Ваши потребители, ваши поставщики, ваши служащие нуждаются в том, чтобы вы заявили о постоянстве целей - намерении остаться в бизнесе, производить товары или услуги которые будут иметь сбыт и соответственно повысят благосостояние людей. (Ю.П. Адлер)

Причины невосприимчивости некоторых компаний к идеям всеобщего менеджмента качества (TQM)




      Несмотря на усилия правительственных органов, международных и национальных организаций по пропаганде и продвижению принципов TQM, реализация которых способствует подъему национальной конкурентоспособности, существует множество компаний, которые либо не знают о TQM, либо не желают следовать его принципам. Ниже делается попытка дать краткий обзор некоторых причин косного отношения руководства компаний к этой проблеме.
      Как в любом новом и большом деле, внедрение TQM представляет долговременный процесс, требующий значительных усилий, чтобы освоить все его тонкости, выработать соответствующую систему взглядов и добиться их реализации. До десяти лет может потребоваться компании для освоения фундаментальных принципов, инструментов, методик и систем TQM, для создания корпоративной культуры, способствующей процессу непрерывного совершенствования, для изменения отношения и поведения сотрудников. Кроме того, внедрение TQM требует и значительного интеллектуального вклада со стороны высших руководителей компании, четкой стратегии и организации. В то же время во многих компаниях основное внимание сосредоточено не на производственных процессах, а на продукции, и мероприятия по устранению причин и предупреждению дефектов проводятся только в ответ на претензии потребителей. Подобные компании "застыли" на устаревших представлениях о качестве.
      Группа исследователей из Великобритании и Нидерландов проанализировала отношение ряда компаний к TQM и сформулировала причины нежелания внедрять то, что считается базовыми принципами TQM. К числу этих причин относятся: самоуспокоенность менеджеров компаний; узость взглядов руководства, включая его высшее звено; нежелание меняться.
      Самоуспокоенность и благодушие присущи компаниям, руководство которых вполне удовлетворено состоянием дел как внутри своей организации, так и ее положением на рынке. Чаще всего такие компании действуют в одной стране, менеджеры работают в них долгое время, довольны своей судьбой, считают, что ничто не угрожает их положению, заработку, пенсиям.
      Такие компании занимают свои ниши на рынке, где отсутствует жесткая конкуренция, а их руководители и акционеры удовлетворены размерами прибыли. Практически нет свидетельств, что в подобных компаниях проводятся какие-либо оценки уровней удовлетворенности персонала и потребителей. При этом обычно отсутствуют отлаженные двусторонние связи между разными уровнями управления.
      Узость взглядов характерна для руководства таких компаний, внешнее окружение и внутренние обстоятельства в которых способствуют изоляции самих организаций и их менеджеров от современных методов управления. Руководство компаний может обладать высокой технической подготовкой, но быть некомпетентным в том, что касается, например, проблематики TQM. Эти компании выживают исключительно за счет усилий нескольких высших руководителей, которые заняты маркетингом, продажами и решением технических задач, но не уделяют внимания повседневной практике бизнеса. Как правило, персоналу компаний не предоставляется такая важная информация, как объемы производства и продаж продукции, детальные сведения о покупателях, ключевые задачи каждого подразделения.
      Организации подобного типа скорее всего можно встретить в сельской местности или в небольшом индустриальном районе. В компаниях, которым свойственно нежелание меняться, система качества существует только на бумаге или предельно бюрократизирована. Она используется руководством в качестве примера мероприятий, ничего не дающих компании.
      Подобные организации могут располагать сертификатом соответствия стандартам ИСО 9001 или ИСО 9002. Однако такой сертификат был приобретен наиболее простым из возможных способов, без усилий на разработку новых и совершенствование существующих процедур, способствующих успешному ведению дел.
      Для таких компаний типична следующая характеристика:
     отсутствие интереса к любой внешней информации о более совершенных методах, существующих за пределами компании;
     игнорирование идей, полезных для развития компании;
     заявления об уникальности условий существования и проблем компании, обусловливающих отсутствие необходимости заимствовать что-либо со стороны.
      Отсутствие интереса к творческому внедрению TQM можно также объяснить ситуацией, которая связана с "пресыщением идеями TQM", например, такими как "внутренние покупатели" или "цепочки качества", а также простейшими методами решения проблем типа диаграммы Парето или причинно-следственного анализа. У высших руководителей, посещающих различные курсы и семинары, упоминание этих принципов и методов вызывает ощущение повторов, хотя в руководимых ими компаниях они никогда не использовались на практике.
      По мнению одного из идеологов TQM Т. Конти, одна из причин того, что в более чем 90% случаев результат внедрения методов всеобщего менеджмента качества оказывается неопределенным, заключается также в том, что менеджеры не желают согласиться с доминирующей ролью потребителей.


Материал подготовил Н.В. Руженцев

Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





Также на сайте:
Процессно-ориентированное внедрение ERP-систем
Принцип постоянного улучшения в проектах МС ИСО серии 9000:2000

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?