Старайтесь воплощать в жизнь все, что вы знаете, и со временем вы сможете получить все, о чем только мечтали. (Rembrandt)

Время - важнейший ресурс развития личности и общества

Нина Михайлова, Людмила Федорова

Итак смотрите, поступайте осторожно,
не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы.
ЕФ. 5:15-16

Будь у меня пятьдесят три минуты
свободных... - я бы просто-напросто пошел к роднику.
Антуан де Сент-Экзюпери Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству.
Н.М. Карамзин

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других.
В.А. Сухомлинский

     Мы исследуем звезды и глубины морей, атомы, протоны и нейтроны, отчаянные "смельчаки" занимаются клонированием, мы присуждаем звания и премии, увековечиваем имена физиков, лириков, воинов, святых... Но что мы знаем о себе и о том, почему и для чего мы здесь?
     "Вначале было слово..." Потом появилось Чудо. Чудо не исчезает бесследно и не возникает из ничего. В его основе - неразгаданная тайна. Надо научиться достойно жить рядом с тайной и насильственно не вторгаться в ее пределы. Само наше рождение - Чудо и Тайна: мы родились в определенном месте, в конкретной семье, в определенном веке, в конкретный день и час.
     Мы занимаемся проблемами, в основе которых лежат законы причинно-следственных связей: все очевидное - есть следствие каких-то причин. Законы причин и следствий абсолютны.
     Каждый из нас - очевидная реальность. И эта реальность - т.е. мы все - для чего-то привнесены в этот сложный и загадочный мир. У каждого своя миссия, своя задача, своя цель. Б. Спиноза писал: можно "смеяться или плакать над происходящим", но лучше "попытаться его понять".
     Посмотрите на людей: они работают, зарабатывают деньги, но чем бы они ни занимались, многие жалуются, что чего-то недостает. А недостает им как раз бесконечно малого, того, что называют "осознание смысла жизни". В иерархии потребностей Человека одна из высших потребностей - потребность в смысле существования. Именно эта потребность формирует нравственную ориентацию личности и развивает более высокие потребности: самореализации, потребность в любви к ближнему, созидания добра и т.д. Счастье там, где смысл. Когда есть смысл, отсутствует скука и уныние. Счастье - это мимолетное состояние души, легкость, полетность. Ощущение счастья хрупкое, нежное, неуловимое. Доступно оно Человеку только при активном, созидательном стремлении к добру и истине. И тогда Жизнь награждает человека жаждой жизни и волей к победе, устремленностью и внутренней силой. Жизнь помогает человеку осознать ее уникальность и ценность как великий божественный дар. Дар, предназначенный для созидания и служения людям. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
Быт. 3:23

Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его.
Еккл. 3:22

"И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещеватель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
Рим. 12:6-8

     Идея служения и жертвенности сформировалась в России из органического понимания жизни, состоящего в том, что все связаны друг с другом и, по словам Апостола Павла, "несут тяготы друг друга". "Носите бремена друг друга..." [Гал. 6:2]. Именно эта идея, наряду с другими объективными факторами, способствовала тому, что "Россия превратилась не в механическую сумму территорий и народностей, а в органическое единство" [1]. Осознание органического единства является тем генетическим качеством наших народов, той исключительной точкой опоры, которая помогала и помогает России по сей день сохранить равновесие при самых экстремальных нестабильных ситуациях. Это существенное позитивное отличие России от самомнительного Запада и мистического Востока. Специфика российского менталитета сформировала уникальное отношение к труду: стремление к самореализации, осознание причастности к коллективу, стремление к творчеству, терпимость к размерам оплаты за труд, волевую энергию и героику труда - когда труд воспринимается как служение людям: Эти уникальные качества наших людей в современных условиях уже становятся тем фундаментом, на котором создаются системы качества по МС ИСО серии 9000:2000. В управлении ресурсами люди (персонал) справедливо рассматриваются как важнейший ресурс любого предприятия, и те руководители, которые при выполнении требований стандартов по управлению персоналом сделают ставку на специфические, сильные стороны наших людей, несомненно добьются успеха.
     Стандарты ИСО серии 9000, интегрировав мировой опыт, прошли путь существенного развития: от версии 1987 г. к версиям 1994 г. и 2000 г. и концепции TQM.
     В соответствии с теорией К.Н. Леонтьева процесс развития - это "постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности. Постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего, и в то же время постепенное укрепление единства" [2].
     По мере развития система стремится реализовать себя полнее, количество проявлений соответственно увеличивается, хотя они никогда точно не копируют друг друга. Иначе говоря, развитие определяет потребность системы в разнообразии. И чем более развита система, тем сильнее проявляется разнообразие.
     По мнению К.Н. Леонтьева, Европу олицетворяет "средний европеец", а также тенденция "стандарта в разнообразии" и "единообразия в сложности" во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. К.Н. Леонтьев справедливо опасался, что России предстоит встать на тот же путь искусственного сглаживания, уравнивания и тиражирования. Этот страх был оправдан, поскольку в его время (в ХIХ в.) уже были серьезные попытки либералов и "сторонников прогресса" "внедрить" в России идеал европейского усредненного человека и тем самым искусственно лишить народ самобытности и своеобразия, уничтожить специфические формы развития всех сфер деятельности и укладов жизни различных слоев общества.
     Все специалисты, занимающиеся вопросами качества, понимают перспективность стандартов ИСО серии 9000:2000 и концепции TQM. Но огорчает тот факт, что в настоящее время все более отчетливо проявляется опасная тенденция: взгляд на национальную концепцию качества и на концепцию TQM c платформы европейских традиций и менталитета. Такой подход опасен для России прежде всего тем, что лишает возможности полностью реализовать и взрастить лучшие национальные традиции и потенциал, использовать исторически сложившийся понятийный аппарат, а также учесть и тонко скорректировать в национальной концепции слабые стороны российского менталитета.
Утверждение жизни надо строить на применении местных условий. Если где сто языков, надо понять сто психологий. Одно выражение для всех подобно колонне казенного дома.
Агни Йога. Листы сада М. Озарение. Ч. 2

     И.А. Ильин писал: "Русская наука не призвана подражать западной учености ни в области исследований, ни в области мировосприятия. Она призвана вырабатывать свое мировосприятие, свое исследовательство. Это совсем не значит, что для русского человека "необязательна" единая общечеловеческая логика, или что у его науки может быть другая цель, кроме предметной истины. Напрасно было бы толковать этот призыв как право русского человека на научную недоказательность, безответственность, на субъективный произвол или иное разрушительное безобразие. Но русский ученый призван вносить в свое исследовательство начала сердца, созерцательности, творческой свободы и живой ответственности совести. Русский ученый призван вдохновенно любить свой предмет так, как его любили Ломоносов, Пирогов, Менделеев, Сергей Соловьев, Гедеонов, Забелин, Лебедев, князь Сергей Трубецкой...
     К этому должна присоединиться творческая свобода в исследовании. Научный метод не есть мертвая система приемов, схем и комбинаций. Всякий настоящий, творческий исследователь всегда вырабатывает свой, новый метод...
     Русский ученый по всему складу своему призван быть не ремесленником и не бухгалтером явлений, а художником в исследовании, ответственным импровизатором, свободным пионером познания. Отнюдь не впадая в комическую претенциозность или в дилетантскую развязность самоучек, русский ученый должен встать на свои ноги. Его наука должна стать наукой творческого созерцания - не в отмену логики, а в наполнение ее живою предметностью; не в попрание факта и закона, а в узрение целостного предмета, скрытого за ним" [3, с. 429, 430].
     Развитие наших предприятий во многом зависит от адекватности национальной версии TQM отечественным историческим традициям.
     Наверное, целесообразно "воскресить из руин" отечественные наработки, например ГОСТ 24595.0-80 "Управление производственным объединением (предприятием)", основанный на системном комплексном подходе с использованием идей КС УКП и предназначенный для повышения эффективности и оперативности целевого управления производством. Идеология КС УКП заслуживает того, чтобы поднять "на щит" и все достижения отечественной школы в области управления качеством, понимая, что в силу известных всем причин "школа" как идеология существовала сама по себе, а практика искаженной реализации этой школы - сама по себе. У нас есть мощный фундамент, на котором можно возводить современный эффективный менеджмент.
     Разработка национальной концепции TQM - прерогатива отечественных ученых. И, может быть, целесообразно учесть мнение нашего отечественного Мыслителя, который в дополнение к изложенному утверждал, что "...России нужны независимые люди, думающие из верного сердца и действующие из несвязанной патриотической воли" [4, с. 436].
     Россия стоит перед выбором - идти европейским путем или найти свой путь разнообразия и сложности, учитывая требования и нормы, принятые в Европе и Америке, и при необходимости дополнить их существенными для России требованиями, например таким, как осознание важности управления временем, с которым связан успех всех видов менеджмента. Если в 80-е годы все решало качество, а в 90-е - реинжиниринг бизнеса, то ключевая концепция нынешнего десятилетия - "скорость".
Билл Гейтс

Менее всего можно красть время... Украсть без смысла время - то же, что и кража идей.
Агни Йога. Листы сада М.

...точность во времени должна быть соблюдена. Посмотрим не только с точки принципиальной честности, но и со стороны практичности... Учите каждого ребенка понимать значение сроков. Иначе еще одно поколение мягкотелых беспозвоночных будет пожирать друг друга.
Агни Йога. Община. 181

     "...Время, как бы ни делили его, всегда остается временем, т.е. вереницею, рядом, движением: оно всегда имеет начало и конец, прошедшее и будущее, возникновение и прекращение, рождение и смерть. И жизнь, связанная со временем, по существу своему такова же и не может не быть таковою. Рок, тяготеющий над нами, есть Время", - писал П.А. Флоренский [5]. Темпоритм современной жизни заставляет осознать его слова. Как часто мы говорим себе или слышим от других огорчительную и весьма банальную фразу: "Мне не хватает времени". Наши производственные, семейные, личные планы и мечты вязнут в трясине неуправляемой текучки. Образуется замкнутый круг невыполненных дел и "делишек", что приводит к неудовлетворенности, неуверенности, синдрому хронической усталости, а в последствии и к депрессии. В результате жизнь становится непродуктивной, вялой и скучной.
     В МС ИСО 9004:2000 (или ГОСТ Р ИСО 9004:2001) есть новый раздел "Менеджмент ресурсов". Речь идет об управлении ресурсами, к которым относят персонал, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы.
     Работа c учетом новых требований заставляет продумать и переосмыслить стратегию и тактику современного менеджмента и прежде всего в том аспекте, который касается чрезвычайно актуального и дефицитного ресурса, а именно - ВРЕМЕНИ. (Такой важный аспект не нашел отражения в МС ИСО серии 9000:2000.)
     Обратимся к приведенным в литературе данным: результаты опроса тысячи менеджеров показали, что "из каждой сотни менеджеров лишь один имеет достаточно времени, десятерым требуется на 10% больше времени, сорока менеджерам нужно дополнительно 25% времени, остальным не хватает 50% времени" [6]. Там же приводятся такие сведения: 50-80% своего времени менеджеры проводят на различных конференциях и совещаниях, что, по мнению автора, наносит серьезный экономический ущерб по причине их непродуктивности.
     В современной ситуации от руководителя требуется продуктивное интеллектуальное творчество, так как он определяет перспективы развития организации. В этой связи умение правильно распорядиться рабочим временем и научить подчиненных "чувствовать" время, экономить его и грамотно им распоряжаться - важнейшая задача руководителя. Это то необходимое начало, которое обеспечит эффективность управленческой деятельности.
     Это особенно существенно для России. В советской профессиональной литературе поднимался вопрос о важности фактора времени [7, 8]. B [8] автор приводит типичный для нашей страны факт: американского журналиста, присутствующего на съезде Советов, удивляло, что, хотя после назначенного времени прошло около часа, работа съезда не начиналась. Он подсчитал, сколько человек находилось в зале. Оказалось, что в совокупности было уже потеряно столько времени, сколько нужно, чтобы построить два аэроплана. Автор в заключение пишет: "Мы прождали еще "с пол-аэроплана", и только тогда заседание началось".
     Обратимся к временам не столь отдаленным: в 1994 г. одному известному отечественному предприятию иностранные инвесторы сделали весьма выгодное предложение, и партнеры договорились о том, что в трехмесячный срок обе стороны должны конкретизировать свои обязательства. Дважды наши специалисты срывали намеченную договоренность. Инвесторы терпеливо ждали (это естественно, так как их интересовал интеллектуальный и сырьевой потенциал), но в конечном итоге их терпение иссякло. Результат: они вложили свои инвестиции в польское предприятие. Когда "наши раскачались" и послали свои предложения, в ответ получили деликатное послание, в котором между строк было написано "вы слишком долго принимаете решения, господа".
     Нас постоянно подводит неумение или нежелание рационально распорядиться своим временем. Мы по сей день "теряем аэропланы", инвесторов, партнеров, теряем себя. Все эти потери очень дорого обходятся: конкретной личности, конкретному предприятию и, в конечном счете государству. Это наш совокупный минус, который мы должны осознать, учесть и скорректировать при разработке своей национальной концепции TQM, поставив ВРЕМЯ в разряд важнейших ресурсов. Мы должны декларировать парадигму управления таким ресурсом, как время, в рамках разрабатываемых систем качества. Это будет необходимым и чрезвычайно полезным дополнением, которое в значительной степени повысит эффективность отечественных систем качества и предприятий в целом, позитивно отразится на корпоротивной культуре и жизни людей.
  • С осознания того, что этому надо учиться всем миром: каждому отдельно и всем вместе.
  • С конкретизации того, что учиться всегда сложно, особенно тому, что не востребовано.
  • С понимания того, что даже самые первые навыки должны претворяться в жизнь в виде понятных и полезных процедур и инструкций. (Время - много больше, чем деньги.)
  • С утверждения того, что мы как содружество цивилизованных и умных людей должны сформировать свою национальную культуру "использования времени" и передавать эту культуру по наследству своим детям.
         Для обучения за основу можно взять замечательную, умную и добрую книгу "Ваше время - в Ваших руках" [6]. Автор Л. Зайверт - профессор, руководитель Института рационального использования времени, ведущий эксперт по рационализации труда менеджеров.
         В книге профессионально, с немецкой педантичностью ведется деловой разговор о том, как организовать свою работу и повседневную жизнь, чтобы работать в оптимальном деловом режиме, иметь время для человеческих радостей, при этом сберегая свое здоровье. Автор убеждает читателя, что при правильном подходе можно иметь время и для продуктивной работы, и для творчества, и для личной жизни,      В книге профессионально, с немецкой педантичностью ведется деловой разговор о том, как организовать свою работу и повседневную жизнь, чтобы работать в оптимальном деловом режиме, иметь время для человеческих радостей, при этом сберегая свое здоровье. Автор убеждает читателя, что при правильном подходе можно иметь время и для продуктивной работы, и для творчества, и для личной жизни, и семьи.
         Нет смысла пересказывать книгу. Целесообразно кратко остановиться на основных утверждениях и рекомендациях автора - знатока современного менеджмента.
  • Перегрузка многих руководителей является следствием привычки "брать все дела в свои руки", что приводит к необходимости заниматься одновременно многими вопросами. Автор дает полезные практические рекомендации с точки зрения управления своим временем и целесообразного делегирования работ и утверждает, что руководители, которые много делегируют, наиболее популярны у своих подчиненных. Делегирование - продуманная система мер по профессиональному росту подчиненных и подготовке кадров высокой квалификации.
  • Руководитель посредством делегирования выражает доверие подчиненным, делает их активными соучастниками производственного процесса, способствует развитию творчества и инициативы.
  • Делегирование - не уход руководителя от дел, не снятие своей персональной ответственности за развитие предприятия, а эффективный способ вовлечения персонала и эффективной "разгрузки" своего времени для выполнения управленческих задач.
  • Часто менеджеры ориентированы на сам процесс деятельности, предполагая полезность действия, и при этом недостаточно уделяют внимания конечной цели деятельности с точки зрения результативности, забывая в потоке текучки, что главное в любой деятельности - кратчайший путь достижения конечной цели.
  • Приводится четкая и результативная концепция и практическая методология самоменеджмента, суть которой заключается в индивидуальной технологии использования суточного (рабочего) времени.
  • Наиважнейшее требование, предъявляемое к руководителю, - не только его умение рационально распорядиться своим временем, но и научить этому подчиненных.
  • Профессионализм руководителя в решающей мере определяется рациональным установлением приоритетов с точки зрения целей организации (очень важные, важные и пр.) и умением делегировать работу.
  • При планировании времени рекомендуется использовать принцип Парето "80:20", согласно которому за 20% расходуемого времени менеджер достигает 80% результатов, остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% общего итога.
  • Приводятся многочисленные сведения о "пожирателях времени" и практические рекомендации борьбы с ними.
  • Рекомендуется принцип американского президента Д. Эйзенхауэра. Задачи расслаиваются по четырем гипотетическим оценкам: задачи А - очень важные - выполняются без промедления; Б - важные - выполняются в установленные сроки; В - менее значимые и выполняются теми, кому руководитель их поручает; остальные задачи направляются в корзину для бумаг. Применение этого принципа требует высокого профессионализма и интуиции в определении задач А, наличия хорошо подготовленных и думающих исполнителей и личного мужества при "сбросе" каких-то задач в мусорную корзину.
  • Приводятся практические рекомендации по составлению и выполнению распорядка рабочего дня, технологии контроля результатов своего труда и исполнительской дисциплины подчиненных, рациональному проведению совещаний, ведению телефонных переговоров, работе с корреспонденцией.
  • Предлагается хорошо отработанная система стандартных технологий по документообороту, освоению потока корреспонденции и писем.
  • Рекомендуются испытанные приемы по обработке вербальной и невербальной информации (листки-памятки, приемы профессиональной диктовки, письма-маятники), овладение которыми значительно облегчит жизнь руководителя, освободит от "тирании" документов и "телефономании".
         Книга написана интересно. Читается легко. Много юмора и афоризмов. Например: "Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю" или "Время - это не только деньги, время более значимо, чем деньги, время - это нечто такое же, как сама жизнь".
         У авторов данной статьи есть некоторый позитивный опыт по использованию рекомендованных Л. Зайвертом методов. Например, в 1991-1994 гг.:
  • была составлена памятка для руководителей и специалистов предприятий по инвентаризации рабочего времени и самоменеджменту, которая помогла многим "упорядочить" свой стиль работы и жизни и сберечь время, нервы и силы (всем, кто стремился к этому; требовать от других - невозможно, так как экономия такого ресурса, как время, у нас не востребована);
  • составлена инструкция по проведению совещаний (вариантов много - для различных предприятий), где были отражены: регламент проведения совещаний (начало - конец), максимальное время для выступлений, число приглашенных, если совещание имеет проблемный характер - обязательное наличие у присутствующего схемы Исикавы (его личное представление о причинах обсуждаемой проблемы), наличие корректного и исчерпывающего протокола совещания. В результате совокупное время проведения совещаний резко сократилось, а их продуктивность значительно возросла;
  • разработана инструкция "Система качества. Делегирование работ. Соблюдение исполнительской дисциплины". Цели: эффективная организация труда; саморазгрузка руководителя для решения истинно управленческих функций и жизненно важных задач; развитие творческой инициативы и подготовка квалифицированных кадров. (Все эти цели востребованы в ИСО серии 9000:2000.) Разработан журнал делегирования. Такая инструкция и журнал применялись на АО "Омутнинский металлургический завод" в 1993 г., когда при разработке системы качества столкнулись с низким уровнем исполнительской дисциплины, дублированием поручений, непониманием со стороны исполнителей целей поставленных задач, с некорректным назначением сроков выполнения поручений и с рядом других проблем. (Отвечала за эту работу инженер по качеству Т.П. Банникова). В инструкции использованы мысли и советы Л. Зайверта с учетом нашей специфики, наших проблем и менталитета. Эта инструкция и журнал делегирования выполнили свою функцию и помогли преодолеть указанные выше проблемы. (Инструкция и журнал делегирования хранятся в архиве АНО "Центр Квалитет");
  • с руководителями высшего и среднего звена, с наладчиками проводились семинары по теме: "Управление своим временем и временем подчиненных с помощью метода", на которых излагались наши проблемы с точки зрения потерь времени и неумения управлять им, давались практические рекомендации с учетом нашей реальности и исторически сложившихся традиций и привычек. Эти семинары вызывали большой интерес, и советы немецкого профессора, чутко адаптированные к нашему микроклимату, воспринимались позитивно, применялись и всегда приводили к положительному результату;
  • поскольку управление временем не является официально востребованным условием системы качества, то, разумеется, всю перечисленную работу можно было проводить только на тех предприятиях, руководство которых понимало актуальность данной проблемы. Тем, кто занимается консалтингом и обучением, известно, как трудно поддаются руководители невостребованным новациям и что прессинг в этом случае приводит лишь к отрицательному эффекту. Именно поэтому перечень предприятий, руководители которых "поймали" ценность идеи управления временем, невелик. Но позитивный опыт есть, и им можно поделиться.
         В книге Л. Зайверта речь идет об индивидуальном времени (ваше время - в ваших руках). Но наша отечественная наука доказывает, что "...проблема состоит в том, что в рамках концепции индивидуального времени очень трудно учесть взаимодействие объекта со средой и с другими объектами. Взаимодействия влияют на характер изменчивости объекта, т.е. на его индивидуальное время. Мы привыкли считать время независимой переменной. Здесь же оно оказывается зависимым от внешних воздействий. В результате некоторых взаимодействий индивидуальное время может вообще исчезнуть, как исчезает время жертвы при ее поедании хищником" [9]. (Этого важного аспекта Л. Зайверт не раскрывает. Мы видим, насколько прав И.А. Ильин, когда читаем его мысли о миссии отечественных ученых и России.)
         Существующая реальность заставляет говорить о необходимости формирования национальной культуры использования времени. Формирование этой культуры надо начать с включения времени как важнейшего ресурса в национальную концепцию TQM и декларирования парадигмы управления временем в рамках разрабатываемых систем качества. Тогда у руководителей появится стимул и для проведения обучения, и для реализации разработанных принципов и методов управления временем. А наши ученые сумеют подготовить все необходимые дидактические материалы, не копируя Л. Зайверта, а творчески адаптируя его наработки к нашим условиям, и использовать достижения отечественной науки в области исследования и понимания феномена времени. В результате они внесут ценный вклад в корпоротивную культуру отечественных предприятий, и впоследствии можно будет распространить принцип управления временем на все сферы нашей жизни. "Мы призваны не заимствовать у других народов, а творить свое и по-своему, но так, чтобы это наше и по-нашему созданное было на самом деле верно и прекрасно, т.е. Предметно" [3, с. 425]. ...не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
    Лк. 4:4

    Нельзя желать, чтобы вокруг все было так, как было... Унять вращающийся круг какая может сила?
    Ибн Сина

         "Чем больше человек будет становиться человеком, тем меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому", - писал П. Тейяр де Шарден. - ...Человек не что иное, как эволюция, осознавшая саму себя" [10].
         Человек - главный ресурс выживания и развития государства. В свою очередь, главными компонентами устойчивого развития являются интеллект, духовность, разнообразие и новизна. Все эти компоненты может иметь и реализовать только развитая, самодостаточная личность. Но для развития личности нужен досуг. Об этом писал еще Аристотель. Об этом мечтал и Т. Мор [11, с. 185, 186]: "...Для работы отводят всего шесть часов... Что остается лишним от часов на работу, сон и еду, дозволяется каждому проводить по своей воле, но не проводить это время в разгуле и беспечности, а часы, свободные от ремесла, надобно тратить на другие занятия по своему вкусу. Эти перерывы большая часть людей посвящает наукам... Однако, если кто-нибудь предпочтет уделить это же самое время своему ремеслу, никто ему не препятствует. Его даже хвалят, как человека полезного для государства". Далее: "...Раз они всего лишь шесть часов работают, то, пожалуй, может статься, ты подумаешь, что воспоследует недостаток необходимых вещей. До этого очень далеко; этого времени для того, чтобы запастись всеми вещами, необходимыми для жизни и для удобств, не только хватает, но оно еще и остается; вы это, конечно, поймете, если поразмыслите о том, сколь большая часть жителей у других народов пребывает в праздности". Задача правителей "...заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности. Но чтобы каждый усидчиво занимался своим ремеслом, однако же не работал бы не переставая с раннего утра до поздней ночи, усталый, подобно вьючному скоту. Ибо это хуже участи рабов" [11, с. 184].
         О досуге, как непреложной необходимости развития личности, писали многие мыслители в различные времена и формации (перечень бесконечен), понимая, что любая деятельность тогда привлекательна для человека, если в ней присутствует элемент самостоятельности и творчества. Но творчество, к какой бы сфере деятельности оно ни относилось, требует элементарного здоровья, жизненных сил, широкого кругозора, осознания своей роли и целеустремленности - все это возможно только при условии наличия у человека индивидуального времени, которым бы он мог распорядиться по своему усмотрению. Индивидуальное время тесно коррелировано с "коллективным временем". Если мы научимся управлять временем и относиться к нему, как к важнейшему ресурсу, то у нас появится реальная возможность и время на восстановление жизненных сил, обновление знаний, интеллектуальное и духовное развитие, дружбу, общение, любовь, семью, размышления и праздники. Тогда преобразятся и будни.
         И.А. Ильин писал: "Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. Надо одуматься. Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя великого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться "сплошной беспробудностью".
         Бессмысленно - это безрадостно. Человек создан так, что не может жить безрадостно... Если же ты нашел высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о "сплошной беспробудности"? Жизнь станет для тебя светящейся нитью. И взлет в твоей жизни обеспечен. Ведь радость высвобождает творческие силы; творческие силы создают качество; а качество труда вызывает радость от труда.
         Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. И теперь для тебя нет больше тягучих будней..." [12, с. 100]. Ведь государство растит людей, прекрасное - хороших, противоположное - дурных.
    Сократ

    Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.
    Ф. Вольтер

    За ошибки государственных деятелей расплачивается нация.
    Н.А. Бердяев

    Я высоко ценю истинную науку, ту, которая интересуется человеком, его счастьем и судьбой.
    Л.Н. Толстой

         Феномен человека тесно коррелирован с феноменом времени. Феномен государства полностью определяется феноменом проживающих в нем людей. Задача государства заключается в желании и умении властных структур поддерживать и развивать то лучшее, что исторически сформировалось и генетически отразилось на менталитете народа. "...Каждый народ заслуживает - и морально, и политически - лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим. Каждое правительство призвано действовать, руководствуясь инстинктом самосохранения, присущим его народу; каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни", - писал И.А. Ильин [3, с. 217].
         Российская культура и наука, в том числе труды П.А. Флоренского и И.А. Ильина, их мысли и мечты, а также надежда, вера, любовь, совестливость, жертвенность и справедливость, лежащие в основе православия, любовно соткали неповторимую душу наших соотечественников. Может быть, имеет смысл взять на себя смелость независимых ученых и в отечественной версии TQM предусмотреть те установки, которые создадут предпосылки для формирования национальной культуры использования времени, чтобы оставить для каждого шанс наличия индивидуального времени, раскрытия духовных ценностей и интеллектуальных возможностей, проявления свободной воли и мировоззрения [13] и подсказать народу "верные пути жизни".
         Нам пора жить так, чтобы у каждого было желание и возможность пойти к Роднику, так как "в жизни нет большего стыда, чем быть побежденным - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования" [12, с. 99].


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. - Статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. - М.: Рарогъ, 1992.
    2. Леонтьев К.Н. Избранное. - М.: Рарогъ, 1993.
    3. Ильин И.А. Наши задачи. О русской идее. - Собр. соч. в 10 т. - Т. 2.- Кн. 1. - М.: Русская книга, 1993.
    4. Ильин И.А. Наши задачи. России нужны независимые люди. - Собр. соч. в 10 т. - Т. 2. - Кн. 1. - М.: Русская книга, 1993.
    5. Флоренский П.А. Время и Рокъ. Приложение к журналу "Вопросы философии". - Т. 1. - Кн. 2. - М.: Правда, 1990.
    6. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990.
    7. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 1984.
    8. Керженцев П.М. Принципы организации. - М.: Экономика, 1968.
    9. Шаров А.А. Анализ типологической концепции времени. - Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. - Ч. 1 "Междисциплинарное исследование". - Сб. научн. тр. / Под ред. Б.В. Гнеденко. - М.: Издательство МГУ, 1996. - С. 105.
    10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.
    11. Мор Т. Утопия. - М.: Наука, 1978.
    12. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. Будни. - Собр. соч. в 10 т. - Т. 3. - М.: Русская книга, 1993.
    13. Михайлова Н.В. Качество труда - следствие духовности и качества образования // Стандарты и качество. - 1999. - № 5, 8.


    Нина Викторовна МИХАЙЛОВА - кандидат технических наук, доцент, член Академии проблем качества (АПК), эксперт по системам качества Системы сертификации "Оборонсертифика";
    Людмила Александровна ФЕДОРОВА - директор Центра "Квалитет", член АПК, главный эксперт по аккредиции и эксперт по системам качества Системы сертификации "Оборонсертифика", эксперт по сертификации экспертов в Системе ГОСТ Р

    Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





    Также на сайте:
    Выбор поставщиков как реализация проекта
    Ловушка 4. Пытаться добиться расположения заказчиков, не учитывая - их отношения к вашей компании

    Подготовлено при поддержке:
  • О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Рекомендуем

    Наш новый проект:
    Все о качестве менеджмента
    Избранные книги

    Реклама на сайте



    • Хочу стать суррогатной матерью http://reprio.ru
    • reprio.ru


    Как сюда попасть?