Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным. (К. Станиславский)

От теории к практике

Изучая проблемы сертификации продукции и услуг на основе международных стандартов ISO 9000, мы, естественно, не могли обойти стороной вопрос практической реализации стандартов качества на российских предприятиях и встретились с руководителями тех компаний, где были внедрены эти стандарты.

Плешков Владимир Александрович, заместитель технического директора по качеству Заволжского моторного завода.

- Как вы пришли к решению сертифицироваться по ISO 9000?

Мы шли к этому поэтапно. Сначала мы начали работать в литейном производстве и внедрили там систему качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9000. Это было вызвано тем, что когда мы вышли на рынок Германии, наши немецкие партнеры сказали, что без внедрения стандартов ISO 9000 и без сертификации в уважаемом немецком органе доступ на немецкий рынок закрыт. С этого все и началось.

При содействии консультантов мы стали работать с этими стандартами в литейном производстве. Сначала мы изучили, потом наши консультанты провели обследование, увидели что и где у нас не так. В итоге мы поняли, что раньше мы работали почти вслепую, а стандарты - очень полезное дело.

Затем мы внедрили систему качества в производстве подшипников скольжения по требованию Волжского автомобильного завода, так как мы являемся их поставщиками.

Убедившись в том, что начинание было очень полезным для завода и позволило там навести порядок, мы внедрили систему качества на всем нашем производстве.

-Каковы были результаты от внедрения ISO 9000 на предприятии?

Все затраты, которые мы понесли при подготовке к сертификации, включая оплаты услуг консультантов и аудиторов, мы полностью покрыли в первый же год после сертификации за счет снижения потерь от брака. Эффективным также оказалось изменение системы расчетов убытков от брака.

Однозначно можно сказать, что сертификация - это благо для предприятия.

Еще рано говорить о том, что качество наших моторов великолепно. Но здесь тоже есть объективные причины - 94% отказов в эксплуатации наших двигателей происходит из-за некачественных комплектующих изделий.

- А качество в том объеме, который полностью зависит от вас, вы все-таки гарантируете?

Да. Например, дефектность на Горьковском автомобильном заводе снизилась в несколько раз. Есть такой показатель, как съем двигателя, т. е. когда у собранного автомобиля при отработке на барабанах двигатель выходит из строя из-за тяжелого дефекта, после чего его снимают. У нас съем 406-ых двигателей на ГАЗе снизился в 22 раза! Кроме этого, уменьшается количество рекламаций по деталям. Так что изменения произошли колоссальные.

Сейчас, по прошествии года, мы готовимся к контрольному аудиту. У нас два сертификата - TUV и Госстандарта. Во время контрольного аудита нам предстоит продемонстрировать, что мы сделали за этот год по внедрению новой системы качества.

В последующие годы мы планируем перейти на версию 2000 года.

- Но, судя по всему, вы не форсируете переход на новую версию?

Существующий стандарт образца 1994 года будет действителен до конца 2003 года. В 2003 году мы и осуществим переход на новую версию. Тогда же мы планируем внедрить автомобильную версию стандарта ISO 16949 в литейном производстве и в производстве подшипников. Затем этот стандарт будет внедрен и на всем производстве.


Морозов Владимир Иванович, заместитель директора по качеству Солнечногорского завода металлических сеток Лепсе

- Почему вы решили внедрить у себя на предприятии ISO 9000?

Еще в 1995 году мы задали себе вопрос "Что делать дальше?". В тот момент плановая система еще не умерла, а рыночная система еще не появилась. Поэтому возникли вопросы "Где брать сырье, сколько оно стоит и куда реализовывать продукцию?". Многие ответы на эти вопросы мы нашли в рекомендациях ISO 9000.

- Какую сертификацию вы прошли?

Сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001. Сертификация проводилась немецким TUV. Подготовку к сертификации мы начали в 1995 году. В конце 1996 года мы получили сертификат, а в 1999 году прошли ресертификацию.

- То есть следующую ресертификацию вам предстоит пройти в 2002 году?

К 2002 году мы будем вести подготовку к сертификации по новой редакции ISO 9000: 2000.

К этому моменту мы пересмотрим нашу систему и определим насколько она гармонически впишется в новые требования ISO 9000. То есть ломать мы ничего не собираемся. При этом мы внедрим процессный стиль управления, что подразумевает командный подход. Мы знаем, что у нас есть на входе, и что должно быть на выходе. После этого мы делаем все возможное, чтобы получить заданный параметр. Это, если кратко описать процессный подход. Также мы начали уделять большое внимание стабильности кадров. И, естественно, на первое место мы ставим интересы наших клиентов.

Сейчас мы не просто присматриваемся к новой редакции ISO 9000, а стараемся наметить пути того, как мы будем добиваться соответствия новым требованиям. Этими вопросами мы занимаемся уже два года. В основу новой версии стандарта положены старые 20 элементов из версии ISO 9000 1994 года и принципы TQM. Таким образом, для нас новая версия ISO 9000 не является откровением.

В данный момент нам требуется подвергнуть ревизии существующую систему для того, чтобы осознанно перейти на новую версию 2000 года.

- Означает ли это, что внедрение новой версии стандарта существенно изменит вашу систему управления?

Нет. Дело в том, что камнем преткновения в России является линейно-организационная структура. Хотя не нужно сходу ее отметать и уничтожать межбарьерные связи, чтобы реализовать принципы процессного управления. Важно постепенно начать стирать грани, выбрав для этого несколько глобальных процессов. Мы не стремимся перейти на модный на Западе вариант гибкой системы управления, где функциональные обязанности расплывчаты, а полномочия делегируются. В России еще к этому не готовы. Такой подход возможен только на маленьких фирмах.

- Что дало вам внедрение системы качества по стандарту ISO 9000?

Во-первых, у всех появилось понимание, что за клиента надо бороться. Раньше главной задачей любого завода было выполнение плана, и тогда не болела голова о том, где взять сырье и куда пойдет продукция. Сейчас стало понятно, что без привлечения клиента, без предоставления ему определенных гарантий, ожидать его появления не приходится.

Во-вторых, поняли, что с потребителями и поставщиками работу следует вести постоянно. Для этого необходимо развивать по новым принципам маркетинг, снабжение и другие важные направления. Продукция должна производиться в соответствии с требованиями клиента, а не плана.

- А какие качественные изменения произошли на предприятии после внедрения ISO 9000?

С тех пор, как мы начали работать по этой системе, к нам перестали поступать рекламации. Качество нашей продукции стало намного выше, что обусловлено как наличием системы качества, так и нашими традициями.

Постоянно контролируются затраты на обеспечение качества и потери, которые несет завод. Потери сейчас составляют менее одного процента.

Кроме этого, заметно поднялась культура управления. Каждый стал понимать, что все мы работаем в одной упряжке, и полномочия, переданные каждому, направлены на общий результат работы.

Сейчас мы контролируем рынок, на котором работаем и пытаемся его расширить. Делаем все от нас зависящее для дальнейшего укрепления своих позиций на рынке. При этом стараемся достигать необходимое качество не за счет увеличения затрат, а при минимуме накладных затрат.

В результате уже 10% нашей продукции идет на экспорт.

- Имеет ли смысл всем предприятиям внедрять у себя систему качества?

С моей точки зрения, не стоит все время употреблять термин "система качества". Следует воспринимать ее прежде всего как систему управления, которая позволяет при минимуме затрат и ресурсов получать качественную продукцию.

А на вопрос, нужно ли внедрять систему качества, каждый должен ответить сам. Я думаю, что ее следует внедрять, ибо нельзя работать со старым менталитетом - "план любой ценой". Каждый должен выживать самостоятельно. ISO 9000 дает такую возможность и другой альтернативы нет. Ведь ISO 9000 - это обобщение лучшего опыта иностранных фирм.


Борисова Людмила Викторовна, заместитель технического директора ОАО "Автодвигательсервис"

- Почему Вы приняли решение внедрить систему качества в соответствии со стандартом ISO 9000?

Мы старались действовать в духе времени и использовать в своей деятельности мировой опыт. Основной целью было повышение квалификации наших работников и улучшение организации предприятия.

Когда мы изучали ISO 9000, обнаружили много полезного, что можно было бы внедрить у нас.

- Вы получили международный сертификат?

Нет, у нас сертификат ГОСТ Р ИСО-9002. Тем не менее представителей иностранных фирм, побывавших у нас, обычно удивляет, насколько отлажена наша производственная деятельность.

- Какова специализация вашего предприятия?

Мы выполняем полный комплекс работ по ремонту автомобилей, занимаемся техническим сервисом, гарантийным и постгарантийным обслуживанием автомобилей различных марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Сейчас стараемся расширять сферу своей деятельности за счет обслуживания иномарок. У нас также организованы экспериментальные участки, где мы производим различное специализированное оборудование для небольших станций технического обслуживания. В номенклатуру входят разнообразные диагностические и обкаточные стенды и оборудование, которое облегчает работу автослесарей. За этим оборудованием к нам приезжают покупатели из различных городов и регионов.

Мы стали первыми обладателями сертификата ГОСТ Р ИСО-9000 в сфере услуг.

- А как повлияло внедрение системы на вашу деятельность?

Повысилось качество организации работ. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО-9000 улучшился порядок приемки деталей, которые приходят к нам для выполнения работ, повысилась эффективность взаимодействия с изготовителями, с которыми подписываются отдельные договора. Складской учет организован так, что все детали прослеживаются с начала поступления до установки на автомобиль. В любой момент можно определить, по чьей вине появилась неисправность - то ли это вина изготовителя, то ли была допущена ошибка в процессе установки. В итоге, благодаря этой системе удалось значительно поднять уровень качества оказываемых нами услуг.



Обзор подготовлен по материалам http://archive.expert.ru/





Также на сайте:
Применение анализа Парето для повышения надежности
Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие

Подготовлено при поддержке: Только для вас женская сумка с большими скидками.

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?