–†—Л—З–∞–≥–Є —Н–Ї–Њ–љ–Њ–Љ–Є–Ї–Є –љ–µ—Г–Љ–Њ–ї–Є–Љ—Л: —З—В–Њ –≤ –Њ–њ–ї–∞—В–µ –≤—В–Њ—А–Њ—Б—В–µ–њ–µ–љ–љ–Њ, –Ї —В–Њ–Љ—Г –Є –Љ–µ–љ—М—И–Є–є –Є–љ—В–µ—А–µ—Б. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

ѕоэтапные процедуры аудита системы управлени€ качеством продукции и услуг  омпании

јлексей —автюгин

ѕон€тие "аудит системы управлени€ качеством" не €вл€етс€ широко распространенным термином в русском деловом словаре. ≈ще более важным €вл€етс€ тенденци€ изменени€ содержани€ внешней среды, в которой внедр€етс€ система управлени€ качеством продуктов и услуг фирмы в насто€щее врем€. ≈сли вспомнить середину 70х годов и активные призывы к совершенствованию качества , то тогдашнюю систему управлени€ качеством можно было бы описать как некую статическую процедуру, ориентированную в основном на совершенствование операций и технологий. Ќадо сказать что система работала. ќднако она была направлена в основном на исправление следствий, а не причин возникновени€ плохого качества. »справл€€ проблему качества в одном месте, трудовые коллективы в основном следовали схеме "не трогай систему,пока она не сломалась".

¬ведение компаний стран —Ќ√ в систему пусть и зарождающейс€, но рыночной экономики изменило внешнюю среду под вли€нием которой находитс€ система управлени€ качеством любой организации. ¬ы не можете вести бизнес без удовлетворени€ потребностей клиента. ¬аши конкуренты наступают ¬ам на п€тки, клониру€ ¬аши продукты и услуги по более низкой стоимости, и использу€ не менее эффективные пути их доставки.  лиент становитс€ более капризен.  ак результат, менеджеры организации с большей или меньшей степенью интенсивности начинают подстраиватьс€ под услови€ внешней среды, методом проб и ошибок ища выход из создавшейс€ ситуации. ¬ыход в изменении философии ведени€ бизнеса, изменении организационной культуры, внедрении системы тотального управлени€ качеством продуктов и услуг(TQM). Ќо это общеизвестные истины, и в деловой литературе достаточно много публикаций,подробно перечисл€ющих что надо делать. ѕроблема в том,что очень мало написано на тему как и в какой последовательности это надо делать. ≈ще большие проблемы возникают,когда дело доходит до бумаги, т.е. документировани€ системы TQM. –уководство по аудиту качества и €вл€етс€ исходным документом в этой довольно трудоемкой работе. ћы начнем с изложени€ пон€ти€ и структуры этого аудита. ѕри этом предполагаетс€, что читатель знаком с основными принципами TQM. «аранее предупреждаем, что в данной статье изложена только структура аудита, а сами процедуры будут рассмотрены в следующих стать€х.

≈сли применить общую терминологию,то аудит это объективна€ и независима€ оценка некоторй области де€тельности. ¬ данной ситуации этой областью де€тельности €вл€етс€ качество продуктов и услуг. ¬ свете TQM аудит качества направлен на 14 элементов системы управлени€ организации перечень которых приведен ниже:

  1. ”довлетворение внешних клиентов.
  2. ќриентаци€ всех работников фирмы на клиента.
  3. ”частие коллектива, а не только руководителей в решении проблем клиента.
  4. —истематическа€ оценка качества продуктов и услуг.
  5. ¬едение бизнеса с минимальным риском и его предварительным определением.
  6. –азумна€ экономи€ затрат без ущемлени€ интересов клиента.
  7. ќбъективна€ оценка информации о качестве продуктов и услуг.
  8. ”становление целей сверху вниз по всей иерархии организации.
  9. ƒокументирование технологических операций и процедур управлени€.
  10. Ќаличие стандартов качества и их соблюдение.
  11. ƒокументирование процедур коррекции дефектов на уровне технологий и самой системы управлени€.
  12. Ўирока€ обратна€ св€зь вдоль всей организации.
  13. ƒокументирование превентивных мер по улучшению качества продуктов и услуг.
  14. »спользование методов статистического анализа качества.

ћы не будем дополнительно комментировать каждый из этих пунктов. ¬з€тые в отдельности - они очевидны. ѕроблемы возникают там,где организаци€ дошла до необходимости охватить в своей де€тельности все 14 пунктов целиком. ћногие отступают перед трудоемкостью задачи. ѕриведенный ниже перечень вопросов, которые необходимо решить предназначен дл€ тех кто действительно решил внедрить систему TQM и пришел к необходимости аудита существующей системы. ¬опросы сгруппированы в функциональные блоки.

1.ќрганизаци€ аудита

  • определение ответственных за проведение аудита системы качества продуктов и услуг фирмы
  • определение требований к работникам,которые будут проводить аудит
  • определение состава группы аудита
  • определение сроков проведени€ аудита
  • определение пор€дка проведени€ аудита по област€м де€тельности компании

2.ѕланирование аудита качества

  • определение требований клиента к качеству продуктов и услуг
  • разработка пор€дка информировани€ подразделений организации о проведении аудита качества
  • определение требований к качеству с позиций подразделений, подлежащих аудиту
  • разработка вопросников
  • определение целей аудита
  • разработка структуры собеседовани€ с представител€ми подразделений подлежащих аудиту
  • документирование плана аудита

3.ќтчет об аудите качества

  • виды отчетов
  • структура отчетов
  • техника представлени€ положительных и отрицательных результатов
  • обновление отчетов об аудите качества

4.ѕроведение аудита

4.1.јудит качества системы управлени€

  • аудит системы развити€ организации - на сколько организаци€ удовлетвор€ет или превосходит ожидани€ клиентов
  • аудит качества рабочей обстановки и отношени€ работников к работе, организации и клиенту
  • аудит системы управлени€ персоналом
  • аудит системы подготовки и повышени€ квалификации кадров
  • аудит системы планировани€ и учета
  • аудит информационной системы

4.2.јудит качества инженерных процессов

  • оценка инженерных спецификаций
  • оценка качества инженерной документации
  • аудит качества Ќ»ќ – с позиций производственных и технологических подразделений
  • аудит системы тестировани€ разработок на этапе Ќ»ќ –

4.3.јудит системы подготовки производства и качества производственных процессов

  • аудит качества производственной документации
  • аудит качества производственной среды
  • аудит качества технологических процессов
  • аудит качества системы управлени€ подготовкой производства
  • аудит качества тестового оборудовани€€ и процессов
  • аудит системы тестировани€ производственных образцов
  • аудит качества используемых материалов
  • аудит системы превентивных действий контрол€ качества
  • аудит системы коррекции дефектной продукции

4.4.јудит системы закупок/снабжени€

  • аудит системы взаимотношений с поставщиками
  • аудит системы сертификаций поступающих на вход продуктов
  • аудит системы выборочного тестировани€ поступающих на вход продуктов
  • аудит упаковки поступающих продуктов
  • аудит системы хранени€ материальных ценностей

ћы перечислили основные разделы аудита.  аждый из этих разделов сопровождаетс€ перечн€ми шагов (операций),которые должна выполн€ть организаци€ при анализе существующей системы управлени€ качеством и разработке новой.  ак ¬ы видите из списка, объем работы велик и его естественно нужно выполн€ть по част€м. ѕодробное изложение этих частей в наших следующих стать€х.


ѕодготовлено по материалам BKG Profit Technology





“акже на сайте:
ѕрименение процессного подхода
ѕрименение процессного подхода при создании системы менеджмента качества на основе ISO 9001:2000.

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?