Все, что Вам надо сделать, это найти путь к сердцу клиента, привязав свои услуги к тому, что уже запечатлелось в его голове. (Эл Райс и Джек Траут)

Госстандарт России и его роль в развитии системного подхода к управлению качеством

Е.В. Белов, С.В. Рыбалкина


      Качество и конкурентоспособность неразрывно связаны между собой. В современных условиях качество становится важнейшим фактором успеха в продвижении продукции и услуг для предприятий и организаций, ставящих своей целью надежно закрепиться на рынке. Однако достижение нужного качества - процесс не сиюминутный, он требует системного подхода.
      И в этом трудном деле отечественным организациям так же, как и ранее, всемерную помощь и поддержку оказывают Госстандарт России и его организации.
      В этой связи хотелось бы вспомнить, что системный подход к организации работ по улучшению качества начал развиваться в СССР еще в середине 50-х годов (Саратовская система бездефектного изготовления продукции), затем последовала система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий, 1960 г.) и др. В начале 70-х годов была разработана комплексная система управления качеством продукции - КС УКП. Инициаторами и идеологическими проводниками многих из этих систем были Госстандарт России и его институты, в первую очередь ВНИИС (в то время ВНИИ по стандартизации).
      В 1987 г. увидели свет международные стандарты ИСО серии 9000, а уже с 1988 г. ВНИИС и другие институты Комитета стали оказывать помощь российским организациям разных отраслей промышленности в их внедрении. Выход в свет в 1994 г. стандартов ИСО серии 9000, а также работа над проектами МС ИСО 9000, 9001 и 9004 версии 2000 г., включая их апробацию на ряде российских предприятий, способствовали изменению взглядов руководителей и специалистов России на проблемы менеджмента качества и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.
      Действенное средство стимулирования работ по улучшению качества - учреждение национальных и международных премий по качеству, представляющих собой одну из форм дальнейшего развития системного подхода к управлению качеством. Премии по качеству пользуются большой популярностью. В настоящее время национальные конкурсы на соискание премий в области качества проводятся более чем в 30 странах мира.
      Первая такая премия (премия Деминга), учрежденная в Японии в 1951 г., была нацелена на применение статистических методов управления качеством, что сыграло важную роль в становлении японской экономики.
      Премия Малкольма Болдриджа - национальная премия США по качеству - была учреждена в 1987 г. За основу при разработке критериев премии был взят подход, получивший название всеобщего управления качеством (TQM).
      Но наибольшее распространение конкурсы получили в 90-е годы.
      В 1991 г. по инициативе Европейского фонда управления качеством и Европейской организации по качеству была учреждена Европейская премия по качеству. Модель премии учитывала опыт вышеупомянутых премий и европейский подход к внедрению TQM. Таким образом, модель европейской премии наиболее всесторонне (из существующих в мире) описывает всеобщее управление качеством (схема 1).
      При разработке комплекса критериев национальных премий во многих странах мира была взята за основу модель делового совершенства, принятая в Европейской премии по качеству. Не стала исключением и модель Российской премии в области качества.
      Сегодня перед российскими организациями стоит сложная задача утвердиться на отечественном рынке и выйти на международный. Государство не может стоять в стороне от проблем. Результатом последовательной информационной, пропагандисткой и обучающей работы, проводимой Госстандартом России, стал рост числа производственных предприятий и организаций сферы услуг, руководители которых осознают необходимость внедрения в повседневную практику современных высокоэффективных методов управления качеством.
      Понимая необходимость в эффективной и доступной форме привлечь внимание к вопросам качества, в 1992 г. Госстандарт России выступил с инициативой учреждения Российской премии по качеству, основываясь на мировом опыте проведения национальных премий.
      Итогом последовавшей затем организационной и методической работы стало учреждение в апреле 1996 г. премий Правительства Российской Федерации в области качества, которые присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
      Постановлением Правительства РФ был образован Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации, организационно-техническое обеспечение деятельности которого возложено на Госстандарт России. Председатель Совета - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, а его заместитель - председатель Госстандарта России.
      Обеспечение практической деятельности Совета, подготовку экспертов по оценке организаций - участников конкурса, методическое и организационное обеспечение конкурса осуществляет Технический секретариат Совета, сформированный на базе ВНИИС Госстандарта России.
      Разработку, ежегодную актуализацию и издание методических материалов по проведению конкурса (Руководства для организаций-участников конкурса и Рекомендаций по самооценке деятельности организаций на соответствие критериям премии Правительства РФ в области качества) осуществляет ВНИИС.
      Учитывая важность европейского рынка для отечественных предприятий и организаций, критерии российской премии гармонизированы с европейской, предоставляя заинтересованным организациям возможность ориентироваться на единые принципы организации работы по качеству со многими зарубежными компаниями, и тем самым повысить их конкурентоспособность на европейском рынке. Кроме того, подобная практика облегчает возможность подготовки организаций к участию в конкурсах на соискание Европейской премии по качеству.
      Однако модель российской премии не является точной копией европейской, она создавалась с учетом реальных условий, в которых работают предприятия нашей страны (схема 2).
      С учетом состояния российской экономики весомость группы критериев, оценивающих результаты, достигнутые организацией в области качества, была уменьшена по сравнению с европейской премией, а весомость группы критериев, оценивающих деятельность организации по качеству, увеличена.
      В местах пропаганду целей и задач конкурса ведут региональные органы Госстандарта России. Подготовив своих специалистов в качестве экспертов по оценке материалов участников конкурса на соискание премий Правительства РФ в области качества, региональные органы стали проводниками идеи деятельности организаций по критериям премии, а следовательно, и содействия распространению принципов всеобщего управления качеством.
      К церемонии награждения победителей готовятся комплекты наград, которые изготовляют Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений (ВНИИОФИ) и Калужская ролевая типография стандартов.
      Проведение ежегодных конкурсов на соискание премий Правительства РФ в области качества - одно из основных направлений деятельности Госстандарта России по внедрению современных подходов системного управления.
      В этом году проходит четвертый конкурс на соискание премий. Растет авторитет конкурса среди организаций. И хотя подготовка к участию требует значительной организационной и творческой работы, число конкурсантов увеличивается ежегодно.
      За три прошедшие конкурса определены отечественные организации, являющиеся лидерами в работе по качеству. Теперь у российских предприятий есть не только зарубежные ориентиры по применению передовых методов управлению качеством, но и российские организации, применяющие на практике принципы всеобщего управления качеством, которые в соответствии с условиями конкурса готовы поделиться опытом своей работы со всеми заинтересованными предприятиями.
      Оценить уровень своей деятельности, сравнить себя с лидерами, определить свои сильные и слабые стороны, спланировать мероприятия по улучшению деятельности и контролю эффективности их выполнения, привлечь к этой работе персонал - все это возможно, благодаря методу самооценки деятельности организаций на соответствие критериям премий Правительства РФ в области качества. Метод самооценки, получивший широкое распространение в зарубежных компаниях, получает распространяется и среди отечественных предприятий и организаций для постоянного самосовершенствования своей деятельности и наиболее полного удовлетворения потребителей.
      Конкурс на соискание премий Правительства РФ в области качества уже стал основой при организации проведения региональных конкурсов, модели которых часто гармонизированы с моделью российской премии, и число таких конкурсов растет.
      Министерство образования Российской Федерации, разрабатывая конкурс 2000 г. "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", также гармонизировало ее критерии с критериями российской премией по качеству.
      По результатам проведения конкурсов на соискание премий Правительства РФ в области качества была определена необходимость внесения некоторых усовершенствований в его организацию. Кроме того, необходимо также учесть изменения, произошедшие в модели европейской премии в 1999 г.
      Порядок проведения национального конкурса и критерии модели российской премии ежегодно актуализируются на основе отечественного и зарубежного опыта. Работа по названным направлениям уже проводится Техническим секретариатом Совета по присуждению премий, что позволит поддержать уровень и авторитет российской премии и содействовать в реализации целей учреждения премий.

Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





Также на сайте:
Хосин канри - один из подходов японского менеджмента качества
Использование CALS-технологий при создании систем качества по мс ИСО серии 9000

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?