Хорошо управлять бизнесом - значит, управлять его будущим; управлять его будущим - значит, управлять информацией. (Мэрион Харпер)

СМК - человеческий фактор



Владислав Ильин,

руководитель проектов

компании TopS Business Integrator .


Только нравственно совершенный человек,

имеющий  христианскую любовь к ближним

и Отечеству,  может сотворить  совершенное

произведение в области техники,

социально-экономической жизни,  и других сферах.

Иван Ильин, "Стремление к очевидному".


Во всех социотехнических  системах в качестве активного элемента системы задействован человеческий фактор.

Вспомним,  как трактует это понятие советская энциклопедия:

"Человеческие фактор -  понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства факторов, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека".

И Системы менеджмента качества ( СМК)  также являются социотехническими  системами - они создаются людьми, управляются людьми и служат тоже людям.

Опыт свидетельствует, что при этом весьма большое влияние на качество этой деятельности оказывает именно то, что принято у нас называть морально-психологическим состоянием работника и "здоровым климатом" в коллективе.

Посмотрите внимательно , какое точное определение смысла СМК дает ( пусть и устаревший  в настоящее время ) международный терминологический стандарт ISO 8402:

''Метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей, достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом''  .

Именно "сотрудничество" для "успеха" и "выгоды".

Поэтому, первые шаги в формировании необходимой  для создания СМК корпоративной культуры должны быть связаны именно с прояснением и закреплением высших ценностных установок.

И начинать здесь надо с построения бизнес стратегии компании , с формулировки ее миссии и целей ( все это обычно входит в так называемый бизнес план компании).

Построим в качестве одного из конкретных вариантов матрицу действий необходимых для выстраивания эффективной корпоративной культуры ( КК ) - см. Табл  1

Табл. 1  Матрица  "обустройства компании".

№ шага

Что должно быть сделано, разработано и (или)  внедрено Статус Комментарий
1 Разработан Бизнес-План с четким указанием целей , их  ключевых показателей и выбранных стратегий их достижения Необхо-димо Внедрение управления по целям позволяет сфокусировать КК и весь персонал компании на  достижение поставленных целей
2 Построена путем Бизнес- моделирования и оптимизирована интеграционная Бизнес-модель (БМ) компании, содержащая необходимое для достижения целей число взаимоувязанных Бизнес-процессов (БП) Необхо-димо Внедрение процессного подхода предусматривает проведение моделирования БП (состояние AS IS) и их оптимизацию (состояние TO BE)
Это первая технологическая составляющая КК должна постоянно актуализироваться и "подстраиваться"  для достижения целей
3 Разработана и внедрена система сбалансированных показателей (СПП) всех БП Жела-тельно "Управлять можно только тем, что можно измерить" - этот лозунг означает постоянный мониторинг ключевых показателей деятельности
Это вторая технологическая составляющая  позволяет проводить "тонкую  настройку" КК на достижение поставленных целей
4 Внедрена Корпоративная информационная система управления (КИСУ) Жела-тельно
Среда корпоративной культуры , обеспечивающей :
  • принятие решений на основе объективных данных,
  • эффективные внутренние коммуникации,
  • управление знаниями персонала
5 Внедрена Система менеджмента качества (СМК) по выбранной модели ( ISO 9000 ,CMM и т.п.) Необхо-димо Ориентация на внутреннего и внешнего Потребителя и управление БП .
Измерение удовлетворенности персонала ( внутренний Потребитель СМК )- надежный индикатор состояния ( "здоровья" ) КК  
6 Построена и постоянно развивается система мотивации персонала на достижение запланированных результатов (целей) Необхо-димо Нравственно-надежный персонал- это не только необходимый фундамент СМК , но и фундамент  для строительства всего "здания" КК

Как видно, построение СМК не является  ( да и просто не может быть ) самоцелью компании - ее внедрение лишь звено в цепи указанных действий в плане ее обустройства .

Больше того - сама СМК опирается на КК , элементом которой она одновременно и является ( вспомним про "сотрудничество" для "успеха" и "выгоды").

Именно этот важный момент строительства СМК почти всегда остается за кадром!

Как известно {1}, строить СМК начинают с  формулирования ( на основе стратегии и целей ) Политики Качества Компании.

Да -  это декларация.

Или манифест, если хотите.

Но она  служит своеобразным  "знаменем полка" для Компании.

Как инструмент внутреннего управления, Политика Качества, доведенная до каждого ее сотрудника, помогает ему почувствовать свою причастность к социально важному делу, а не только быть просто рабочей лошадкой.

Cоздание СМК обязательно потребует и определенных изменений в Компании.

А давно и хорошо известно, что человеческий аспект в любых  изменениях является решающим, потому что именно поведение людей в организации - как руководящих, так и исполнителей - в конечном итоге определяет, что можно изменить, и какую это даст пользу. Люди должны не только понимать, но и хотеть претворить в жизнь изменения, которые на первый взгляд могут показаться чисто техническими (Бизнес моделирование, система показателей, разработка регламентов и внутрикорпоративных стандартов и т.п. ), но фактически определенным образом обязательно на них повлияют ( "настройка" БП,  выполенние регламентов,  достижение установленных показателей ) .

Поэтому СМК хороши или совершенны настолько, насколько профессиональны и совершенны люди их создающие.


На Рис. 1  изображены в качестве примера ( и без претензии на полноту ) существующие методы повышения качества производственной деятельности  и степень необходимости их использования при построении СМК.


img1


Рис. 1 Методы повышения качества производственной деятельности  и степень необходимости их использования при построении СМК


Теперь понятно, что мало провозгласить Политику - надо еще сформировать  продуктивную КК, направленную  на достижение поставленных целей .

А ее создание  требует не одного года,  в то время, как на внедрение СМК Руководством отводиться  всего несколько месяцев .

Вот и получается пресловутое: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!"

Целью строительства КК является повышение уровня сознательности, открытости, искренности и ответственности персонала на своих рабочих местах, что именно и позволяет персоналу улучшать свою работу. А, улучшая свою работу, люди  совершенствуют не только себя, но и окружающий мир ( и здесь чрезвычайно важное значение имеют категории добра, справедливости, красоты).

Роль процессов вовлечения персонала, усиления его роли (а это, прежде всего, его ответственность) в обеспечении качества, процесс делегирования прав и  полномочий  прямо сформулирована в требованиях к СМК {1 }. Чем выше степень участия персонала в управлении, в том числе качеством, тем больше должно быть делегировано ему прав и полномочий ( и тем выше, соответственно, его ответственность за свою работу).
То есть, речь идет прежде всего о воспитании в Компании Нравственно надежного персонала ( ННП) .

Показателем ННП является его  способность  строить свою трудовую деятельность в соответствии с социально одобренными нормами, требованиями профессиональной этики на основе безусловного признания в качестве разделяемой высшей ценности -благополучия других людей. Для СМК это, прежде всего, проявляется  в развитом чувстве  ответственности за собственное профессиональное поведение (действия) и результаты труда, качество изделий или услуг.

ННП отличает, высокий уровень технологической и исполнительской дисциплины, профессионализм и компетентность, способность к самоорганизации и самоконтролю. А это опять, именно то, что необходимо для эффективной СМК!

Нужно прекрасно понимать, что без этого, никакая система улучшения чего-то ни-было , и СМК в том числе,  работать просто не будет - все, что мы построим , рано или поздно окажется просто бутафорией!

Именно поэтому просто смешно читать в Интернете такие обьявления : " Мы предлагаем Вам  получить сертификат соответствия по международным стандартам серии ISO-9000  в реальные сроки и по приемлемой цене"

Я думаю после всего изложенного - комментарии излишни!


Россия в прошлые времена, широко исповедуя христианское учение ( вот они - добро, справедливость, красота ) и используя народное творчество, славилась на международном рынке многими выдающимися изделиями и товарами. Сегодня у нас появляется потенциальная возможность, соединив мировой опыт реинжениринга Бизнеса и христианские ценности, создавать высококачественный продукт или услугу, отмеченные печатью человеколюбия -

делать для других так, как Вам хотелось, чтобы сделали для Вас!



Использованная Литература

1. ISO 9000: 2000 . Системы менеджмента Качества .Требования.






Также на сайте:
Практический опыт внедрения и сертификации Системы Менеджмента Качества (СМК) по требованиям ISO 9001:2000
Причины трудностей при внедрении системы менеджмента качества и как их решать

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?