Там где нет кружков качества, не может быть всеобщего управления качеством. (К. Исикава)

Роль руководителя при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии



Дюжева М.Б.,Ботов А.А.

(Омский институт (филиал) ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет") г. Омск


Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом персонал является главным конкурентным преимуществом любой организации.

Руководители участвуют в управлении персоналом в силу того, что они персонально ответственны за эффективное использование всех имеющихся в их распоряжении ресурсов, особенно человеческих. Управление деятельностью подчинённых – основная задача руководителя любого уровня, которая обеспечивает максимально эффективное использование человеческих ресурсов в масштабах всей организации, а в последнее время и систему менеджмента качества.

Стремление управлять качеством первоначально возникло в результате потребности общества в товаре высокого класса и передовых прогрессивных технологиях, а затем появилась необходимость создания достойного качества жизни.

Новое тысячелетие характеризуется интеграцией различных направлений деятельности и распространением прогрессивных информационных технологий. Поэтому достаточно сложно определить принадлежность проблем качества к той или иной области деятельности или знаний. Исследование проблем качества и управления качеством остается в центре внимания экономической, технической и других наук.

Сегодня к качеству производимой продукции вновь предъявляются высокие требования. Многие отечественные производители осознали, что необходимо делать основной акцент на качестве товаров и услуг как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности. Высокое качество – необходимое условие выживания и развития организаций в рыночной экономике. Несомненно, большое значение имеют рациональное использование ресурсов организации, а также учет и минимизация затрат на качество.

В России в последнее время заметна тенденция повышения интереса к вопросам качества. Все больше внимания уделяется обучению и подготовке специалистов в области управления качеством. Все большее число российских организаций ставят цель внедрения системы менеджмента качества как одной из основных мировых тенденций в области управления качеством.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Стандарты ISO разработала International Standard Organisation – организация, членами которой являются органы стандартизации (аналоги российского Госстандарта) во многих странах. Для успешной деятельности в настоящее время различные системы управления качеством должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО (ISO) серии 9000.

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.

В стандартах ISO 9001 и QS-9000 есть норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб, чтобы избежать препятствий, встречающихся при внедрении системы менеджмента качества.

Анализ подходов к управлению качеством в промышленности показал, что наиболее приемлемыми и отвечающими требованиям сегодняшней практики являются системный и процессный подходы.

В основе системы менеджмента качества (СМК) должен применяться процессный подход (основной бизнес-процесс – производственно-технологический процесс – при анализе декомпозируется на подпроцессы, а задача менеджмента – отладить взаимодействие между подпроцессами для оптимизации всего процесса), а также должно быть заложено постоянное улучшение качества.

Процесс внедрения СМК организация описывает в разрабатываемом положении. Обязательно должны быть выделены конкретные процессы (виды деятельности) подразделений, которые ими осуществляются, с определением взаимодействий с другими подразделениями (внутренними поставщиками и потребителями). Для каждого процесса указываются руководитель и исполнитель (владелец) процесса. Должностные инструкции участников процесса необходимо привязать к СМК предприятия взаимодействиями "поставщик – потребитель".

В положении необходимо подробно описать процедуры управления зарегистрированными данными – записями (электронные и бумажные формы, ссылки на табель форм, шаблоны и т.п.).

Все термины должны находиться в четком соответствии с глоссарием терминов во избежание разночтений, а положение иметь кодировку (шифр), принятую в системе управления документацией образовательной организации.

Согласно стандарту можно разработать следующие этапы формирования системы менеджмента качества предприятия:

1. Анализ необходимости формирования системы менеджмента качества:

  • осознание высшим руководством смысла, цели и задач разработки и внедрения системы менеджмента качества;

  • установление требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

  • обсуждение с управленческим персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества;

  • принятие решения о создании системы менеджмента качества (рассмотрение на общем собрании коллектива, согласование и утверждение);

  • формулирование директором миссии и видения политики в области качества предприятия.

Результат – первоначальная подготовка и осознание персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества, определение стратегических целей в области управления качеством.

2. Формирование команды по разработке системы менеджмента качества:

  • разработка организационной структуры управления качеством организации (назначение представителя руководства по качеству, формирование отдела управления качеством, создание координационного совета по качеству);

  • определение ответственных лиц (уполномоченных по качеству) каждого структурного подразделения;

  • обучение вопросам качества, в частности формированию систем менеджмента качества, управленческого, производственного, технического и прочего персонала.

Результат – разработка и утверждение плана по формированию системы менеджмента качества и включение его в план работы образовательной организации.

3. Основная работа по формированию системы менеджмента качества:

  • проведение SWOT-анализа (определение сильных и слабых сторон внутри организации, ее возможностей и угроз со стороны внешней среды);

  • формирование календарного плана работ;

  • разработка системы процессов деятельности предприятия;

  • выделение ключевых процессов и их "владельцев";

  • разработка и внедрение документации системы менеджмента качества (руководства по качеству, документированных процедур, рабочих инструкций и т.п.);

  • мониторинг реализации плана работ (разработка критериев оценки и методов постоянного улучшения процессов);

  • самооценка системы менеджмента качества в подразделениях предприятия, отвечающих за ключевые процессы;

  • составление и реализация плана корректирующих мероприятий;

  • внутренний аудит.

Результат – подача заявки в орган по сертификации системы менеджмента качества.

4. Сертификация системы менеджмента качества:

– работа экспертной комиссии органа по сертификации;

– устранение малозначительных несоответствий.

Результат – получение сертификата соответствия, обеспечение функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Данные этапы являются универсальными и могут быть использованы организациями различного профиля и масштаба.

Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших административных лиц предприятия, и подобно водопаду распространяться на каждый уровень руководства, смывая старые, вредные навыки и традиции, прежде чем распространиться на более низкий уровень руководителей и рядовых работников. Успех пропорционален степени участия руководства, так как руководство решает задачи, определяющие возможность улучшения деятельности, такие как:

  • выделение ресурсов;

  • создание организационной структуры;

  • выбор лидеров;

  • определение политики;

  • установление стандартов работы;

  • выдача заданий и составление инструкций на выполнение работ;

  • определение методов работы;

  • установление приоритетов;

  • оценка и поощрение результатов деятельности.

5. Отбор и подготовка кадров.

Руководству организации необходимо позаботиться об устранении препятствий, которые мешают правильному выполнению работниками своих функций, и создать благоприятные условия для внедрения и реализации СМК на предприятии.

Многие руководители знают, что успех зависит не только от них, но и от их подчинённых. Коллективное участие в управлении качеством является неотъемлемым элементом внедрения СМК. Коллективное управление – это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, их опыту, умениям, навыкам. Они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов, а руководитель эффективно координирует их деятельность. Вот только тогда можно учитывать максимальную степень проявления коллективной ответственности при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии и рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности организации.

Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека, что позволяет промышленным предприятиям стремиться к выходу на международный рынок, а значит и к международным сертификатам качества.


Библиографический список


1. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

2. Лапидус, В. А. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (ТОМ) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года (Серия "Диалоги консультанта") / В.А.Лапидус, А.Н. Рекшинский. – Нижний Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2005. – 88 с.





Также на сайте:
Результативность процессов и СМK: терминологический аспект
Роль персонала

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?