Каждый может сделать то, что он действительно хочет. Мы способны на большие дела, чем мы думаем. (Норман Винсент Пил)

СМК. Европейские впечатления



Эрнест Вальтерович Дзиркал
канд. техн. наук, заместитель директора Ассоциации по безопасности машин и оборудования "ТЕСТ-СДМ", руководитель Органа по сертификации систем качества "ТЕСТ-СДМ" (Москва)

В данной статье излагаются впечатления инженера-аудитора, полученные во время командировок на европейские заводы с целью сертификации продукции последних - строительно-дорожных машин, поставляемых в Россию. Поскольку автор является одновременно руководителем органа по сертификации систем качества, предметом его повышенного внимания были системы качества (СК) этих заводов, часто имеющих сертификат какой-либо известной европейской организации.

Согласно правилам сертификации продукции аудитор должен проверить и ее производство, что предполагает проверку тех же аспектов производства, что определяют и СК. Однако здесь надо знать меру: все-таки главное - это продукция, и неестественный интерес к СК может быть неправильно понят. Отсюда возникают некоторые ограничения в получении информации.

Важные впечатления были получены автором и в России во время сертификации продукции наших аводов, где СК налаживались и сертифицировались европейцами (TÜV CERT, Lloyd Register). Ниже излагаются факты, вызвавшие наибольшее удивление автора.

1. Общение с руководителями СК (обычно в ранге директора по качеству) показало, что большинство из них ничего не знает об уровне качества их продукции - ни о доле брака на выходе завода, ни о доле изделий, отказавших в эксплуатации (хотя бы в период гарантии). Я даже не удивился, услышав от одного немецкого руководителя в конце 2008 г.: "Мы сейчас сделаем наш первый отчет (за 2007 г.), там это должно быть:" Первый отчет после многих лет работы - для нас уже это странно: Видимо, эти цифры никто у них не запрашивает, никому они не нужны. На таком фоне было приятно встретить как исключение на одном (тоже немецком) заводе даже в цехах диаграммы с уровнем брака аж по дням работы, с красной линией допустимого уровня (иногда, естественно, превышаемого).

На одном из наших заводов на вопрос об отказах в эксплуатации (в период гарантии!) руководитель СК не ответил - у него, мол, в компьютере нет этих данных, это у конструкторов, идите туда. Было ясно: он же занимается КАЧЕСТВОМ, а не всякой ерундой! Завод много лет имеет сертификат TÜV CERT, так что это тоже европейское воспитание.

2. Термин "надежность" (а для меня это важнейший показатель качества) не употребляется. Надежность не упомянута и в стандарте ISO 9001:2000, а в стандарте ISO 9000:2000 есть пренебрежительная фраза со словами: "Надежность применяется только для неколичественного описания свойства:" Видимо, в ISO она не считается показателем качества. Это влияет и на наших производственников. Так, на российском заводе (с сертификатом от Lloyd Register), где надежность добросовестно определяется и на испытаниях, и в эксплуатации, полученные данные не включаются в отчеты по качеству. Lloyd Register не только не учил их этому, но обставил все подобные действия массой затруднений непроизводственного характера.

Вот разговор с директором по качеству: "Почему вы не включаете надежность в отчеты?" - "Действительно, надо бы: Ой, но придется ведь процесс разрабатывать, входы, выходы: Нет, лучше мы, пожалуй, для вас сделаем специальную справку, ладно?" И сделали.

А в отчете - и удовлетворенность потребителей (по опросам), и доля выполненных подразделениями задач, и доля брака на разных стадиях тоже есть, и много чего еще, но надежность отсутствует принципиально.

Отмечу, что общепринятое в России мнение о высоком качестве европейских машин реально подтверждается (если не считать мощной рекламы) главным образом опытом эксплуатации легковых автомобилей - "под ними не надо лежать", а это переводится именно как "высокая надежность".

3. На вопрос: "Вас, наверное, ежегодно проверяют, если выдали сертификат СК?" все отвечают: "А как же!" и показывают протокол инспекционного контроля на одном листе - бланке того же TÜV или другого столь же именитого органа по сертификации. На листе таблица со столбцами: "Пункты стандарта ISO 9001" и "Результат проверки". В последнем - одни плюсики ("соответствует"), замечаний не встречал ни разу. Так что отсутствие данных о качестве - в порядке вещей.

4. На многих европейских заводах не существует технологических маршрутных карт, в цехах - только чертежи. На одном из заводов не могли перевести на немецкий язык слово "технолог". Создается впечатление, что технолог - отжившая профессия.

На вопрос "Как же вы работаете?" отвечают: "У нас очень квалифицированные рабочие, они решают все сами". Конечно, программы, используемые европейскими конструкторами, зачастую позволяют решать и кое-какие технологические задачи, что отмечается на чертеже. Однако все остальное действительно определяется персоналом цеха. На мой вопрос: "А кто же проектирует оснастку, стапели и прочее?" мне показали набор стандартных струбцин разного размера, с их помощью проводилась сварка крупных сложных металлоконструкций - замысловатых балок, стоек и т. д.

Отмечу, что комплекс стандартов ISO серии 9000 насквозь "пронизан" необходимостью описания всех процессов, процедур и вообще любых действий. Однако европейских сертификаторов не волнует отсутствие на заводе "документированных процедур" для самых главных процессов - процессов изготовления продукции! Рабочий сам определит и последовательность операций, и необходимый инструмент, и оснастку, и припуски, и контрольные операции, и:

5. В связи с выходом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 остро встал вопрос обеспечения беспристрастности при сертификации систем менеджмента. В этом стандарте устанавливается множество требований, призванных обеспечить эту беспристрастность. Однако все они перечеркиваются одним незыблемым обстоятельством: сертификатор получает деньги из рук сертифицируемого! О какой беспристрастности после этого можно говорить?! Думается, что и TÜV и иже с ним не чужды пониманию реальности:

Подводя итоги, следует сделать безрадостный вывод, что большое число сертифицированных европейских СК не имеет никакого отношения к качеству европейских изделий. Видимо, здесь качество обеспечивается по-другому: это и дорогостоящая комплектация, и высокотехнологичное оборудование, и хорошее программное обеспечение у конструкторов и т. д.

Иначе говоря, в части СК эти предприятия - не предмет для подражания. И если какой-нибудь европейский орган по сертификации за большие деньги научит вас расписывать "процессы", повышения качества не ждите.






Также на сайте:
Практический опыт внедрения и сертификации Системы Менеджмента Качества (СМК) по требованиям ISO 9001:2000
Причины трудностей при внедрении системы менеджмента качества и как их решать

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?