Некоторые, пока находятся внутри мощной бюрократической машины, выглядят героями, но, оставшись в одиночестве, оказываются слабаками. (Джек Уэлч)

Качество - национальная идея России



":Русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре".


И.А. Ильин, 1928 г.

(философ, политический мыслитель)


"Все экономические проблемы в России необходимо решать только на основе системного подхода к качеству. Ни одной стране мира нет необходимости быть бедной"


Э. Деминг, 1992 г.

(американский ученый, патриарх

Всеобщего управления качеством)



Согласно одной из легенд, однажды сатир, повстречав в лесу крестьянина, увидел, как тот согревает руки своим дыханием. В другой раз, будучи у крестьянина в гостях, сатир увидел, как крестьянин дыханием остужает горячий чай. На основании этих наблюдений сатир сделал вывод о двуликости человека, ведь одним и тем же действием он достигает противоположных результатов.

В вопросах качества многие из нас тоже двулики. Как потребители мы требуем хорошего качества, но как прямые или косвенные производители часто об этом требовании забываем и ли его игнорируем.

Для каждого отдельного человека или организации, использующих продукцию или услугу, качество - это потребительская категория. Для экономики предприятия или страны  в целом - стратегическая социально-экономическая категория. С определенностью можно сказать, что в рыночных условиях следствием плохого качества становятся разорение предприятий и экономические кризисы. И наоборот, для экономики, ввергнутой в кризис, нет иной альтернативы выхода из него как только достижение качества продукции и конкурентоспособности.

С проблемами низкого качества и конкурентоспособности продукции в различные периоды сталкивались многие страны (США в 30-е годы; Япония, Великобритания, Германия в послевоенный период и т.д.). Проблемы решались путем объединения усилий предприятий и государства.

Каждая страна вырабатывала собственный подход к решению этой проблемы. Ряд государств (Германия, Нидерланды, Испания, Великобритания) разработали и внедрили национальные программы качества при существенной государственной поддержке. В США это было в виде финансовой поддержки и усиления общественного внимания к национальной премии качества Малкольма Болдриджа.

Во многом пути развития подходов к качеству в развитых промышленных странах похожи, хотя имеют свои национальные особенности. Одной из программ качества, которая в большинстве стран останется в ведении государственных институтов, является национальная премия качества.

Авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Покупатели, выбирая продукцию, чаще всего ориентируются на название страны-производителя. Репутация страны в вопросах качества - очень важный фактор успеха в международной торговле. Все знают: японское - значит отличное. Иное отношение к китайским, польским и, к  сожалению, российским товарам. Все, кто ориентирован на экспорт или замещение импорта в России, должны понимать необходимость коллективного подхода к изменению репутации страны в вопросах качества.

Переломить ситуацию можно, лишь взяв за основу экономической политики страны концепцию всеобщего качества.

Впервые в истории нашей страны создан документ, который отразил перспективные цели всего общества в области качества. Национальная политика России в области качества рассчитана на длительный период. Только на долгосрочной основе можно увязать все ее составные части между собой, обеспечить их ресурсами, состыковать во времени. Политика учитывает непрерывный прогресс отечественной и мировой науки и техники, возможности экономического сотрудничества с другими государствами.

При разработке Концепции национальной политики учитывался опыт министерств, ведомств и регионов в организации, финансировании и стимулировании работ в области качества. За последние годы интересный опыт решения подобных проблем накоплен в Министерстве связи (премия в области качества), в Ярославской, Волгоградской, Томской областях (региональные программы качества, премии качества), а также в других министерствах и регионах.

Важная задача - развитие как общероссийских, так и региональных конкурсов на соискание премий в области качества. Эти формы уже эффективно используются и в нашем регионе: Программа "100 лучших товаров России" и конкурс "Лучшие омские потребительские товары, услуги и продукция производственно-технического назначения".

Особое внимание следует уделять формированию общей культуры качества, развитию массового движения за улучшение качества, созданию устойчивого правового и образовательного фундамента на перспективу. Надо добиваться, чтобы каждый россиянин осознал важность и необходимость приумножения в кратчайший срок "культуры качества", степень влияния качества на процесс выхода страны из экономического кризиса, масштабность проблемы как ключевой и общенациональной.

Через всеобщее и специальное образование нужно обеспечить массовое обучение и внедрение современных подходов к менеджменту качества, CALS-технологий, изучение и освоение принципов TQM, передового и отечественного опыта в этой области. Сделать так, чтобы навыки в данной области становились достоянием всех граждан России. Нужны высококвалифицированные профессионалы, которые к тому же владеют теорией и практикой стандартизации, сертификации и управления качеством. Мало того, работники науки и производства, обслуживания и торговли, управленцы и рядовые потребители продукции обязаны знать хотя бы основы названных дисциплин. При этом особое внимание следует обратить на подготовку руководителей предприятий. Эти знания особенно важны для работников малого и среднего бизнеса, ибо за последние годы предпринимателями стали те, кто ранее занимались иным видом деятельности.

Нам надо вспомнить свой опыт, бережно восстановить его и, корректируя в соответствии с новыми подходами, финансово-экономическими возможностями, начать работать по-новому. Так что рецепт для старта есть - вспомнить и проанализировать собственную прошлую практику, но не для "галочки", а с тем, чтобы достигнуть, в конечном счете, реальных положительных результатов. И научиться повторять эти результаты.

Разработка и реализация национальной программы по качеству - задача стратегическая. Идея качества - наша национальная идея. Россия располагает всем необходимым для ее претворения в жизнь. Плодотворная работа в этом направлении позволит стране быстрее выполнить свою стратегическую задачу в XXI веке - с достоинством выйти из экономического кризиса, повысить жизненный уровень населения, наполнить рынок отечественными товарами в соответствии с растущими запросами покупателей.



Н. Тимошенко

Руководитель органа по сертификации систем качества Омского ЦСМ





Также на сайте:
Качественный менеджмент: формула успеха в условиях конкурентного рынка
Попробуем разобраться...

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?