–≠—Д—Д–µ–Ї—В–Є–≤–љ–Њ—Б—В—М —Г–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є—П –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–Њ–Љ –Њ–±–µ—Б–њ–µ—З–Є–≤–∞–µ—В—Б—П —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –њ—А–Є –љ–µ–њ–Њ—Б—А–µ–і—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ–Љ —Г—З–∞—Б—В–Є–Є –Љ–∞—Б—В–µ—А–Њ–≤ –Є —А–∞–±–Њ—З–Є—Е. –Ш–Љ–µ–љ–љ–Њ —А–∞–±–Њ—З–Є–µ - –љ–Њ—Б–Є—В–µ–ї–Є –і–Њ—Б—В–Њ–≤–µ—А–љ–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є. (–Ъ. –Ш—Б–Є–Ї–∞–≤–∞)

 ј„≈—“¬ќ  ј   ј“≈√ќ–»я Ѕ”ƒ”ў≈√ќ

Ё.ћ. ¬≈ —Ћ≈–

ƒоброкачественность - врата в будущее.

Ќ. –ерих


"—амое прекрасное врем€ - то, в котором мы живем", - писал √анс ’ристиан јндерсен. Ќо сделать это врем€ прекрасным должен сам человек. ¬ первую очередь своим качественным трудом.

ѕо определению √егел€, " ачество есть, в первую очередь, тождественна€ с бытием определенности:".

—овременный взгл€д на качество можно выразить в короткой формулировке: " ачество - сущность €влений жизни".

Ќо в чем же смысл жизни? ¬ замечательных книгах "∆ивой этике", донесенных до нас ≈леной и Ќиколаем –ерихами, книгах о пут€х человеческой эволюции, говоритс€: "Ќужно пон€ть, что в основании эволюции лежит усовершенствование" [1].

ѕо опыту жизнеде€тельности мы знаем, что процессы обеспечени€, управлени€ и улучшени€ качества любой работы в основе своей состо€т из совершенствовани€ прежних установок.

¬ насто€щих заметках предпринимаетс€ попытка рассмотреть проблему качества продукции как часть общечеловеческой и ее значение дл€ будущего человека и страны.

¬—≈ќЅў≈≈ «Ќј„≈Ќ»≈ћ  ј„≈—“¬ј

–€дом видных европейских специалистов по управлению качеством мысль о всеобщем значении качества выражена через содержание парадигмы качества1 [2]. ѕодчеркиваетс€, что парадигма качества имеет не только техническое, но и социальное содержание. ≈е основные положени€ применимы как дл€ решени€ задач повышени€ качества, так и дл€ улучшени€ условий жизни общества. Ёто св€зано с тем, что современна€ концепци€ качества ориентирована на полное удовлетворение запросов потребителей, которыми в широком смысле €вл€ютс€ все люди в любой де€тельности. ѕрезидент ≈вропейской организации по качеству ƒж.ј. √олдсмит, придава€ большое значение объединению всех представлений о качестве в единое целое, резюмирует: "¬о всемирном масштабе такой подход будет способствовать стремительному улучшению жизненного уровн€ всею людей" [3].

¬ первую очередь, решение проблемы качества в глобальном масштабе определ€ет будущую судьбу человечества и, в конечном счете, ответ на вопрос: быть или не быть «емле.

»стори€ человеческой цивилизации - это, по сути дела, истори€ качества человеческих отношений и, к сожалению, невысокого качества, поскольку самым распространенным видом вы€снени€ отношени€ отношений €вл€лась война. ј в результате войн накопилось такое количество отрицательной психической энергии, что, ввиду геокосмичности быти€, мир к концу нашего века стали сотр€сать социальные и природные катастрофы.

» только сейчас, в св€зи с преобладанием в мировых отношени€х нового мышлени€, начинают про€вл€тьс€ тенденции к всеобщему миру между государствами. ¬ основе пон€ти€ качества человеческих отношений лежит извечный вопрос о добре и зле.

ѕрименительно к качеству продукции актуальна проблема экологического выживани€. ¬о многих отрасл€х техники подходы к обеспечению качества продукции напр€мую ув€заны с обеспечением экологической чистоты. ¬опросы охраны окружающей среды отдельно представлены в международных стандартах »—ќ и ћЁ .

¬ этом плане интерес представл€ет определение качества, предложенное в конце 70-х годов ѕ. ван ƒонкелааром, главным инженером по качеству, работавшим в области судоходства (Ѕельги€): "»здели€ (или услуги) только тогда высококачественны, если при их производстве и использовании потребл€етс€ минимум энергии и материалов, если они служат на благо счасть€ и здоровь€ тех, кто их производит, кто ими пользуетс€, а также тех, кто от них избавл€етс€, не причин€€ тем самым ущерба окружающей среде".

¬ 1932 г. в статье " ачество" Ќ. . –ерих писал: "—трем€сь к высшим формам цивилизации, дерза€ мыслить даже о культуре, не забудем, что жизненность стремлени€ создаетс€ из высокого качества действий".

»так, очевидно, не будет преувеличением считать, что отношение к качеству - это отношение к жизни, к миру, часть нового миропонимани€.

Ќекоторые предпосылки создани€ научного представлени€ о качестве.

ƒл€ того, чтобы иметь эффективные пути обеспечени€ качества, по нашему мнению, необходимо определить основные теоретические предпосылки создани€ научного представлени€ о нем. «десь уместно еще раз подчеркнуть, что качество как категори€ - часть мироощущени€ нашего времени.

–анее вопросы миропонимани€ были в основном прерогативой религии. ќднако в наше врем€ ситуаци€ существенно изменилась. ¬еро€тно, вопросы нового мировидени€ должны найти отражение в науке о качестве. Ќам представл€етс€, что будущее этой науки зависит от того, насколько полно будут в ней представлены идеи современных междисциплинарных наук, определ€ющих мировоззренческое направление развити€ жизни. ¬ этом плане представл€ет интерес использование таких фундаментальных пон€тий, выдвинутых наукой за последние дес€тилети€, как информаци€ и энтропи€. Ёти категории играют основную рол в новых науках - синергетике2 и неравновесной термодинамике. ѕор€док и беспор€док или самоорганизаци€ и хаос - основные характеристики материи. »стори€ развити€ природы и общества свидетельствует о взаимопроникающем значении процессов организации и дезорганизации. »зучением закономерностей процессов самоорганизации в системах различной природы и занимаютс€ синергетика и неравновесна€ термодинамика. » именно содержание этих наук определ€ет сейчас современную парадигму знаний. ¬ этом плане информаци€ представл€ет собой меру упор€доченности систем, а энтропи€ - мера хаоса. ¬ изолированных закрытых системах энтропи€ возрастает, а в открытых самоорганизирующихс€ системах убывает.

ƒл€ незамкнутых систем можно считать посто€нным произведение информации (I) и энтропии (S) [4]:

I x S = const.

¬ этой формуле про€вл€ютс€ общие свойства организации сложных систем с информационными св€з€ми. Ќам кажетс€ корректным применение синергетического подхода и идей термодинамики необратимых процессов к производственным процессам и модел€м управлени€ качеством. —истема производственных отношений, не св€занна€ с запросами потребителей, €вл€етс€ закрытой. ѕодобные системы характерны дл€ предпри€тий отечественного промышленного производства. ќсновна€ цель закрытой производственной системы - выполнение плана независимо от ситуации на потребительском рынке. »ными словами, система не обмениваетс€ с внешней средой (потребителем) информацией.

¬ модели рыночной экономики производственна€ система представл€ет собой открытую информационную систему, св€занную с внешним миром, откуда идет поток информации, и нар€ду с этим происход€т внутренние процессы ее преобразовани€, которые осуществл€ют самоорганизацию системы. ¬ нашем случае внешний мир - это потребитель, его требовани€, способствующие перестройке системы производства. — точки зрени€ решени€ проблемы качества потребитель €вл€етс€ естественным управл€ющим. ¬с€кое нарушение открытости системы, прекращение притока информации должны приводить к застою системы и увеличению энтропии, т.е. дезорганизованности, что, естественно, определ€ет снижение уровн€ качества системы и ее продукта. јнализ качества бытовой аппаратуры магнитной записи [5] позвол€ет проследить наследственный характер его формировани€ на стади€х жизненного цикла продукции. ќпыт производства и эксплуатации изделий свидетельствует, что по мере прохождени€ стадий жизненного цикла уменьшаетс€ запас качества издели€. ¬ результате исследований процессов создани€ продукции определены особенности производственной системы по критери€м наследственности [5].

—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ

1. »з книг "∆ивой этики". »ерархи€. - Ќовосибирск.: —иб. ќбщество –ериха, 1991. - —т. 297.

2. Bergan Hal. Extending the reach of the quality improvement paradigm. 2 "Quality Progress". - 1990. - 23, є 5. - –. 51-52.

3. ƒж. ј. √олдсмит. -  ачество - единое целое//—тандарты и качество. - 1990. - є 10. - 3 с.

4. јйлама€з€н ј. ., —тась ≈.¬. »нформатика и теори€ развити€. - ћ.: Ќаука, 1989. - 174 с.

5. ¬екслер Ё.ћ., ћартынов √. . ѕовышение качества и надежности бытовой аппаратуры магнитной записи. -  иев: “ехника, 1988. - 119 с.


Ё.ћ. ¬≈ —Ћ≈– - вице-президент,  иев, ”краинска€ ассоциаци€ качества, кандидат технических наук



1 ѕод парадигмами понимают признанные всеми научные достижени€, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу ( ун “. —труктура научных революций. - ћ.: ѕрогресс, 1975).

2 —инергетика (от греч. "синергиа" - содействие, сотрудничество) - это теори€ и методологи€, исследующие процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождени€ самых разнообразных структур живой и неживой природы ( лимонтович Ќ.ё. Ѕез формул о синергеике. - ћинск: ¬ысша€ школа, 1986).





“акже на сайте:
 ачество - национальна€ иде€ –оссии
 ачественный менеджмент: формула успеха в услови€х конкурентного рынка

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?