Не залезайте в долги - тогда вы не сможете "купить" решение ваших проблем и придется учиться находить выход из любых положений.
В. Алексеев
Причинно-следственная диаграмма была предложена К. Исикавой в 1943 г. и является одним из семи простых методов менеджмента качества. Диаграмма помогает идентифицировать и наглядно представить причины конкретной проблемы или результата (схема). Идея метода - выявить, а затем последовательно устранять или минимизировать воздействие выявленных причин, что и будет приводить к повышению качества.
Вместе с тем значение причинно-следственной диаграммы может быть существенно повышено, если ее дополнить матрицами распределения ответственности и планируемых действий. Матрица 1 показывает, в какой степени причины конкретной проблемы могут управляться собственником (владельцем) процесса и какие действия необходимо предпринять для уменьшения или исключения проблемы. Матрица 2 служит руководством для заключительных шагов в этой цепочке, определяя необходимые действия и их приемлемые результаты.
Причина | Описание | Владелец процесса | Степень влияния | Необходимые действия |
Учебники | Нехватка учебников | Руководитель отдела закупок | Прямая | Изучить потребности |
Выбор лучших учебников | Преподаватель | Некоторая | Предложить выбор | |
Домашняя работа | Недостаточно домашних заданий | Преподаватель | Прямая | Назначать больше домашних заданий |
Непонятность домашних заданий | Студент | Прямая | Снять неясность, задавая соответствующие вопросы | |
Kомпьютер | Недостаток компьютеров | Руководство учебного заведения | Некоторая | Рассмотреть возможность смещения приоритетов при распределении бюджета |
Нехватка удобного и достаточно простого программного обеспечения | Преподаватель | Слабая | Рекомендовать наилучшее программное обеспечение |
Матрица распределения ответственности показывает, кто внутри организации имеет отношение к той или иной выявленной причине, а также степень влияния, которое это лицо оказывает на причину для ее устранения или уменьшения влияния.
Необходимые действия / ожидаемый результат | Исполнитель | Срок, дни | Необходимые ресурсы |
Учебники. Предложить преподавателям предоставить информацию, необходимую для приобретения соответствующих учебников/приобретение наилучших учебников | Преподаватель | 30 | Ручка и бумага |
Домашняя работа. Задавать больше домашних заданий/ улучшение понимания и более высокие оценки при экзаменах | Преподаватель | 3 | Учебники и задачники |
Kомпьютеры. Рекомендовать соответствующее программное обеспечение/повышение компьютерной грамотности и более высокий уровень знаний | Преподаватель | 90 | Ручка и бумага |
Для составления такой матрицы вначале перечисляют причины, вызывающие проблему (включая подпричины), и кратко их описывают. Затем выявляют владельцев соответствующих процессов и устанавливают степень их влияния на каждую причину. Влияние определяют тремя уровнями: прямое (непосредственное), определенное (некоторое) или слабое. Пример матрицы, составленной для трех причин, иллюстрируют схема и матрица 1.
Матрица планируемых действий составляется после распределения ответственности и определения необходимых мероприятий (матрица 2). Она отражает действия, которые необходимо предпринять, ожидаемые результаты, устанавливает лица, которые должны принять участие в работах, по ней можно определить продолжительность работ и необходимые ресурсы.
Эти матрицы, дополняя причинно-следственную диаграмму, помогают наглядно изобразить взаимозависимость и степень участия в решении проблем различных лиц, координировать и согласовывать деятельность по улучшению, определять исполнителей, и выявлять действия, для осуществления которых не хватает соответствующих полномочий.
По материалам статьи: Timothy J. Clark, Getting the Most From Cause and Effect Diagrams, Quality Progress, June, 2000
Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"