На словах каждый менеджер ратует за качество, но на деле мало кто из них себе представляет, что это такое. (Филипп Б. Кросби)

Разработка предложений

Владимир Ивлев, Татьяна Попова,
компания "ВИП Анатех"

Журнал "Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий",
№ 5 (май), 2000


Можно выделить два основных подхода к проектированию современных информационных систем: структурный и процессный. Первый основан на использовании организационной структуры предприятия - проектирование информационной системы идет по подразделениям. Технологии деятельности всего предприятия в этом случае описываются через технологии работы его отделов. Главным недостатком этого подхода является привязка к организационной структуре, которая довольно часто меняется, так что в проект информационной системы тоже приходится вносить изменения.

Несколько иначе обстоит дело при процессном подходе, когда предприятие рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов. Бизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, меняются достаточно редко.

Процессный подход выявляет необходимость перехода на так называемое <тонкое> производство, или <тонкую> ресурсосберегающую структуру (Lean production). Основные черты этой реорганизации:

  • широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
  • уменьшение количества уровней принятия решения;
  • сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
  • повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг.

Процессный подход к анализу, моделированию бизнес-процессов и последующей разработке требований к информационным системам позволяет оперативно изменять и дорабатывать технологии, безболезненно (без остановки производства) модернизировать информационную систему предприятия.

Рассмотрим, как применяется процессный подход, на примере деревообрабатывающего комбината. Анализ организационной структуры и финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет выделить два вида бизнес-процессов: основные (в результате их выполнения осуществляется покрытие затрат и формируется прибыль) и обеспечивающие.

В число основных бизнес-процессов входят: производство фанеры, производство товаров народного потребления (ТНП) и изделий из отходов производства, реализация продукции и осуществление бартерных сделок. К обеспечивающим бизнес-процессам относятся: финансовое, информационное, юридическое и хозяйственное обеспечение, оперативное планирование, транспортировка, управление персоналом, бухгалтерский учет и отчетность, обеспечение качества, строительство, делопроизводство и др.

Для всех бизнес-процессов должны быть разработаны соответствующие функционально-информационные модели. Они могут использоваться для:

  • определения трудоемкости бизнес-процессов и трудозатрат их участников, а также разработки рекомендаций по реорганизации производства;- функционально-стоимостного анализа эффективности выполнения бизнес-процессов структурными подразделениями комбината;
  • оценки себестоимости производства;
  • разработки системы планирования (бюджетирования) по структурным подразделениям комбината;
  • осуществления текущего контроля над процессом выполнения бюджетов;
  • разработки системы документооборота комбината;
  • разработки проекта корпоративной информационной системы, регламентирующего состав и структуру автоматизированных рабочих мест, их функции и техническое оснащение подразделений.

Обычно бизнес-процессы представляют в широко известной нотации функционального моделирования IDEF0, реализованной в ряде программных продуктов (например, Bpwin и Design/IDEF). Данное представление наилучшим образом подходит для анализа на концептуальном уровне с целью формирования требований к информационной системе. Однако для всестороннего анализа бизнес-процессов с использованием различных методологий целесообразно применять интегрированное ПО, например ARIS Toolset.

Архитектура ARIS (Architecture of Integrated Information System) - это совокупность технологий, которые обеспечивают проектирование и создание интегрированных информационных систем на основе анализа производственных бизнес-процессов. Использование ARIS-технологий имеет ряд преимуществ для создания системы управления качеством как составной части системы управления предприятием.

Рассмотрим порядок разработки предложений на примере обеспечивающего бизнес-процесса <Снабжение лесосырьем и ТМЦ>. Допустим, в результате анализа существующей технологии выполнения этого бизнес-процесса выявлены следующие его функции:

  • отслеживание складских остатков;
  • формирование обобщенных заявок подразделений;
  • организация закупок лесосырья;
  • организация закупок ТМЦ;
  • организация доставки лесосырья;
  • отслеживание поставок;
  • обобщение информации и формирование отчетных документов.

При обследовании технологии работы основных участников бизнес-процесса: отдела леса и отдела материально-технического снабжения (ОМТС) определяются значения временных затрат по каждому виду работ. Полученные параметры вводятся в блоки функционально-информационной модели бизнес-процесса, в результате чего формируется его функционально-стоимостная модель.

Обработав полученную с помощью этой модели информацию, можно оценить трудоемкость выполнения отдельных функций бизнес-процесса <Снабжение лесосырьем и ТМЦ> и трудозатраты его участников (в данном случае - отдела леса, ОМТС и автотранспортного цеха).

Предположим, что наиболее затратными действиями является организация доставки лесосырья и ТМЦ (из-за нерациональной схемы использования автотранспорта).

Обнаружена высокая загруженность автотранспортного цеха при доставке лесосырья и ТМЦ (см. Диаграмму 1). Увеличение доли доставки силами поставщиков (в частности, железнодорожным транспортом) приведет к ликвидации этой проблемы.

Перераспределение функций приводит к уменьшению трудозатрат по доставке лесосырья в среднем на 30% для отдела леса (Диаграмма 2) и на 70% для автотранспортного цеха. Освободившиеся трудовые резервы отдела леса можно использовать для отслеживания складских остатков, осуществления более эффективных схем работы с поставщиками, контроля поставок, обобщения информации и формирования отчетных документов.

Еще одним важным результатом, который можно получить, используя функционально-информационные модели бизнес-процессов, является проект информационной системы комбината. В него входят:- состав и структура автоматизированных рабочих мест (АРМ);

  • рекомендации по совершенствованию состава технических и программных средств АРМ;
  • состав и структура прикладных задач;
  • функционально-информационные спецификации АРМ.

Подробно функции и документы, входящие в состав отдельных прикладных задач, обычно описываются в спецификациях АРМ в одном из разделов cистемного проекта.

Практика ведения консалтинговых проектов показывает, что процессный подход к проектированию, анализу и оценке бизнес-процессов позволяет сопровождать, оперативно изменять и корректировать технологии производства, а также безболезненно модернизировать информационную систему предприятия. Использование специализированных инструментальных CASE-средств (например, серии ARIS) дает возможность эффективно применять процессный подход для разработки и совершенствования процессно-ориентированной системы управления предприятием, в соответствии с международными стандартами (например, серии ISO 9000).

Подготовлено по материалам CONSULTING.ru





Также на сайте:
Наступившая эра нового менеджмента требует иного представления о команде
Окончательное заключение.

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?