать и выбирать. (Жан-Луи Дюма Эрмес,глава дома моды Hermes)

Участие представителей заказчика в разработке, внедрении и поддержании системы качества предприятия


Месяцева Н.П.


Очень распространенным несоответствием является отсутствие документированной процедуры, регламентирующей взаимоотношения между оборонным предприятием и Представителем Заказчика в процессе разработки, внедрения и поддержания эффективного функционирования системы качества .
Стандарты ИСО серии 9000 не содержат конкретного требования документирования порядка взаимодействия с Представительством Заказчика. Эти требования содержат стандарты СРПП ВТ и стандарт ГОСТ РВ 15.002-2000, введенный в действие с января 2001 года. Пункт 5.1.5.2 упомянутого стандарта гласит:

При установлении требований к порядку взаимодействия предприятия с заказчиком (ПЗ) необходимо обеспечить:

  • возможность посещения заказчиком всех предприятий-исполнителей (разработчиков, изготовителей, поставщиков комплектующих изделий), входящих в кооперацию по созданию вида (Типа) продукции,
  • участие заказчика (ПЗ) в проверках функционирования и оценке на соответствие установленным требованиям СК предприятия,
  • представление заказчику (ПЗ) информации о выполнении задач по обеспечению качества продукции на всех этапах ее создания и о результатах анализа выполнения требований контрактов,
  • беспрепятственный доступ ПЗ к любым зарегистрированным данным о качестве продукции,
  • проведение ПЗ, по его усмотрению, выборочных проверок (летучего контроля) выполнения на предприятии требований НД СК, согласованных с ПЗ,
  • участие ПЗ в проводимых исследованиях причин дефектов , выявленных в эксплуатации, в ходе контрольных испытаний, а также обнаруженных ПЗ при контроле качества продукции и технологических операций процесса изготовления опытных образцов продукциии продукции серийного производства,
  • согласование ПЗ технологической документации на особо ответственные технологические процессы изготовления и монтажа, определяющие качество выпускаемой продукции.

Рассмотрим, каким образом это взаимодействие осуществляется на практике в соответствии с элементами системы качества по ГОСТ Р ИСО 9000.

В таблице подробно приведена схема участия ПЗ в разработке, внедрении и поддержании СК предприятия и схема взаимодействия его с руководством предприятия.
Взаимоотношения между оборонным предприятием и Представителем Заказчика в процессе разработки, внедрения и поддержания эффективного функционирования системы качества (модель по ГОСТ Р ИСО 9001-96)

Наименование элемента Содержание работ Результат Исполнитель Роль ПЗ
4.1 Ответственность руководства Вопросы управления предприятием и организации работ по обеспечению качества Руководитель предприятия
4.1.1 Политика в области качества Планирование работ (в т.ч. цели и задачи). Принятие внутренних обязательств Разработка документа. Обеспечение его выполнения. -"- Ознакомление
4.1.2. Организация работ. Ответственность и полномочия исполнителей. Выделение необходимых ресурсов. Назначения представителя руководства по качеству (далее ПРК) Издание нормативных документов предприятия. Разработка требований к системе качества (далее СК) и обеспечение работ необходимыми ресурсами Нормитивные документы Руководство предприятия, служба качества Ознакомление и возможное согласование
4.1.3. Анализ СК со стороны руководства Организация анализа СК и контроль за его поддержанием Документальное оформление результатов анализа и контроль СК Руководитель предприятия и ПРК Ознакомление. Возможное участие
4.2 СК Создание условий внедрения и развития СК Сертифицированная СК ПРК Ознакомление
4.2.1 Общие положения Разработка, документальное оформление и поддержание в рабочем состоянии СК Утвержденные документы ПРК, служба качества Возможное согласование части документов
4.2.2 Стандарты СК предприятия, методики, инструкция и пр. Разработка процедур и эффективное их применени Утвержденные документыя ПРК, служба качества, службы предприятия Возможное согласование части документов
4.2.3 Планирование качества Документальное оформление действий по реализации требуемого качества. Организация планировангие качества Утвержденные и введенные в действие документы (планы, программы), отвечающие методам работы поставщика -"- -"-
4.3 Анализ контракта Документальное оформление процедур по анализу заявок, контрактов, поправок к контрактам. Организация и проведение анализа -"- ПРК, служба качества, отдел маркетинга Участкует как заказчик в проведении работ. Ознакомление по усмотрению предприятия
4.4 Управление проектированием Комплекс работ по обеспечению качества при проектировании с разработкой необходимого числа документированных процедур и документов -"- ПРК, служба качества, службы предприятия Согласование части документов
4.5 Управление документацией и данными Разработка и поддержание необходимого числа документированных процедур управления документацией на всех стадиях ее жизненного цикла. Планирование, разработка, пересмотр, изъятие, уничтожение -"- ПРК, служба качества, службы предприятия. Отдел стандартизации Ознакомление по усмотрению предприятия
4.6 Закупки Комплекс работ по обеспечению качества используемых предприятием сырья, материалов, комплектующих, информационного и иного обеспечения Комплекс организационных и нормативных мер по обеспечению качества Руководство предприятия
4.6.1 Общие положения Разработка и поддержание документированных процедур. Оперативное управление по их использованию Утвержденные и введенные в действие документы ПРК, служба качества, отдел материального и технического снабжения Согласование требований (частично). Участие в выборе поставщиков (частично)
4.6.2 Оценка субподрядчиков Разработка документированных процедур, оценка и выбор субподрядчиков. Определение степени управления ими. Оперативное управление. Регистрация данных -"- -"- Ознакомление
4.6.3 Документация по закупкам Разработка документированных процедур по управлениюзакупками. Заключение договоров -"- Отдел материального и технического снабжения Ознакомление по усмотрению предприятия
4.6.4 Проверка закупленной продукции Разработка процедур и проверка продукции, в т.ч. на месте у субподрядчика -"- -"- -"-
4.7 Управление продукцией, поставляемой потребителем Разработка и поддержание процедур. Оперативное управление -"- Выделенное подразделение Ознакомление. Участие в проверке
4.8 Идентификация продукции и ее прослеживаемость Определение необходимости, разработка и поддержание процедур. Оперативное управление -"- ПРК, служба качества, подразделения и цеха Ознакомление. Участие в проверке по части продукции
4.9 Управление процессами (разработки, производства, контроля и пр.) Идентификация процессов и формирование их перчня.Разработка, внедрение технологической документации и процедур Утвержденные и введенные в действие документы ПРК, служба качества, ОГТ, подразделения и цеха Согласование документации
4.10 Контроль и проведение испытаний Комплекс работ по обеспечению качества при проведении работ Комплекс организационных и нормативных мер по обеспечению качества Руководство предприятием Согласование документации
4.10.1 Входной контроль и испытания Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур и методик испытаний. Обеспечение проведения работ Утвержденные и введенные в действие документы Подразделение входного контроля -"-
4.10.2 Контроль и испытание в процессе производства Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур и методик -"- ОТК, подразделения и службы предприятия Контроль
4.10.3 Окончательный контроль и испытания Разработка и пожжержание в рабочем состоянии процедур и методик. Обеспечение проведения работ -"- ОТК, подразделения испытаний Согласование документации. Участие в испытаниях
4.10.4 Протоколы контроля и испытаний Разработка и внедрение процедур регистрации результатов испытаний -"- Подразделения, проводящие контроль и испытания Согласование документации по результатам испытаний
4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием Разработка, внедрение и поддержание процедур управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Оперативное управление выполняемыми работами -"- Подразделение метрологии. Службы главного механика Контроль
4.12 Статус контроля и испытаний Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур -"- Подразделения предприятия Согласование
4.13 Управление несоответствующей продукцией. Анализ и утилизация несоответствующей продукции Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур -"- Подразделения предприятия, ОТК Участие в работе по обеспечению качества выпускаемой продукции
4.14 Корректирующие и предупреждающие действия Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур -"- Подразделения предприятия Участие в формировании мероприятий по качеству
4.15 Погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, консервация и поставка Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур. Обеспечение хранения, упаковки, консервации и поставки продукции -"- Производственные подразделений, отдел сбыта, склады, транспортый отдел Ознакомление
4.16 Управление резистрацией данных о качестве Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур -"- ПРК, службы качества -"-
4.17 Заутренние проверки качества Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур -"- ПРК, службы качества, подразделения предприятия Ознакомление. Участие по усмротрению предприятия
4.18 Подготовка кадров Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур. Определение потребности в обеспечении кадрами. Регистрация данных по подготовке и аттестации специалистов -"- Отдел подготовки кадров, ПРК, служба качества Ознакомление
4.19 Техническое обслуживание Разработка, внедрение и поддержание документированных процедур -"- Производственные подразделения Согласование документации
4.20 Статистические методы Определение характера использования статистических методов. Разработка, внедрение и поддержание документированных процедцр -"- ПРК, служба качества, подразделения предприятия Ознакомление
В приведенной таблице видно, что участие ПЗ в различной степени необходимо во всей петле качества СК предприятия. Эта процедура должна быть прописана в документах системы качества предприятия, согласованных с руководителем ПЗ. На различных предприятиях это производится различными способами. Участие ПЗ может быть отражено в тексте Руководства по качеству, в матрице распределения ответственности высшего руководства, прописано в методологических инструкциях по каждому элементу системы качества, в структурной схеме управления качеством предприятия. Этот факт является ответом на вопрос, какие документы системы качества согласовывает руководитель ПЗ. Для предприятия, выполняющего работы по государственному оборонному заказу, руководитель ПЗ согласовывает все документы системы качества

Подготовлено по материалам https://www.mte.ru





Также на сайте:
Качество и духовность. Прикосновение к проблеме
Подсистемы системы качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте