Любые новые достижения человечества - включая и то, что обычно подразумевается под "развитием", - могут основываться только на совершенствовании человеческих качеств, и именно на этом мы должны сконцентрировать свои усилия, если мы хотим действительно "расти". (Аурелио Печчеи)

СМК. Европейские впечатления



Эрнест Вальтерович Дзиркал
канд. техн. наук, заместитель директора Ассоциации по безопасности машин и оборудования "ТЕСТ-СДМ", руководитель Органа по сертификации систем качества "ТЕСТ-СДМ" (Москва)

В данной статье излагаются впечатления инженера-аудитора, полученные во время командировок на европейские заводы с целью сертификации продукции последних - строительно-дорожных машин, поставляемых в Россию. Поскольку автор является одновременно руководителем органа по сертификации систем качества, предметом его повышенного внимания были системы качества (СК) этих заводов, часто имеющих сертификат какой-либо известной европейской организации.

Согласно правилам сертификации продукции аудитор должен проверить и ее производство, что предполагает проверку тех же аспектов производства, что определяют и СК. Однако здесь надо знать меру: все-таки главное - это продукция, и неестественный интерес к СК может быть неправильно понят. Отсюда возникают некоторые ограничения в получении информации.

Важные впечатления были получены автором и в России во время сертификации продукции наших аводов, где СК налаживались и сертифицировались европейцами (TÜV CERT, Lloyd Register). Ниже излагаются факты, вызвавшие наибольшее удивление автора.

1. Общение с руководителями СК (обычно в ранге директора по качеству) показало, что большинство из них ничего не знает об уровне качества их продукции - ни о доле брака на выходе завода, ни о доле изделий, отказавших в эксплуатации (хотя бы в период гарантии). Я даже не удивился, услышав от одного немецкого руководителя в конце 2008 г.: "Мы сейчас сделаем наш первый отчет (за 2007 г.), там это должно быть:" Первый отчет после многих лет работы - для нас уже это странно: Видимо, эти цифры никто у них не запрашивает, никому они не нужны. На таком фоне было приятно встретить как исключение на одном (тоже немецком) заводе даже в цехах диаграммы с уровнем брака аж по дням работы, с красной линией допустимого уровня (иногда, естественно, превышаемого).

На одном из наших заводов на вопрос об отказах в эксплуатации (в период гарантии!) руководитель СК не ответил - у него, мол, в компьютере нет этих данных, это у конструкторов, идите туда. Было ясно: он же занимается КАЧЕСТВОМ, а не всякой ерундой! Завод много лет имеет сертификат TÜV CERT, так что это тоже европейское воспитание.

2. Термин "надежность" (а для меня это важнейший показатель качества) не употребляется. Надежность не упомянута и в стандарте ISO 9001:2000, а в стандарте ISO 9000:2000 есть пренебрежительная фраза со словами: "Надежность применяется только для неколичественного описания свойства:" Видимо, в ISO она не считается показателем качества. Это влияет и на наших производственников. Так, на российском заводе (с сертификатом от Lloyd Register), где надежность добросовестно определяется и на испытаниях, и в эксплуатации, полученные данные не включаются в отчеты по качеству. Lloyd Register не только не учил их этому, но обставил все подобные действия массой затруднений непроизводственного характера.

Вот разговор с директором по качеству: "Почему вы не включаете надежность в отчеты?" - "Действительно, надо бы: Ой, но придется ведь процесс разрабатывать, входы, выходы: Нет, лучше мы, пожалуй, для вас сделаем специальную справку, ладно?" И сделали.

А в отчете - и удовлетворенность потребителей (по опросам), и доля выполненных подразделениями задач, и доля брака на разных стадиях тоже есть, и много чего еще, но надежность отсутствует принципиально.

Отмечу, что общепринятое в России мнение о высоком качестве европейских машин реально подтверждается (если не считать мощной рекламы) главным образом опытом эксплуатации легковых автомобилей - "под ними не надо лежать", а это переводится именно как "высокая надежность".

3. На вопрос: "Вас, наверное, ежегодно проверяют, если выдали сертификат СК?" все отвечают: "А как же!" и показывают протокол инспекционного контроля на одном листе - бланке того же TÜV или другого столь же именитого органа по сертификации. На листе таблица со столбцами: "Пункты стандарта ISO 9001" и "Результат проверки". В последнем - одни плюсики ("соответствует"), замечаний не встречал ни разу. Так что отсутствие данных о качестве - в порядке вещей.

4. На многих европейских заводах не существует технологических маршрутных карт, в цехах - только чертежи. На одном из заводов не могли перевести на немецкий язык слово "технолог". Создается впечатление, что технолог - отжившая профессия.

На вопрос "Как же вы работаете?" отвечают: "У нас очень квалифицированные рабочие, они решают все сами". Конечно, программы, используемые европейскими конструкторами, зачастую позволяют решать и кое-какие технологические задачи, что отмечается на чертеже. Однако все остальное действительно определяется персоналом цеха. На мой вопрос: "А кто же проектирует оснастку, стапели и прочее?" мне показали набор стандартных струбцин разного размера, с их помощью проводилась сварка крупных сложных металлоконструкций - замысловатых балок, стоек и т. д.

Отмечу, что комплекс стандартов ISO серии 9000 насквозь "пронизан" необходимостью описания всех процессов, процедур и вообще любых действий. Однако европейских сертификаторов не волнует отсутствие на заводе "документированных процедур" для самых главных процессов - процессов изготовления продукции! Рабочий сам определит и последовательность операций, и необходимый инструмент, и оснастку, и припуски, и контрольные операции, и:

5. В связи с выходом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 остро встал вопрос обеспечения беспристрастности при сертификации систем менеджмента. В этом стандарте устанавливается множество требований, призванных обеспечить эту беспристрастность. Однако все они перечеркиваются одним незыблемым обстоятельством: сертификатор получает деньги из рук сертифицируемого! О какой беспристрастности после этого можно говорить?! Думается, что и TÜV и иже с ним не чужды пониманию реальности:

Подводя итоги, следует сделать безрадостный вывод, что большое число сертифицированных европейских СК не имеет никакого отношения к качеству европейских изделий. Видимо, здесь качество обеспечивается по-другому: это и дорогостоящая комплектация, и высокотехнологичное оборудование, и хорошее программное обеспечение у конструкторов и т. д.

Иначе говоря, в части СК эти предприятия - не предмет для подражания. И если какой-нибудь европейский орган по сертификации за большие деньги научит вас расписывать "процессы", повышения качества не ждите.






Также на сайте:
Практический опыт внедрения и сертификации Системы Менеджмента Качества (СМК) по требованиям ISO 9001:2000
Причины трудностей при внедрении системы менеджмента качества и как их решать

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?