Всякий раз, когда в текущем процессе появляются отклонения, надо задать следующие вопросы: "Это случилось потому, что у нас не было стандарта? Это случилось потому, что мы не следовали стандарту? Это случилось потому, что стандарт не был адекватным? (Масааки Имаи)

Почему именно такой подход наиболее рационален?

Андрей Абарыков, Наталья Сапрыкина

15.09.2001
Андрей Абарыков (Andrey.Abarykov@adj.ru) - директор департамента управления качеством компании Adjust Media.
Наталья Сапрыкина (Natalia.Saprykina@adj.ru) - руководитель консалтингового проекта компании Adjust Media.

Процесс развития любой компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, неразрывно связан с совершенствованием внутренних технологий и процессов производства. По оценкам экспертов McKinsey, одним из существенных недостатков российских офшорных компаний является отсутствие у них сертификатов, подтверждающих их соответствие требованиям стандартов ISO 9000 и SEI SW-CMM. Эксперты McKinsey делают вывод, что это <вопрос времени>. Однако сегодня не самая подходящая пора для длительного эволюционного развития. Необходимо выживать в условиях жесточайшей конкуренции и в значительной степени за счет ликвидации упомянутых выше препятствий.

Очевидно, что современные условия бизнеса требуют соответствия внутренних процессов офшорных компаний признанным в отрасли моделям систем управления качеством и совершенствования внутренних процессов. К таким моделям относятся не только модели на основе стандартов ISO серии 9000, SEI SW-CMM, но и TickIT, CMMI, SPICE. Однако сегодня лишь в немногих российских компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, системы качества и процессы соответствуют требованиям одной из вышеуказанных моделей и имеются документы, подтверждающие проведение независимых оценок авторизованными организациями. Для сравнения: среди индийских компаний (http://qaiindia.com/Resources_COList/res_listofco.htm) остались лишь единицы, чьи процессы не соответствовали бы требованиям моделям ISO серии 9000, а многие компании имеют третий и более высокий уровень зрелости процессов по модели SEI SW-CMM.

Международная конкуренция между компаниями, занятыми офшорным программированием, четко определяет требования к организации, претендующей на выполнение проекта. Если у компании-разработчика нет сертификата соответствия системы качества одной из моделей стандартов ISO 9000 или результатов проведенных оценок зрелости процессов по модели SW-CMM, с ней просто не станут вести переговоры. Сегодня в Европе <сертификат ISO> является необходимым условием, без которого не допустят к участию в тендере, даже если компания утверждает, что имеет великолепные технологии и профессионалов высочайшего класса.

Итак, ясно, что без развития внутренних технологий и приведения их к требованиям признанных в мире моделей выход на перспективный западный рынок закрыт. Но с чего начать? Какую из моделей выбрать? Для организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения, чаще всего используются: модель обеспечения качества ISO 9001:94, модель управления качеством ISO 9001:2000 и модель зрелости процессов SEI SW-СММ. Рассмотрим основные преимущества и недостатки данных моделей.

Модели менеджмента качества ISO серии 9000 наиболее распространены во всем мире. Они универсальны, их можно применять независимо от того, в какой отрасли функционирует компания.

Основным преимуществом моделей ISO серии 9000 является известность, распространенность, признание на мировом уровне, большое количество экспертов и аудиторов и невысокая стоимость услуг по сертификации. Универсальность же моделей ISO серии 9000 приводит к тому, что они являются достаточно высокоуровневыми. В модели лишь упоминаются требования, которые должны быть реализованы в организациях, но не говорится о том, как это можно сделать. Для того чтобы предлагать абстрактному предприятию способы реализации и давать необходимые рекомендации по выполнению требований, необходимо конкретизировать: сферу деятельности; специфику процессов; специфику культуры организации; структуру управления (матричная, иерархическая, проектная) и другие особенности.

Поэтому помимо основной модели ISO 9001 издания 1994 или 2000 года необходимо использовать вспомогательные отраслевые и рекомендательные стандарты. Для организации, занимающейся разработкой программного обеспечения, такими стандартами являются ISO 9004-1:94 (ISO 9004:2000), ISO 8402:94 (ISO 9000:2000), ISO 9000-3:91, ISO 10007:95, ISO 10013:95 и ISO 12207:95 и другие.

Модель улучшения внутренних процессов SEI SW-CMM, разработанная Институтом программной инженерии университета Карнеги-Меллона, предназначена исключительно для организаций, занимающихся разработкой ПО. Основная цель модели - постоянное самосовершенствование процессов разработки. Создатели стандарта SEI SW-CMM определили пять уровней зрелости этих процессов. Чем выше уровень зрелости, тем более предсказуемыми и управляемыми становятся процессы и, как следствие, более предсказуемо и качественно будут реализованы проекты.

К преимуществам модели SEI SW-CMM относится ориентированность на организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения. В модели более детально проработаны требования, специфичные для процессов разработки ПО. Вследствие этого в SEI SW-CMM приведены не только требования к процессам организации, но и примеры реализации этих требований.

Основным недостатком SW-CMM является то, что модель не авторизована в качестве стандарта ни международными, ни национальными органами по стандартизации. Поэтому применение и адаптация SW-CMM на национальном уровне вызывают определенные трудности.

К недостаткам следует также причислить гораздо более высокие внешние накладные расходы на приведение процессов разработки ПО в соответствие с моделью СММ. Это связано с меньшим распространением данной модели в мире, меньшим количеством консалтинговых организаций и экспертов - и в результате с гораздо большими внешними затратами на консалтинг и на подтверждение соответствия процессов третьей стороной.

Посмотрим, как соотносятся между собой рассмотренные модели. Основное сходство заключается в том, что в их основу положена единая теория TQM, основанная на поэтапном улучшении всех внутренних процессов за счет множества небольших улучшений (теория Kaizen) и удовлетворения всех заинтересованных сторон (клиент, государство, персонал компании, акционеры компании, субподрядчики) (см. рис. 2).

Рис. 2. Сравнение ширины и глубины требований ISO 9001, SW-CMM и TQM (с отчетом можно ознакомиться на ftp://ftp.sei.cmu.edu/pub/cmm/Misc/)

Взятая за основу обеих моделей методология едина, однако подходы к построению самосовершенствующихся систем управления качеством и к улучшению производственных процессов в них различаются. Главное различие моделей SEI SW-CMM и ISO 9000 в том, что первая в основном ориентирована на построение системы постоянного улучшения процессов, в то время как вторая - на проверку.

Помимо этого, в отличие от модели ISO 9000, которая требует для получения сертификата единовременного стопроцентного соответствия всем ее требованиям, в SEI SW-CMM предусмотрен плавный, поэтапный подход к построению системы совершенствования процессов: можно поэтапно получать независимые подтверждения об улучшении процессов по достижении очередного уровня зрелости. Такой поэтапный подход положительно сказывается на результатах внедрения модели. Желание получить сертификат соответствия в самые короткие сроки подталкивает специалистов, занимающихся управлением качеством, к <злоупотреблению> гибкостью высокоуровневых моделей. Вот к чему, например, может привести подобное форсирование событий в организации, получившей сертификат по ISO 9000.

  • Определен только минимально необходимый набор процессов для соответствия ISO 9001, а не все процессы, которые требуются компании для эффективного функционирования.
  • Уровень детализации процессов недостаточен для четкого понимания того внутреннего содержания процессов, а также того, кто и за какие задачи внутри процесса отвечает.
  • Процессы недостаточно апробированы. В лучшем случае новые требования определены лишь для нескольких тестовых проектов, и через некоторое время становится очевидной необходимость их корректировки и дополнения. Зачастую сразу после сертификации о построенной системе качества и процессах не вспоминают до следующего надзорного аудита, забывая при этом и о затраченных финансовых ресурсах, и об энтузиазме сотрудников.

Действительно, выступая в роли независимого аудитора, очень сложно доказать, что принятый уровень детализации процесса явно недостаточен для эффективного функционирования системы качества компании. Но и доказать обратное за время, которое выделяется на аудит по ISO 9000, крайне сложно.

Практика показывает: быстро построить эффективные процессы пятого уровня зрелости (так же, как и процессы на основе модели ISO 9000) невозможно. Чтобы этого добиться, недостаточно просто описать процессы с учетом требований модели. Главная сложность заключается в том, что необходимо перепроектировать культуру производства внутри организации. Сделать это одним, волевым решением руководства в одночасье невозможно. Именно поэтому подход в модели SEI SW-CMM более жизнеспособен и реалистичен, чем тот, который определен в моделях ISO 9000.

И все же, учитывая все <за> и <против>, какой подход к развитию внутренних процессов следует считать наиболее целесообразным для российских компаний, занимающихся разработкой ПО? Конечно же, на это влияет целый ряд обстоятельств:

  • регион, на который компания планирует ориентировать продажу услуг;
  • начальные инвестиции;
  • приоритеты в получении выгоды от инвестиций в совершенствование процессов;
  • уровень развития существующих в компании технологий;
  • время, которым располагает организация для получения независимого подтверждения соответствия процессов выбранной модели.

Если исходить из соотношения трудозатраты/результат, то, как показывает практика, наиболее экономически оправданна следующая стратегия.

  1. Привести существующие процессы в соответствие с требованиями модели ISO 9001:2000, ориентируясь на требования SW-CMM.
  2. Начать внедрять SW-CMM прежде всего как модель для улучшения существующих процессов с дальнейшим проведением оценки (на данном этапе рекомендуется наблюдать за развитием моделей ISO 15504 "SPICE" и SEI-CMMI).

Во-первых, как сказано выше, сертификация по модели ISO 9000 более известна в мире и имеет широкое применение. Большинству европейских заказчиков соответствующий сертификат будет служить достаточным основанием для того, чтобы начать переговоры о возможном сотрудничестве. Стандарты ISO серии 9000 признаны в качестве национальных более чем в 100 странах мира, и в том числе в России. Поэтому доступны официальные переводы стандарта и нет проблем с подготовкой специалистов.

Во-вторых, затраты компании на привлечение консультантов и аудиторов по моделям ISO 9000, по имеющимся у нас на сегодня сведениям, существенно меньше, чем стоимость работы экспертов по модели SEI SW-CMM. Не существует языкового барьера. Многие ведущие организации, занимающиеся сертификацией по моделям ISO 9000, имеют представительства в России. Для сравнения: среди зарегистрированных SEI экспертов, имеющих право возглавлять команду по оценке зрелости процессов на соответствие модели SEI SW-CMM, нет ни одного русскоязычного.

В-третьих, внедрив требования модели ISO 9001:2000, организация на 90% закроет требования к процессам второго уровня зрелости и создаст необходимые предпосылки для внедрения требований третьего и более высокого уровня зрелости процессов по модели SEI SW-CMM.

По оценке наших экспертов, организация, чьи процессы соответствуют модели ISO 9001:2000, находятся на более высоком уровне, чем второй уровень зрелости SEI SW-CMM, и имеют множество реализованных требований третьего, четвертого и даже пятого уровня зрелости процессов CMM.

И последнее, но не менее важное преимущество данного подхода: согласно оценкам наших экспертов, организации зачастую быстрее достигают третьего уровня зрелости процессов по SEI SW-СММ, проходя через сертификацию по ISO 9001:2000, нежели в случае, если напрямую занимаются совершенствованием процессов по СММ level 3. Ведь основная сложность внедрения современных моделей менеджмента качества заключается не в технической стороне вопроса, а в изменении мышления сотрудников. Внедрение модели ISO 9001:2000 подготавливает благоприятную почву для дальнейшего развития процессов.

Разумеется, каждая организация выбирает свой путь развития, в том числе и путь развития своих процессов. Но в любом случае время размышлений над этой проблемой закончилось. Настало время действий.


Журнал "Директор ИС", #09, 2001 год // Издательство "Открытые Системы" (http://www.osp.ru/)




Также на сайте:
Идеологические стандарты управления: вчера, сегодня, завтра
О японском опыте управления

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?