Дайте людям возможность отличиться. (Б. Гейтс)

Директор по качеству: за что отвечает и как его найти?


Ответы для руководителей предприятия и служб персонала.


Александр Карбаинов


Эта статья создана для того, чтобы объяснить функции директора или менеджера по качеству, дать базу для подготовки его должностной инструкции и рекомендации по его подбору.

В качестве примеров в статье рассмотрены производственные предприятия, но её содержание в равной мере должно применяться и к любым другим компаниям.

Сейчас в России на предприятиях в целом отсутствует сложившийся образ, что такое система управления качеством, чем должны заниматься менеджеры по качеству и каковы требования к этим людям. Проверить это просто: достаточно найти десяток-другой вакансий на поиск директоров и менеджеров по качеству и сравнить предлагаемые обязанности, требования и зарплаты. Общее у них будет только одно: наличие слова "качество".

Давайте, с него и начнём.

От редактора

В общем, это относится не только к вакансиям "по качеству". Практически все вакансии компаний в отношении специалистов и менеджеров со слабо формализованным предметом деятельности содержат массу противоречий, грешат несопоставимостью отдельных требований и задач. Не редки случаи, когда в одном описании вакансии от соискателя "ожидают" и принятие решений стратегического уровня, и чисто рутинных функций, характерных для молодых специалистов без практического опыта.

Золотой унитаз, или что такое качество?

Наверное, качество - это такая характеристика изделия, при котором оно круто выглядит с ним удобно работать и оно долго не ломается? Это самое обычное представление о качестве среди обывателей.

Верно ли оно? Давайте посмотрим.

Представьте себе завод по производству золотых унитазов. Золото - великолепный материал для использования в санитарно-технических целях. Не ржавеет, пластичное (удобное для монтажа), гламурное настолько, что изделия из него производят неизгладимое впечатление.

Соответствует ли такое изделие приведённой выше характеристике качественного изделия? Да.

Будет ли процветать завод, специализирующийся на производстве золотой сантехники? Скорее всего нет: рынок сбыта слишком узкий, а производство сложно. Заводы, выбравшие традиционные материалы, смогут заработать значительно больше денег.

Получается парадокс. Предприятие, выпускающее самый качественный товар, не может заработать много денег. Выходит, что качество это более сложное понятие.

Давайте посмотрим, как определяет понятие качества международный стандарт ISO 9000:2005 "Системы менеджмента качества. Основы и словарь".

"Качество - уровень соответствия неотъемлемых свойств требованиям."

Очень коротко и ёмко. Интересно то, что этом определении нет объекта, к которому приложен "уровень соответствия:". Т. е. понятие качества может быть приложено к чему угодно - к предметам, к услугам, к цене, к процессам, к управлению.

Возвращаясь к нашему примеру, покупатель обязательно для себя определяет, какую цену готов заплатить за изделие. Хотя, если его прямо спросить, чего он ожидает от качественного товара, цена далеко не всегда будет включена в перечень. Если учесть неявное требование покупателя к цене, золотая сантехника внезапно оказывается некачественным товаром для массового покупателя.

С определением "качества" разобрались.

Какая функция у директора по качеству на предприятии?

Обычное мнение: "сделать так, чтобы предприятие выпускало качественную продукцию". Хорошо. Часто их так и нанимают с записью в должностной инструкции типа: "Директор по качеству отвечает за обеспечение выпуска качественной продукции".

Иными словами, директор по качеству должен знать все требования потребителей товаров, все требования дистрибьюторов и обеспечить выпуск и доставку продукции с необходимыми характеристиками, в необходимых объёмах, в нужные сроки, и по востребованной цене?

Но, если за это будет отвечать директор по качеству, то чем будет заниматься руководитель предприятия и ещё 2-3 руководителя рангом пониже?

За обеспечение выпуска качественной продукции на предприятии может отвечать только руководитель предприятия. Попытки переложить эту функцию на заместителя могут быть оправданы только в специальных случаях и чаще всего свидетельствуют об управленческой неграмотности руководителя предприятия.

Ещё распространённые ошибки - директору по качеству часто отдают функции начальника ОТК, отдела по работе с рекламациями или кастрированные функции главного технолога.

И всё-таки, где место директора по качеству на предприятии?

Вернёмся к тексту ISO 9000:2005. "Успешное руководство организацией и её функционирование обеспечивается путём её систематичного и прозрачного управления".

Функция директора по качеству - обеспечение систематичности и прозрачности управления компанией.

Директор по качеству исполняет делегированную руководителем предприятия функцию по организации и систематизации управления предприятием.

Именно эта или подобная формулировка должна быть внесена в должностную инструкцию!

От директора по качеству требуется не "рулить компанией", обеспечивая высокое качество продукции, а улучшать систему менеджмента. Он делает её качественной, т.е.  выявляет требования к ней, к её отдельными процессами и организовывает мероприятия по обеспечению соответствия данным требованиям. Директор по качеству организует создание внутрифирменных нормативных документов и контроль их исполнения.

Подробности этого процесса могут сильно отличаться в зависимости от принятой на предприятии политики и выбранных методик и стандартов.

Но во всех случаях, следствием работы директора по качеству должны быть сокращение всех видов потерь и издержек, в том числе освобождение руководителя предприятия от существенной доли текучки. Повышение потребительского качества продукции хорошо управляемого предприятия является неизбежным.

Требования к директору по качеству.

Постановка задачи для директора по качеству однозначно показывает, что это должен быть управленец высшей квалификации.

Директор по качеству должен мыслить категориями целого предприятия, понимать взаимосвязи между процессами и подразделениями, уметь организовывать и перестраивать работу сотрудников.

Личные качества, необходимые успешному кандидату:

  • умение выделять главное из хаоса и выстраивать системы во всём;

  • стойкая самомотивация на достижение идеальных результатов - перфекционизм;

  • хорошие лидерские качества;

  • умеренная харизматичность (сильно харизматичные люди часто склонны к бессистемности);

  • высокая личная организованность.

Практические знания, необходимые кандидату (именно в этой последовательности):

  • экономика;

  • общий менеджмент;

  • управление персоналом;

  • специальные знания в области менеджмента качества;

  • информационные технологии;

  • делопроизводство.

Также, директору по качеству должно быть свойственно определённое мессианство в профессиональной области. Его задача - изменения и улучшения и человеку с иным отношением к работе будет сложно успешно с нею справляться.

Хорошим признаком является мобильность кандидата - смена им нескольких мест работы. На первый взгляд, требование странное, но человек, который поработал на самых различных предприятиях, быстро вычленяет главные и общие функции и способы работы, что как раз требуется для хорошего директора по качеству.

Как найти директора по качеству?

В настоящий момент в России на рынке труда хорошие директора по качеству почти отсутствуют. Причин этого много. Поэтому при их поиске желательно не ограничиваться стандартными источниками поиска, а проявить некоторую дополнительную активность. Следует обратить внимание на:

  • публикацию объявлений на тематических форумах в интернете (дать список?);

  • хедхантинг, проводимый по спискам среди участников тематических конференций;

  • внутренние резервы - имеющихся сотрудников компании с соответствующим потенциалом.

Распространённая ошибка при поиске - ограничивать поток кандидатов отраслью, в которой предприятие работает. Директор по качеству это не технолог. Он не обязан знать все режимы скоростного резания. Задача директора по качеству - построение организации и с этой точки зрения, разница между молокозаводом, автосборочным производством и сталелитейным производством невелика.

Важнее другое, масштаб кандидата должен соответствовать масштабу предприятия.

И ещё одна рекомендация: не нужно жалеть средств на мотивацию кандидатов. Хороший директор по качеству в состоянии сократить издержки настолько, что они покроют практически любую зарплату.

Неудачный же кандидат, разведёт бумаготворчество и эти издержки только увеличит.

На что обращать внимание при интервью с директором по качеству?

Предыдущий опыт.

Много кандидатов с требуемыми качествами можно найти среди людей с опытом работы в качестве руководителя предприятия, или его первого заместителя с сильным экономическим бэкграундом. Интересной категорией являются финансовые директора, также с упором в экономику и обладающие лидерскими качествами (в настоящее время на рынке как раз переизбыток таких специалистов).

Кандидату следует задать вопрос, в ответ на который он должен рассказать, как видит свою основную функцию, какие задачи требуется выполнять для этого, как измерять результат его работы, как и в чём он должен отчитываться, с какой частотой.

В отношении прошедшего опыта следует узнать:

  • какие мероприятия по улучшению деятельности организации они осуществляли;

  • как конкретно они выполнялись;

  • какой экономический эффект от этого получен;

  • с какими трудностями он при этом сталкивался, какая аргументация при этом использовалась.

Достаточно рассмотреть одно-два мероприятия из опыта кандидата и по степени конкретности и обстоятельности ответов можно будет сделать выводы о его профессиональной пригодности.

Для проверки мышления можно предложить улучшить какой-либо процесс, например как можно улучшить поиск кандидата на должность директора по качеству именно в эту организацию, по сравнению с текущей организацией.

Задача по улучшению какого-либо выделенного бизнес-процесса в организации также является хорошим заданием на испытательный срок.


12.04.10

Обсуждение статьи





Также на сайте:
Методология ABC-ABB-ABM
Определение себестоимости методом Activity based costing

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?