–Ш–љ–Њ–≥–і–∞ –Љ–љ–µ –Ї–∞–ґ–µ—В—Б—П, —З—В–Њ –њ—А–Є–і–µ—В –і–µ–љ—М, –Ї–Њ–≥–і–∞ —Г—В—А–Њ–Љ –Љ—Л –±—Г–і–µ–Љ –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–ї—П—В—М –љ–Њ–≤–Њ–µ –Є–Ј–і–µ–ї–Є–µ, –∞ –≤–µ—З–µ—А–Њ–Љ –±—Г–і–µ–Љ —Б–љ–Є–Љ–∞—В—М –µ–≥–Њ —Б –њ—А–Њ–Є–Ј–≤–Њ–і—Б—В–≤–∞. (–Р–ї–∞–љ –§.–®—Г–≥–∞—А—В)

–азработка предложений

¬ладимир »влев, “ать€на ѕопова,
компани€ "¬»ѕ јнатех"

∆урнал "јвтоматизаци€ бухгалтерского учета и финансово-хоз€йственной де€тельности предпри€тий",
є 5 (май), 2000


ћожно выделить два основных подхода к проектированию современных информационных систем: структурный и процессный. ѕервый основан на использовании организационной структуры предпри€ти€ - проектирование информационной системы идет по подразделени€м. “ехнологии де€тельности всего предпри€ти€ в этом случае описываютс€ через технологии работы его отделов. √лавным недостатком этого подхода €вл€етс€ прив€зка к организационной структуре, котора€ довольно часто мен€етс€, так что в проект информационной системы тоже приходитс€ вносить изменени€.

Ќесколько иначе обстоит дело при процессном подходе, когда предпри€тие рассматриваетс€ как совокупность взаимосв€занных и взаимозависимых бизнес-процессов. Ѕизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, мен€ютс€ достаточно редко.

ѕроцессный подход вы€вл€ет необходимость перехода на так называемое <тонкое> производство, или <тонкую> ресурсосберегающую структуру (Lean production). ќсновные черты этой реорганизации:

  • широкое делегирование полномочий и ответственности исполнител€м;
  • уменьшение количества уровней прин€ти€ решени€;
  • сочетание принципа целевого управлени€ с групповой организацией труда;
  • повышенное внимание к вопросам обеспечени€ качества продукции или услуг.

ѕроцессный подход к анализу, моделированию бизнес-процессов и последующей разработке требований к информационным системам позвол€ет оперативно измен€ть и дорабатывать технологии, безболезненно (без остановки производства) модернизировать информационную систему предпри€ти€.

–ассмотрим, как примен€етс€ процессный подход, на примере деревообрабатывающего комбината. јнализ организационной структуры и финансово-хоз€йственной де€тельности предпри€ти€ позвол€ет выделить два вида бизнес-процессов: основные (в результате их выполнени€ осуществл€етс€ покрытие затрат и формируетс€ прибыль) и обеспечивающие.

¬ число основных бизнес-процессов вход€т: производство фанеры, производство товаров народного потреблени€ (“Ќѕ) и изделий из отходов производства, реализаци€ продукции и осуществление бартерных сделок.   обеспечивающим бизнес-процессам относ€тс€: финансовое, информационное, юридическое и хоз€йственное обеспечение, оперативное планирование, транспортировка, управление персоналом, бухгалтерский учет и отчетность, обеспечение качества, строительство, делопроизводство и др.

ƒл€ всех бизнес-процессов должны быть разработаны соответствующие функционально-информационные модели. ќни могут использоватьс€ дл€:

  • определени€ трудоемкости бизнес-процессов и трудозатрат их участников, а также разработки рекомендаций по реорганизации производства;- функционально-стоимостного анализа эффективности выполнени€ бизнес-процессов структурными подразделени€ми комбината;
  • оценки себестоимости производства;
  • разработки системы планировани€ (бюджетировани€) по структурным подразделени€м комбината;
  • осуществлени€ текущего контрол€ над процессом выполнени€ бюджетов;
  • разработки системы документооборота комбината;
  • разработки проекта корпоративной информационной системы, регламентирующего состав и структуру автоматизированных рабочих мест, их функции и техническое оснащение подразделений.

ќбычно бизнес-процессы представл€ют в широко известной нотации функционального моделировани€ IDEF0, реализованной в р€де программных продуктов (например, Bpwin и Design/IDEF). ƒанное представление наилучшим образом подходит дл€ анализа на концептуальном уровне с целью формировани€ требований к информационной системе. ќднако дл€ всестороннего анализа бизнес-процессов с использованием различных методологий целесообразно примен€ть интегрированное ѕќ, например ARIS Toolset.

јрхитектура ARIS (Architecture of Integrated Information System) - это совокупность технологий, которые обеспечивают проектирование и создание интегрированных информационных систем на основе анализа производственных бизнес-процессов. »спользование ARIS-технологий имеет р€д преимуществ дл€ создани€ системы управлени€ качеством как составной части системы управлени€ предпри€тием.

–ассмотрим пор€док разработки предложений на примере обеспечивающего бизнес-процесса <—набжение лесосырьем и “ћ÷>. ƒопустим, в результате анализа существующей технологии выполнени€ этого бизнес-процесса вы€влены следующие его функции:

  • отслеживание складских остатков;
  • формирование обобщенных за€вок подразделений;
  • организаци€ закупок лесосырь€;
  • организаци€ закупок “ћ÷;
  • организаци€ доставки лесосырь€;
  • отслеживание поставок;
  • обобщение информации и формирование отчетных документов.

ѕри обследовании технологии работы основных участников бизнес-процесса: отдела леса и отдела материально-технического снабжени€ (ќћ“—) определ€ютс€ значени€ временных затрат по каждому виду работ. ѕолученные параметры ввод€тс€ в блоки функционально-информационной модели бизнес-процесса, в результате чего формируетс€ его функционально-стоимостна€ модель.

ќбработав полученную с помощью этой модели информацию, можно оценить трудоемкость выполнени€ отдельных функций бизнес-процесса <—набжение лесосырьем и “ћ÷> и трудозатраты его участников (в данном случае - отдела леса, ќћ“— и автотранспортного цеха).

ѕредположим, что наиболее затратными действи€ми €вл€етс€ организаци€ доставки лесосырь€ и “ћ÷ (из-за нерациональной схемы использовани€ автотранспорта).

ќбнаружена высока€ загруженность автотранспортного цеха при доставке лесосырь€ и “ћ÷ (см. ƒиаграмму 1). ”величение доли доставки силами поставщиков (в частности, железнодорожным транспортом) приведет к ликвидации этой проблемы.

ѕерераспределение функций приводит к уменьшению трудозатрат по доставке лесосырь€ в среднем на 30% дл€ отдела леса (ƒиаграмма 2) и на 70% дл€ автотранспортного цеха. ќсвободившиес€ трудовые резервы отдела леса можно использовать дл€ отслеживани€ складских остатков, осуществлени€ более эффективных схем работы с поставщиками, контрол€ поставок, обобщени€ информации и формировани€ отчетных документов.

≈ще одним важным результатом, который можно получить, использу€ функционально-информационные модели бизнес-процессов, €вл€етс€ проект информационной системы комбината. ¬ него вход€т:- состав и структура автоматизированных рабочих мест (ј–ћ);

  • рекомендации по совершенствованию состава технических и программных средств ј–ћ;
  • состав и структура прикладных задач;
  • функционально-информационные спецификации ј–ћ.

ѕодробно функции и документы, вход€щие в состав отдельных прикладных задач, обычно описываютс€ в спецификаци€х ј–ћ в одном из разделов cистемного проекта.

ѕрактика ведени€ консалтинговых проектов показывает, что процессный подход к проектированию, анализу и оценке бизнес-процессов позвол€ет сопровождать, оперативно измен€ть и корректировать технологии производства, а также безболезненно модернизировать информационную систему предпри€ти€. »спользование специализированных инструментальных CASE-средств (например, серии ARIS) дает возможность эффективно примен€ть процессный подход дл€ разработки и совершенствовани€ процессно-ориентированной системы управлени€ предпри€тием, в соответствии с международными стандартами (например, серии ISO 9000).

ѕодготовлено по материалам CONSULTING.ru





“акже на сайте:
Ќаступивша€ эра нового менеджмента требует иного представлени€ о команде
ќкончательное заключение.

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?