–Ш–і–µ–∞–ї—М–љ–Њ–µ —Б–Њ—Б—В–Њ—П–љ–Є–µ —Г–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є—П –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–Њ–Љ - –Ї–Њ–≥–і–∞ —Г–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є–µ —Г–ґ–µ –љ–µ —В—А–µ–±—Г–µ—В –њ—А–Њ–≤–µ—А–Ї–Є. (–Ъ–∞–Њ—А—Г –Ш—Б–Є–Ї–∞–≤–∞)

ћетодика проведени€ практических зан€тий при подготовке специалистов по управлению качеством и по внутреннему аудиту качества на предпри€ти€х



ѕономарев —.¬., ∆маев ј.Ќ., „епурнова ≈.≈.



¬ “амбовском государственном техническом университете в течение шести лет накоплен опыт предоставлени€ образовательных услуг по повышению квалификации и переподготовке специалистов промышленных предпри€тий дл€ последующей практической де€тельности в качестве менеджеров и внутренних аудиторов системы менеджмента качества.


1 —одержание программы переподготовки специалистов


¬ большинстве случаев повышение квалификации и переподготовка специалистов осуществл€лись непосредственно на предпри€ти€х с частичным отрывом специалистов от работы. ќбычно программа обучени€  объемом 80 часов реализовывалась в течение 8 - 10 дней, т.е. каждый день проводились зан€ти€ по 8 - 10 академических часов (длительность 45 минут) в виде лекций, практических зан€тий и деловых игр. Ёто позвол€ло завершить обучение в течение двух недель. ¬ некоторых случа€х по просьбе руководителей предпри€тий ежедневно проводили зан€ти€ объемом по 5 академических часов. ¬ этом случае обучение занимало 4 недели, а в некоторых случа€х, когда зан€ти€ проводились не ежедневно, обучение раст€гивалось на 6 - 8 недель.

ѕосле завершени€ курса лекций, практических зан€тий и деловых игр, каждый слушатель сдавал зачет или экзамен, причем в р€де случаев представитель руководства предпри€ти€ выдавал задание на выполнение специальной (курсовой) работы. ¬ состав комиссии, принимавшей зачет или экзамен, как правило, входил представитель высшего руководства предпри€ти€ (например, зам. генерального директора по вопросам качества, главный инженер, иногда начальник ќ“ ). ќтметим, что включение представителей руководства предпри€ти€ в состав такой комиссии, с одной стороны, оказывало положительное мотивирующее воздействие на слушателей, а с другой стороны, позвол€ло представител€м руководства сразу сориентироватьс€ - на успешную работу каких слушателей можно в первую очередь рассчитывать в дальнейшем.

ѕри чтении лекций и проведении практических зан€тий обычно использовали материалы публикаций [1 - 9].


2 ћетодика проведени€ практических зан€тий


ѕрактические зан€ти€ обычно бывают посв€щены двум проблемам:

  • ознакомление слушателей с иерархией, составом и реальными примерами документации —ћ ; (если на предпри€тии уже действует —ћ , то во врем€ таких зан€тий слушатели работают с документацией, действующей в их подразделени€х; если же на предпри€тии своей документации нет, то слушатели работают с учебными примерами документации);

  • классификаци€ несоответствий, вы€вленных при проведении внутренних проверок, в соответствии с требовани€ми √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 и внутренних документированных процедур —ћ  предпри€ти€;

  • планирование выполнени€ корректирующих действий и планирование меропри€тий по коррекции сложившейс€ ситуации.

ѕри проведении практических зан€тий наибольшее внимание удел€етс€ рассмотрению ситуаций, которые могут иметь место при проведении внутренних проверок (аудитов) в подразделени€х предпри€тий. јбсолютное большинство этих ситуаций ранее имели место при проведении тренировочных и сертификационных аудитов на российских предпри€ти€х.


2.1 ћетодика классификации вы€вленных несоответствий


ѕосле усвоени€ слушател€ми материалов лекций на большей части практических зан€тий обычно рассматриваетс€ проблема классификации обнаруженных несоответствий по требовани€м √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 и/или требовани€м внутренней документации —ћ  организации. ѕри этом чаще всего рассматриваютс€ две ситуации, перва€ из которых заимствована из учебного пособи€ [9], первоначально опубликованного в ¬еликобритании.


2.1.1  лассификаци€ вы€вленного несоответстви€ по требовани€м

√ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001


—итуаци€ є 1

ќписание ситуации. ѕосле возвращени€ из магазина 7 декабр€ 2003 года, перекладыва€ покупки в холодильник, ¬ы обнаружили банки с йогуртом с просроченной датой реализации [7].

«адание. «аполните форму регистрации несоответствий, ссыла€сь на требовани€ √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 или на требовани€ документа —ћ  организации. Ќапишите план корректирующих действий и план выполнени€ меропри€тий по коррекции сложившейс€ ситуации.


ѕри первой же попытке осуществить классификацию вы€вленного свидетельства несоответстви€ возникают следующие предположени€ о том, в ходе каких процессов, возможно, по€вилось это несоответствие, например:

  • можно предположить, что не выполнены требовани€ четвертого раздела "—истема менеджмента качества" стандарта √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 [5], например, отсутствуют рабочие инструкции, определ€ющие пор€док действий персонала с целью предотвращени€ продажи несоответствующей продукции

  • возможно, что это несоответствие возникло из-за того, что не работают процессы п€того раздела "ќтветственность руководства" стандарта [5], например, руководство не установило политику и цели в области качества, не определило задачи и распределение ответственности персонала за управление процессами в магазине;

  • возможно, не работают процессы шестого раздела "ћенеджмент ресурсов" [5], в частности, может быть, персонал не был обучен и поэтому не выполн€ет свои об€занности, что сделало возможным продажу йогурта с просроченной датой реализации;

  • можно предположить, что не функционируют процессы седьмого раздела "ѕроцессы жизненного цикла продукции", в частности, возможно:

- были закуплены йогурты с просроченной датой;

- или эти йогурты "залежались" в глубине полки-прилавка и воврем€ не были  проданы;

  • возможно, что это несоответствие возникло из-за отказа процессов восьмого раздела "»змерени€, анализ и улучшение", в частности, из-за невыполнени€ требований к процессу 8.3 "”правление несоответствующей продукцией" работники магазина не в полном объеме осуществл€ют работу по контролю и своевременному изъ€тию продуктов с завершающимс€ сроком реализации.

»сход€ из изложенного выше пон€тно, что имеетс€ большое количество вариантов классификации вы€вленного свидетельства несоответстви€. ќднако в форме регистрации несоответствий обычно должен быть указан только один элемент-процесс √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 или один конкретный пункт внутреннего документа —ћ  организации. ¬ св€зи с этим до слушателей доводитс€ следующа€ рекомендаци€:

а) если несоответствие могло возникнуть в ходе нескольких процессов —ћ , то список этих процессов следует расположить в соответствии с этапами петли (спирали) качества, например, в рассматриваемом случае этот список может быть представлен в виде:

- планирование процессов жизненного цикла продукции (7.1);

- процесс закупок (7.4.1) и верификаци€ закупленной продукции (7.4.3);

- управление производством и обслуживанием (7.5.1);

- идентификаци€ и прослеживаемость (7.5.3);

- сохранение соответстви€ продукции (7.5.5);

- внутренние аудиты (проверки) (8.2.2);

- мониторинг и измерение процессов (8.2.3);

- мониторинг и измерение продукции (8.2.4);

- управление несоответствующей продукцией (8.3);

б) при классификации имеющеес€ несоответствие следует св€зать с последним по петле качества процессом, занимающим нижнюю позицию в этом списке. ¬ частности, в рассматриваемом случае факт продажи йогуртов с просроченной датой реализации должен быть классифицирован как несоответствие требованию пункта 8.3 "”правление несоответствующей продукцией" √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001.


ѕримечание.

ѕри проведении реальных проверок обычно достаточно в соответствующей графе формы регистрации несоответстви€ вписать ссылку на конкретный пункт √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 и/или на раздел внутреннего документа —ћ  организации, например, так, как это показано в приведенном ниже примере заполнени€ такой формы.

ќднако при проведении практических зан€тий перед слушател€ми ставитс€ задача не только назвать пункт стандарта √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001, но и указать конкретные слова (например, п. 7.5.2 √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001, второй абзац, подпункт б) или п. 8.2.2 √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001, второй абзац, последнее предложение), сформулированные в этом пункте, по которым в рассматриваемой ситуации имеетс€ несоответствие.

¬ частности, правильным ответом при классификации несоответстви€, имеющегос€ в ситуации є 1, будет такой. ¬ ситуации є 1 имеетс€ несоответствие по первому предложению первого абзаца пункта 8.3 √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001, а именно: не выполнено требование, записанное в этом предложении "ќрганизаци€ должна обеспечивать, чтобы продукци€, котора€ не соответствует требовани€м, была идентифицирована и управл€лась с целью предотвращени€ непреднамеренного использовани€ или поставки".

≈сли руководство магазина при оценке и анализе реально сложившейс€ ситуации установит, что причиной рассматриваемого несоответстви€ €вл€етс€ невыполнение требований процессов:

7.4.1 ѕроцесс закупок (была закуплена слишком больша€ парти€ йогуртов);

8.2.4 ћониторинг и измерение продукции (из-за зан€тости продавца воврем€ не были проконтролированы имеющиес€ на прилавке продукты);

8.3 ”правление несоответствующей продукцией (йогурты с просроченной датой реализации не были воврем€ идентифицированы и изъ€ты с прилавка),

то по каждому из этих процессов должны быть намечены конкретные корректирующие действи€, приведенные ниже;

ѕримечание: напоминаем еще раз, что аудитор не об€зан "докапыватьс€" до истинных причин вы€вленного свидетельства несоответстви€, ему достаточно указать симптом (про€вление, следствие) этого несоответстви€, а находить причины и намечать корректирующие действи€ €вл€етс€ об€занностью руководства провер€емого подразделени€ (организации).

¬ рассматриваемом случае могут быть запланированы следующие корректирующие действи€.

1) «аместителю директора магазина осуществл€ть более частые закупки меньших по объему партий йогуртов.

2) «аведующему продовольственным отделом провести дополнительный инструктаж работников торгового зала о пор€дке и периодичности контрол€ (проверки) имеющихс€ на прилавке продуктов с немедленной идентификацией и изъ€тием несоответствующей продукции.

Ќар€ду с выполнением корректирующих действий в большинстве случаев требуетс€ осуществление так называемой коррекции. ƒл€ рассматриваемой ситуации коррекци€ может состо€ть в том, что работники торгового зала выполн€т дополнительную (внеплановую) проверку имеющихс€ на прилавке продуктов, в том числе и йогуртов, с целью обнаружить и изъ€ть с прилавков несоответствующую продукцию.

ѕримечание:

1) напомним, что корректирующие действи€ направлены на процессы, осуществл€емые в подразделении (организации), а коррекци€ обычно направлена на дефектную продукцию и может осуществл€тьс€ в виде переделки или снижени€ градации;

2) при правильной организации работы в торговом зале, предупреждающие действи€ могут состо€ть в обнаружении и изъ€тии продуктов (за 1 - 2 дн€ до истечени€ срока их реализации), снижении градации и размещении их на специальном прилавке дл€ продажи по сниженной цене.

ƒл€ рассматриваемой ситуации описание несоответстви€, запланированные корректирующие действи€ и последующа€ оценка их результативности должны быть внесены в форму регистрации несоответстви€ так, как это показано в приведенном ниже примере.

‘орма регистрации несоответствий

—»—“≈ћј —≈–“»‘» ј÷»» √ќ—“ –

–≈√»—“– —»—“≈ћ  ј„≈—“¬ј


–≈√»—“–ј÷»я Ќ≈—ќќ“¬≈“—“¬»я
Ќаименование органа по сертификации систем менеджмента качества
ќрган по сертификации систем менеджмента качества ќќќ "»нфосертифик"
Ќаименование
провер€емой
организации:         ќјќ "“«“ќ"
јкт є 15-03
ƒата 08.12 2003 г.



Ќ— є

15
 атегори€

I
(«начительное)
ѕровер€емое
ѕодразделение

ѕродовольственный отдел фирменного магазина
ѕункт √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 (»—ќ 9001:2000) ѕункт документа —ћ  организации
8.3 "”правление несоответствующей продукцией" —“ќ —ћ  “«“ќ 8.3-2002 "”правление несоответствующей продукцией"


ќписание несоответстви€:
—реди покупок, сделанных 7 декабр€ 2003 г., обнаружены банки с йогуртом с просроченной датой реализации.
ѕредседатель комиссии                                                                          аудитор (эксперт)

_________               ѕ.ѕ.ѕетров                                                                  ».». »ванов    
 подпись          инициалы, фамили€                             подпись           инициалы, фамили€
ѕланируемые корректирующие действи€:
1) «аместителю директора магазина —идорову ѕ.». осуществл€ть более частые закупки меньших по объему партий йогуртов.
2) «аведующему продовольственным отделом  ¬асильевой “.Ќ. провести дополнительный инструктаж работников торгового зала о пор€дке и периодичности контрол€ (проверки) имеющихс€ на прилавке продуктов с немедленной идентификацией и изъ€тием несоответствующей продукции.
—рок выполнени€:                                              ѕредставитель провер€емой организации
   14.01.2004                                ___________                                     ѕ.». —идоров
        дата                                         подпись                                     инициалы, фамили€

ќценка результативности корректирующих действий (проводит ќ—)
”довлетворительно

ѕредседатель комиссии (аудитор)

10.01.2004                            ___________                                         ѕ.ѕ. ѕетров
   дата                                     подпись                                        инициалы, фамили€

2.1.2 ќ возможности проведени€ "интервью" и наблюдений во врем€ практических зан€тий


ѕри проведении реальных проверок аудитор на месте проводит наблюдени€ и интервью (задает вопросы и выслушивает ответы провер€емых), что позвол€ет ему прин€ть правильное решение при классификации вы€вленного несоответстви€. ѕо аналогии с этим при проведении практических зан€тий слушател€м может быть предоставлена возможность проводить "наблюдени€" и "интервью", задава€ вопросы преподавателю. ќднако дл€ уменьшени€ потерь времени методика проведени€ практических зан€тий обычно выбираетс€ така€, когда на все вопросы слушатели получают ответы "в защиту" провер€емого подразделени€ (исход€ из "презумпции невиновности"). Ќапример, на вопрос: "»меетс€ ли в этом подразделении документированна€ процедура —“ќ —ћ  8.3 - 2002?" - даетс€ ответ: "ƒа, имеетс€". јналогично, на вопрос: "¬озможно, в документированной процедуре —“ќ —ћ  4.2.3 - 2002 не прописана часть требований второго абзаца п. 4.2.3 √ќ—“ – »—ќ 9001 -2001, а именно отсутствует требование подпункта г) об обеспечении наличи€ соответствующих версий документов в местах их применени€?" - поступает ответ: "Ёто требование подпункта г) имеетс€ в документированной процедуре —“ќ —ћ  4.2.3 - 2002".

ѕосле установлени€ договоренности со слушател€ми о том, какого характера ответы будут поступать на их вопросы, они успешно рассматривают предлагаемые их вниманию ситуации, остава€сь в рамках имеющейс€ формулировки ситуации без потерь времени на обсуждение возможных предположений.

¬ конце практических зан€тий, когда у обучаемых по€вл€ютс€ определенные умени€ и навыки классификации несоответствий, бывает полезно рассмотреть 2:3 ситуации в услови€х, когда "наблюдени€" и "интервью" слушателей привод€т к различным вариантам классификации несоответствий. ¬ этом случае практическое зан€тие по существу превращаетс€ в некоторое подобие деловой игры.


2.1.3  лассификаци€ вы€вленного несоответстви€ по требовани€м документации —ћ 


¬ качестве примера рассмотрим ситуацию, имевшую место при проведении одной из внутренних проверок.


—итуаци€ 2

ќписание ситуации. "Ќа участке консервации и упаковки аудитор обнаружил документированные требовани€ к упаковке, составленные и утвержденные техническим отделом, датированные 5 марта, в то врем€ как заключенный 10 марта контракт установил новые требовани€ к упаковке продукции".

«адание. «аполните форму регистрации несоответствий, ссыла€сь на требовани€ √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 или на требовани€ документа —ћ  организации. Ќапишите план корректирующих действий и план выполнени€ меропри€тий по коррекции сложившейс€ ситуации.

ѕри рассмотрении подобных ситуаций обучаемые в большинстве случаев быстро наход€т решение, кажущеес€ им правильным. Ёто неверное решение обычно формулируетс€ в виде предложени€ внести в форму регистрации несоответствий следующую правильную формулировку несоответстви€: "Ќа участке консервации и упаковки используютс€ устаревшие документированные требовани€ к упаковке продукции", однако с неправильной классификацией этого несоответстви€ как "невыполнени€ требовани€ подпункта г) второго абзаца п. 4.2.3 √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001".

ѕри рассмотрении этой и аналогичных ситуаций необходимо обратить внимание слушателей на то, что нельз€ подпункт г) вырывать из текста второго абзаца п. 4.2.3 √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001, в котором записано следующее.

"ƒл€ определени€ необходимых средств управлени€ должна быть разработана документированна€ процедура, предусматривающа€:

а) проверку документов на адекватность до их выпуска;

б) анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;

в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;

г) обеспечение наличи€ соответствующих версий документов в местах их применени€;

д) обеспечение сохранени€ документов четкими и легко идентифицируемыми;

е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождени€ и управление их рассылкой;

ж) предотвращение непреднамеренного использовани€ устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных дл€ каких-либо целей".

ѕри внимательном чтении текста второго абзаца п. 4.2.3 √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 становитс€ очевидным, что предлагаема€ слушател€ми классификаци€ этого несоответстви€ по подпункту г) второго абзаца п. 4.2.3 √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 была бы правильной, если бы в документированной процедуре —“ќ —ћ  “«“ќ 4.2.3 - 2002 отсутствовали требовани€ подпункта г), текст которого приведен выше.

ѕринима€ во внимание изложенную выше в п. 2.1.2 данной статьи договоренность о проведении практических зан€тий, обсуждаемую ситуацию є 2 следует рассматривать исход€ из "презумпции невиновности провер€емой организации". ѕри правильном ответе на задание по ситуации є 2 имеющеес€ несоответствие должно быть сформулировано в форме дл€ регистрации несоответствий в виде:

"Ќа участке консервации и упаковки используютс€ устаревшие документированные требовани€ к упаковке продукции", так, как это обычно и предлагаетс€ слушател€ми, однако это несоответствие должно быть классифицировано как невыполнение требований документированной процедуры —“ќ —ћ  “«“ќ 4.2.3 - 2002 с указанием ее конкретного раздела, пункта и, если надо, подпункта.

Ќамеченные корректирующие действи€ (в зависимости от причин, установленных при анализе обсуждаемого несоответстви€) могут предусматривать, например, повторное обучение работников технического отдела, воврем€ не обеспечивших замену старого документа на новый, или аналогичное обучение работников участка консервации и упаковки, если именно они допустили ошибку в работе.

 оррекци€ в данном случае может быть выполнена путем немедленного изъ€ти€ старых требований к упаковке и их замене на новый (актуальный, утвержденный) документ.


* * *


¬о врем€ проведени€ практических зан€тий слушатели рассматривают пор€дка 30 ситуаций, дл€ каждой из них осуществл€ют классификацию несоответствий по требовани€м √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 или по требовани€м внутренней документации —ћ  организации.

Ќа одном из последних практических зан€тий слушатели знаком€тс€ с опытом проведени€ реальных внутренних и внешних проверок, рассматривают элементы психологии поведени€ аудитора в провер€емом подразделении.

¬ р€де случаев по просьбе руководителей предпри€тий программа обучени€ дополн€лась специфическими темами и вопросами, важными дл€ конкретных заказчиков.


Ћитература


  1. ѕономарев —.¬., ћищенко —.¬., Ѕелобрагин ¬.я. ”правление качеством продукции. ¬ведение в системы менеджмента качества. - ћ.: –»ј "—тандарты и качество", 2004. - 248 с.

  2. ѕономарев —.¬., ћищенко —.¬., Ѕелобрагин ¬.я. и др. ”правление качеством продукции. »нструменты и методы менеджмента качества. - ћ.: –»ј "—тандарты и качество", 2005. - 248 с.

  3. ¬сеобщее управление качеством: ”чебник дл€ вузов/ √лудкин ќ.ѕ., √орбунов Ќ.ћ., √уров ј.»., «орин ё.¬. / ѕод ред. √лудкина ќ.ѕ. - ћ.: –адио и св€зь, 1999. - 600 с.

  4. √ќ—“ – »—ќ 9000 - 2001. —истемы менеджмента качества. ќсновные положени€ и словарь. - ћ.: »ѕ  »здательство стандартов, 2004. - 30 с.

  5. √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001. —истемы менеджмента качества. “ребовани€. - ћ.:  »ѕ  »здательство стандартов, 2004. - 26 с.

  6. √ќ—“ – »—ќ 9004 - 2001. —истемы менеджмента качества. –екомендации по улучшению де€тельности. - ћ.:  »ѕ  »здательство стандартов, 2004. -

  7. √ќ—“ – »—ќ 19011 - 2003. –уковод€щие указани€ по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента качества - ћ.: »ѕ  »здательство стандартов, 2004. - 28 с.

  8. – 50.3.005 - 2003. —истема сертификации √ќ—“ –. –егистр систем качества. ¬ременный пор€док сертификации систем менеджмента качества на соответствие √ќ—“ – »—ќ 9001 - 2001 (»—ќ 9001:2000). - ћ.: »ѕ  »здательство стандартов, 2003. - 58 с.

  9. ћ. ƒж. ‘окс. ѕринципы и методы всеобщего руководства качеством. ћодуль RRC 416 b / ѕеревод с английского €зыка под общей редакцией профессора ¬. Ќ. јзарова. - ћ.: ‘онд "≈вропейский центр по качеству", 1999. - 131 с.



 омментарий к статье ќзеранского –.».

“.к. мы говорим про аудиты первой стороны, то тут принципиально важно отношение самих аудиторов к тому делу, которым они занимаютс€. јудит должен добавл€ть ценность в де€тельность организации, и эта ценность не в вы€вленных недостатках, вернее вы€вленные недостатки играют намного меньшую роль, чем те предложени€ по их устранению и дальнейшие улучшени€, которые будут предложены аудиторами. ¬ сегодн€шнем бизнесе, внутреннему аудитору уже недостаточно просто вы€вить несоответстви€, этого от него ожидают в намного меньшей степени.  омпани€ ожидает от аудитора, чтобы он порекомендовал, как сделать "чтобы завтра было хорошо", а не констатации факта, что "сегодн€ плохо", во многом это и без него известно. ј так как аудиторами в компании назначаютс€ самые компетентные специалисты, то именно поэтому мы и ожидаем от них решений, помогающих вывести бизнес из создавшихс€ критических ситуаций, если внутренний аудитор, вы€вив недостаток, не может дать эффективного решени€ проблемы, то он не на своем месте. ƒанный подход считаю принципиально важным при проведении внутренних аудитов, только следу€ ему потенциал, как самих аудиторов, так и аудитов может быть полностью реализован, и мы сможем сказать: "Ќаш аудит добавл€ет ценность".






“акже на сайте:
ѕрактический опыт внедрени€ и сертификации —истемы ћенеджмента  ачества (—ћ ) по требовани€м ISO 9001:2000
ѕричины трудностей при внедрении системы менеджмента качества и как их решать

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?