Научив хотя бы посредственного современного директора фабрики применять организационные принципы, мы даем ему возможность добиться такой производительности, что он далеко оставит за собой величайших производственных гениев, работающих по старой схеме (Г. Эмерсон)

Нужно ли строить на предприятии систему менеджмента качества?


Множество российских предприятий попались в ловушку моды на сертификат ISO 9000.Часть из них потратило средства и ресурсы на самостоятельную постройку системы качества, часть доверилось сторонним специалистам, некоторые даже «получили» сертификаты у сертифицирующих органов сомнительного происхождения. На сегодняшний день можно сказать вполне определенно, что наличие сертификата о соответствии системы качества требованиям международных стандартов ISO серии 9000 не является гарантией того, что клиент имеет дело с фирмой, которая  работает качественно.

Злую шутку с российскими предприятиями сыграло словосочетание «система качества». Специалисты среднего и старшего поколения хорошо помнят, как в нашей промышленности было распространено слово СИСТЕМА с различными довесками. Вспомните: 

КСУКП – комплексная система управления качеством продукции;

СТПП   - система технологической подготовки производства;

СКПП   - система конструкторской подготовки производства;

ЕСКД и ЕСТД – которые, надеюсь, не нужно расшифровывать и т. д. и т.п. 

Все эти системы, обросшие огромным количеством ненужных бумаг, воспринимались в реальном производстве как нечто чуждое, мешающее выдавать «штуки на-гора», особенно КСУКП. Поэтому когда руководитель произносил слова о необходимости построения на фирме «системы качества», эта система, по привычке, воспринималась как очередная «система» которая будет жить сама по себе, а реальная жизнь будет идти сама по себе.

Вместе с тем нашлись и в России руководители, которые поняли, что построить на предприятии отдельно взятую «систему качества» недостаточно – нужно перестроить ВСЮ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ. Только таким предприятиям удается добиться успеха в менеджменте. Подчеркну еще раз «в менеджменте», без упоминания о системе качества. 

      История развития международных стандартов в области качества с 1988 года до ISO 9000:2000 идет как раз по этому пути.Все начиналось со стандарта  ISO 9001:1988 жестко регламентирующего, что должен держать под контролем поставщик продукции. Небольшие изменения, внесенные в 1994 году, сути стандартов не поменяли, более того появились отдельные специфические стандарты по услугам (ISO 9004-2:1991), программному обеспечению (ISO 9000-3:1991) и перерабатываемым материалам (ISO 9004-3). Похоже, что ИСО/ТК 176 признал за этими видами деятельности право на уникальность требований к качеству. Это должно было случиться при том подходе, который был заложен в основополагающем стандарте ISO 9001:1994 – « … проектирование и поставка соответствующей продукции.» (Раздел 1). Еще больше запутал ситуацию выпуск стандарта ISO 9004-1:1994. Его структура настолько отличалась от основополагающих, что применять его можно было только  «кусочно-прерывисто». 

     Наконец 15 декабря 2000 года, была утверждена окончательная редакция ISO 9001:2000 года, основанная на процессном подходе к управлению «организацией» (предприятием). Изменилась ориентация стандартов с качества продукции на качество процессов. Впервые в основу стандарта легли принципы менеджмента процессов, продекларированные в ISO 9000-1:1994 (разделы 4.6-4.8). Произошло сближение, хотя еще не окончательное, принципов менеджмента качества (QM) и новой парадигмы менеджмента, сформулированной в последней книге Питера Ф. Друкера «Задачи менеджмента в XXI веке» ( М.: Издательский дом «Вильямс», 2000): «Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определить, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация – коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв насилия, - имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации»

Выводы из вышесказанного достаточно прозрачны:

1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЖЕЛАЮЩАЯ ВЫЖИТЬ, ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СВОЕГО МЕНЕДЖМЕНТА.

2. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ, НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ.

3. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОЛЬКО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ И ДАЖЕ ВРЕДНОЙ.

     Если вглядеться в ISO 9001:2000 внимательно, то можно увидеть в структуре стандарта и в Рисунке 1 (см. стандарт) классическую схему менеджмента процесса, с описанием Входа и Выхода, с составными частями по методологии 5М ( ресурсами – по терминологии ISO).

     Таким образом в нашем лексиконе появляется еще одно новое слово – ПРОЦЕСС. Что это такое? Как его определять и документировать?Сколько их может быть в организации и сколько должно быть?На сегодняшний день практика внедрения систем менеджмента качества невелика и эти вопросы являются ключевыми для организации принявшей решение о построении СМК и реинжиниринге (reengineering) бизнес-процессов.

     В старой версии стандартов ISO серии 9000 роль методички по применению играл ISO 9000-2:1993 «Общие руководящие указания по применению ISO 9001 …». В новой версии некоторым подобием может служить ISO 9004:2000, но при некотором углубленном толковании ( и цитировании) статей ISO 9001:2000, этот стандарт имеет расширенное содержание в виде дополнительных подразделов 6.5 -:- 6.8.

     Автором данной статьи разработана методология описания процессов в организации (предприятии), руководство которой приняло решение «жить по-новому». То есть руководство осознало необходимость перемен в системе менеджмента и готово разрабатывать и внедрять эти перемены. 

     В настоящий момент данная методология внедряется на предприятии ООО «НИТЭК-ПЛАСТ» в г. Дмитров Московской области.

Подготовлено по материалам http://www.finexpert.ru/





Также на сайте:
Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества
Обеспечение качества - системный подход

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?