Нет смысла постигать новое, если нет применения старым знаниям. (R.K. Bergthon)

Принцип постоянного улучшения в проектах МС ИСО серии 9000:2000


А.В. Владимирцев, Ю.Ф. Шеханов



      Идея постоянного улучшения деловой активности компаний, процессов, качества продукции и систем менеджмента качества активно разрабатывалась начиная с 50-х годов многими специалистами (Фейгенбаумом, Джураном, Кросби, Демингом, Исикавой, Тагути и др.). Требования постоянного улучшения качества, положенные в основу восьмого принципа менеджмента качества (ISO/FDIS 9000:2000), подкрепленные процессным подходом и направленные на удовлетворение заинтересованных сторон (в первую очередь потребителя), становятся парадигмой. В настоящее время необходимость постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в структуру и характер организации, постоянное улучшение должно стать целью каждого в отдельности и организации в целом.
      Сейчас во многих странах очень подробно разрабатываются практические подходы к реализации идей постоянного улучшения. Очень интересен подход к разработке модели постоянного улучшения Школы бизнеса Портсмутского университета, который учитывает сложившуюся ситуацию в сфере бизнеса Великобритании [1]. Рассмотрим этот подход в сопоставлении с концепцией постоянного улучшения, декларированной в проектах МС ИСО серии 9000:2000.
      В проектах стандартов ИСО серии 9000:2000 (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004) постоянно подчеркивается необходимость непрерывного улучшения систем менеджмента качества (СМК). Каковы же основные аспекты постоянного улучшения, приведенные в проектах МС ИСО серии 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 версии 2000 г.
      В проекте МС ИСО 9000:2000 подчеркивается, что:
     1) одним из восьми принципов менеджмента качества, определяющих стратегические цели организации, является постоянное улучшение;
     2) успешное функционирование организации может быть результатом внедрения СМК, которая разработана с учетом принципа постоянного улучшения;
     3) система менеджмента качества может обеспечить основу для постоянного улучшения и удовлетворения потребителей;
     4) статистические методы могут применяться для определения изменчивости (вариабельности) процессов и их результатов, что является основой для постоянного улучшения СМК.
      Назовем наиболее важные положения по постоянному улучшению в проекте МС ИСО 9001:2000.
     1. Высшее руководство должно продемонстрировать свою приверженность к разработке и улучшению СМК (п. 5.1).
     2. Высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества включала приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению (п. 5.3).
     3. Высшее руководство должно обеспечить планирование качества, которое должно включать постоянное улучшение СМК (п. 5.4.2).
     4. Результаты анализа СМК руководством должны включать действия, относящиеся к улучшению СМК и ее процессов (п. 5.6.3 ).
     5. Организация должна определять и своевременно обеспечивать необходимые ресурсы для внедрения и улучшения процессов СМК (п. 6.1).
     6. Организация должна определить, спланировать и внедрить действия по измерению и контролю, необходимые для обеспечения соответствия и достижения улучшений (п. 8.1). Это включает определение потребности в использовании применяемых методов, включая и статистические.
     7. Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные по определению пригодности и результативности СМК и выявлению возможности улучшений (п. 8.4).
     8. Организация должна способствовать постоянному улучшению СМК путем внедрения политики в области качества, результатов аудиторских проверок, анализа данных, корректирующих и предотвращающих действий и анализа СМК со стороны руководства (п. 8.5.1).
     9. Рекомендуется применение цикла улучшения (Деминга - Шухарта).
      В проекте МС ИСО 9004:2000 наряду с тем, что процесс постоянного улучшение должен использоваться как инструмент для улучшения внутренней эффективности и результативности, а также для удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон (п. 8.5.4), в приложении Б описана методология постоянного улучшения. В последней версии приложение Б озаглавлено не "Методология постоянного улучшения", а "Процесс постоянного улучшения". В соответствии с этой методологией существуют два фундаментальных подхода к действиям по улучшению:
     а) крупные "прорывные" проекты улучшения, ведущие к пересмотру существующих процессов или внедрению новых, обычно осуществляемых многопрофильными (межфункциональными) группами вне обычных операций;
     б) пошаговое постоянное улучшение, проводимое обычными рабочими группами в пределах существующих процессов.
      Рассмотрев основные положения по постоянному улучшению СМК в рамках проектов МС ИСО серии 9000:2000, обратимся теперь к модели постоянного улучшения Школы бизнеса Портсмутского университета.
      Для разработки модели в университете Портсмута были проведены исследования проблем, связанных с постоянным улучшением, и выполнено тщательное обследование 18 организаций с целью изучения эффективности практики создания условий для проведения и сохранения улучшения. Организации выбирались из числа тех, которые демонстрируют активный подход к улучшению качества и используют либо самооценку, либо активно применяют инструменты качества.
      Модель основывается на следующих десяти ключевых критериях, которые являются важным фундаментом, необходимым для создания и поддержания постоянного улучшения:
  • конкретные обязательства высшего руководства и его активное участие в деятельности организации, в том числе в области постоянного улучшения;
  • эффективное руководство и конкретные обязательства, демонстрируемые руководителями на всех уровнях;
  • нацеленность на потребности заинтересованных сторон;
  • объединение деятельности по постоянному улучшению в стратегические цели во всей организации, за ее пределами и на всех уровнях;
  • установление культуры для постоянного улучшения, способствующей новаторству и творчеству;
  • нацеленность на процессы, особенно на процессы, критические для качества;
  • нацеленность на работу с персоналом по четырем направлениям: участие персонала в работе по постоянному улучшению, делегирование полномочий, групповая работа и создание групп по постоянному улучшению, обучение и повышение квалификации;
  • стандартизация достижений в рамках документированной СМК;
  • создание системы измерений и обратной связи;
  • извлечение уроков из результата постоянного улучшения.
          Модель (схема 1) предлагает простой, но целостный подход, чтобы проанализировать, присутствуют ли в организации фундаментальные элементы для постоянного улучшения. Модель обеспечивает не только создание, но и сохранение улучшения. Она требует приложения усилий, и если таковые отсутствуют, то независимо от того, насколько хорошо учтены остальные критерии, долгосрочного улучшения не произойдет.



          Сравнивая модель постоянного улучшения Школы бизнеса Портсмутского университета с восьмью принципами менеджмента качества (ISO/FDIS 9000:2000), можно сделать вывод об общности подходов портсмутской модели и системы менеджмента качества (восемь принципов ИСО серии 9000:2000). При этом очевидно, что не только шестой, но и остальные семь принципов менеджмента качества непосредственно влияют на постоянное улучшение.
          Особая роль в достижении постоянного улучшения может быть отведена седьмому принципу - принципу принятия решения на основе анализа данных, который декларирует, в том числе, необходимость широкого применения методов инжиниринга качества (схема 2).
          В соответствии с проектом МС ИСО 9004:2000, улучшение СМК может быть выполнено с помощью двух подходов, методы их реализации могут быть следующими:
         1) подход стратегического прорыва в улучшении качества, так называемый "Kayrio", может быть реализован на основе реинжиниринга бизнес-процессов (Reengineering) [2] с предшествующим бенчмаркингом (Bench-mar-king);
         2) подход, основанный на постепенном улучшении качества, так называемый "Kaizen", в узком смысле может быть решен с использованием традиционных методов инжиниринга качества (см. схему 2).

    С х е м а 2


    МЕТОДЫ ИНЖИНИРИНГА КАЧЕСТВА
          Инжиниринг качества (ИК) - совокупность конкретных "инструментов качества", используемых для реализации менеджмента качества.
          Методологическая основа ИК. Концепция качества: Шухарта; Деминга; Исикавы; Тагути; Мицуно и Акао и др. Методы инжиниринга качества включают:
         1. Статистические методы контроля и управления качеством (Statistical Quality Control (SQC)).
         2. Cемь простых инструментов и семь "новых" инструментов качества:
  • контрольный листок;
  • диаграмма Исикавы;
  • диаграмма Парето;
  • гистограмма;
  • диаграмма разброса;
  • стратификация;
  • контрольные карты.
  •    
  • PDPC;
  • диаграмма сродства;
  • древовидная диаграмма;
  • матричная диаграмма;
  • анализ матричных данных;
  • диаграмма отношений;
  • стрелочная диаграмма.
  •      3. Методы Тагути.
         4. Структурирование функций качества (Quality Function Deployment (QFD)).
         5. Анализ видов и последствий отказов (Failure Mode and Effect Analysis (FMEA)).
         6. Аппарат индексов пригодности и воспроизводимости.
         7. "Шесть сигм" ("Six Sigma").
         8. Использование метода "нечеткой логики" ("Fuzzy Logic") и др.

          Часть методов изложена в ИСО 9004-4:1993 (переводимый в рамках работы с новой версией 2000 г. из стандартов в брошюру). Существует множество подходов, реализующих идеи инжиниринга качества, среди которых можно выделить (перечень далеко неполный): методы Тагути, традиционные DOE, Quality Function Deployment (Структурирование функций качества (СФК)), "Шесть сигм" ("Six Sigma") и аппарат индексов пригодности и воспроизводимости; SQC, в том числе семь простых и семь новых инструментов качества (ИСО/ТО 10017, QS-9000), FMEA, FTA, POKA-YOKE и др. Особое место в инжиниринге качества занимают методы Тагути, которые могут обеспечить эффективное повышение качества продукции и процессов. Некоторые основные концепции (методология Тагути) представлены на схеме 3.



          Парадигма постоянного улучшения, декларируемая проектами МС ИСО серии 9000:2000, обязывает организации, внедряющие СМК по стандарту ИСО 9001:2000, проводить мероприятия по постоянному улучшению продукции, процессов, систем. Известный треугольник Джойнера иллюстрирует условия успешного движения вперед в области качества по Демингу, а именно:
         1) научный подход;
         2) вовлеченность всего персонала (все - одна команда);
         3) воспитание в себе приверженности (одержимости) к качеству. Для россий-ской специфики треугольник Джойнера, на наш взгляд, можно дополнить четвертым условием;
         4) выделение достаточных ресурсов для развития организации, ее материальной базы (схема 4).



          В заключение хочется еще раз подчеркнуть,что уже в ближайшее время практика разработки организациями систем менеджмента качества на базе ИСО 9001:2000 должна будет включать обязательное внедрение методов постоянного улучшения. Перечисленные в статье подходы, методы инжиниринга качества в принципе могут способствовать решению проблемы постоянного улучшения, но только при реальном использовании всех восьми принципов менеджмента качества как методологической основы построения эффективной и результативной СМК.
          Определенный опыт использования некоторых из этих методов инжиниринга качества, так широко применяемых за рубежом, был в прошлом и имеется сейчас на ряде российских предприятий. Задача состоит в том, чтобы расширить базу применения современных методов инжиниринга качества на предприятиях России. Без этого условия внедрение СМК на основе новой версии МС ИСО 9001:2000 будет практически невозможным.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

         1. K a y c M. Building the Foundation for Continuous Improvement // Quality World. - 2000. - № 1.
         2. Х а м м е р М. Реинжиниринг корпораций. - М.: Изд-во стандартов 1997.

    Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





    Также на сайте:
    Практические рекомендации для думающих о качестве
    Проблема выбора, или Как мы ответим на вызов

    Подготовлено при поддержке:
  • О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Рекомендуем

    Наш новый проект:
    Все о качестве менеджмента
    Избранные книги

    Реклама на сайте





    Как сюда попасть?