Стать руководителем - факт биографии, стать лидером - факт судьбы.

КАЧЕСТВО КАК КАТЕГОРИЯ БУДУЩЕГО

Э.М. ВЕКСЛЕР

Доброкачественность - врата в будущее.

Н. Рерих


"Самое прекрасное время - то, в котором мы живем", - писал Ганс Христиан Андерсен. Но сделать это время прекрасным должен сам человек. В первую очередь своим качественным трудом.

По определению Гегеля, "Качество есть, в первую очередь, тождественная с бытием определенности:".

Современный взгляд на качество можно выразить в короткой формулировке: "Качество - сущность явлений жизни".

Но в чем же смысл жизни? В замечательных книгах "Живой этике", донесенных до нас Еленой и Николаем Рерихами, книгах о путях человеческой эволюции, говорится: "Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование" [1].

По опыту жизнедеятельности мы знаем, что процессы обеспечения, управления и улучшения качества любой работы в основе своей состоят из совершенствования прежних установок.

В настоящих заметках предпринимается попытка рассмотреть проблему качества продукции как часть общечеловеческой и ее значение для будущего человека и страны.

ВСЕОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕМ КАЧЕСТВА

Рядом видных европейских специалистов по управлению качеством мысль о всеобщем значении качества выражена через содержание парадигмы качества1 [2]. Подчеркивается, что парадигма качества имеет не только техническое, но и социальное содержание. Ее основные положения применимы как для решения задач повышения качества, так и для улучшения условий жизни общества. Это связано с тем, что современная концепция качества ориентирована на полное удовлетворение запросов потребителей, которыми в широком смысле являются все люди в любой деятельности. Президент Европейской организации по качеству Дж.А. Голдсмит, придавая большое значение объединению всех представлений о качестве в единое целое, резюмирует: "Во всемирном масштабе такой подход будет способствовать стремительному улучшению жизненного уровня всею людей" [3].

В первую очередь, решение проблемы качества в глобальном масштабе определяет будущую судьбу человечества и, в конечном счете, ответ на вопрос: быть или не быть Земле.

История человеческой цивилизации - это, по сути дела, история качества человеческих отношений и, к сожалению, невысокого качества, поскольку самым распространенным видом выяснения отношения отношений являлась война. А в результате войн накопилось такое количество отрицательной психической энергии, что, ввиду геокосмичности бытия, мир к концу нашего века стали сотрясать социальные и природные катастрофы.

И только сейчас, в связи с преобладанием в мировых отношениях нового мышления, начинают проявляться тенденции к всеобщему миру между государствами. В основе понятия качества человеческих отношений лежит извечный вопрос о добре и зле.

Применительно к качеству продукции актуальна проблема экологического выживания. Во многих отраслях техники подходы к обеспечению качества продукции напрямую увязаны с обеспечением экологической чистоты. Вопросы охраны окружающей среды отдельно представлены в международных стандартах ИСО и МЭК.

В этом плане интерес представляет определение качества, предложенное в конце 70-х годов П. ван Донкелааром, главным инженером по качеству, работавшим в области судоходства (Бельгия): "Изделия (или услуги) только тогда высококачественны, если при их производстве и использовании потребляется минимум энергии и материалов, если они служат на благо счастья и здоровья тех, кто их производит, кто ими пользуется, а также тех, кто от них избавляется, не причиняя тем самым ущерба окружающей среде".

В 1932 г. в статье "Качество" Н.К. Рерих писал: "Стремясь к высшим формам цивилизации, дерзая мыслить даже о культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества действий".

Итак, очевидно, не будет преувеличением считать, что отношение к качеству - это отношение к жизни, к миру, часть нового миропонимания.

Некоторые предпосылки создания научного представления о качестве.

Для того, чтобы иметь эффективные пути обеспечения качества, по нашему мнению, необходимо определить основные теоретические предпосылки создания научного представления о нем. Здесь уместно еще раз подчеркнуть, что качество как категория - часть мироощущения нашего времени.

Ранее вопросы миропонимания были в основном прерогативой религии. Однако в наше время ситуация существенно изменилась. Вероятно, вопросы нового мировидения должны найти отражение в науке о качестве. Нам представляется, что будущее этой науки зависит от того, насколько полно будут в ней представлены идеи современных междисциплинарных наук, определяющих мировоззренческое направление развития жизни. В этом плане представляет интерес использование таких фундаментальных понятий, выдвинутых наукой за последние десятилетия, как информация и энтропия. Эти категории играют основную рол в новых науках - синергетике2 и неравновесной термодинамике. Порядок и беспорядок или самоорганизация и хаос - основные характеристики материи. История развития природы и общества свидетельствует о взаимопроникающем значении процессов организации и дезорганизации. Изучением закономерностей процессов самоорганизации в системах различной природы и занимаются синергетика и неравновесная термодинамика. И именно содержание этих наук определяет сейчас современную парадигму знаний. В этом плане информация представляет собой меру упорядоченности систем, а энтропия - мера хаоса. В изолированных закрытых системах энтропия возрастает, а в открытых самоорганизирующихся системах убывает.

Для незамкнутых систем можно считать постоянным произведение информации (I) и энтропии (S) [4]:

I x S = const.

В этой формуле проявляются общие свойства организации сложных систем с информационными связями. Нам кажется корректным применение синергетического подхода и идей термодинамики необратимых процессов к производственным процессам и моделям управления качеством. Система производственных отношений, не связанная с запросами потребителей, является закрытой. Подобные системы характерны для предприятий отечественного промышленного производства. Основная цель закрытой производственной системы - выполнение плана независимо от ситуации на потребительском рынке. Иными словами, система не обменивается с внешней средой (потребителем) информацией.

В модели рыночной экономики производственная система представляет собой открытую информационную систему, связанную с внешним миром, откуда идет поток информации, и наряду с этим происходят внутренние процессы ее преобразования, которые осуществляют самоорганизацию системы. В нашем случае внешний мир - это потребитель, его требования, способствующие перестройке системы производства. С точки зрения решения проблемы качества потребитель является естественным управляющим. Всякое нарушение открытости системы, прекращение притока информации должны приводить к застою системы и увеличению энтропии, т.е. дезорганизованности, что, естественно, определяет снижение уровня качества системы и ее продукта. Анализ качества бытовой аппаратуры магнитной записи [5] позволяет проследить наследственный характер его формирования на стадиях жизненного цикла продукции. Опыт производства и эксплуатации изделий свидетельствует, что по мере прохождения стадий жизненного цикла уменьшается запас качества изделия. В результате исследований процессов создания продукции определены особенности производственной системы по критериям наследственности [5].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Из книг "Живой этики". Иерархия. - Новосибирск.: Сиб. Общество Рериха, 1991. - Ст. 297.

2. Bergan Hal. Extending the reach of the quality improvement paradigm. 2 "Quality Progress". - 1990. - 23, № 5. - Р. 51-52.

3. Дж. А. Голдсмит. - Качество - единое целое//Стандарты и качество. - 1990. - № 10. - 3 с.

4. Айламаязян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. - М.: Наука, 1989. - 174 с.

5. Векслер Э.М., Мартынов Г.К. Повышение качества и надежности бытовой аппаратуры магнитной записи. - Киев: Техника, 1988. - 119 с.


Э.М. ВЕКСЛЕР - вице-президент, Киев, Украинская ассоциация качества, кандидат технических наук



1 Под парадигмами понимают признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу (Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975).

2 Синергетика (от греч. "синергиа" - содействие, сотрудничество) - это теория и методология, исследующие процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы (Климонтович Н.Ю. Без формул о синергеике. - Минск: Высшая школа, 1986).





Также на сайте:
Качество - национальная идея России
Качественный менеджмент: формула успеха в условиях конкурентного рынка

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте



  • Серьги золото гвоздики choron.ru
  • choron.ru


Как сюда попасть?