–Ш–Ј–≤–µ—Б—В–љ—Л –њ—П—В—М —В–Є–њ–Њ–≤ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є–є: —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –≤–ї–Є—П—О—В –љ–∞ —Б–Њ–±—Л—В–Є—П; —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –і—Г–Љ–∞—О—В, —З—В–Њ –Њ–љ–Є –≤–ї–Є—П—О—В –љ–∞ —Б–Њ–±—Л—В–Є—П; —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ –љ–∞–±–ї—О–і–∞—О—В –Ј–∞ —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є–µ–Љ —Б–Њ–±—Л—В–Є–є; —В–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А—Л–µ —Г–і–Є–≤–ї–µ–љ—Л —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є–µ–Љ —Б–Њ–±—Л—В–Є–є; –Є —В–µ, –Ї—В–Њ –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–∞–Љ–µ—З–∞–µ—В. (–Э–µ–Є–Ј–≤–µ—Б—В–љ—Л–є –∞–≤—В–Њ—А)

ѕричины трудностей при внедрении системы менеджмента качества и как их решать



 .Ё.ѕисаренко, зав. сектором отдела качества
–.√.Ўарафиев, доктор технических наук, профессор,
начальник отдела качества, заместитель главного менеджера по качеству
¬.∆.  витко, зам. начальника отдела качества,
зам. главного аудитора системы менеджмента качества
√ќ”¬ѕќ "”фимский государственный нефт€ной технический университет"
otdelkko@mail.ru


ѕовышение эффективности управлени€ в системе образовани€, в частности внедрение механизмов взаимодействи€ учреждений профессионального образовани€ и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образовани€ дополнительных материальных интеллектуальных и иных ресурсов, а также внедрение моделей государственно-общественного управлени€, €вл€етс€ одной из задач федеральной целевой программы образовани€ на 2006-2010 годы, намеченной постановлением правительства –‘ от 23.12.2005 г. є 803. Ќеобходимым условием ее успешного решени€ €вл€етс€ наличие в каждом образовательном учреждении системы менеджмента качества (—ћ ) Ц системы, обеспечивающей высокое качество подготовки специалистов и их востребованность.

¬ современном обществе знание основ менеджмента качества становитс€ таким же необходимым элементом образовани€ дл€ каждого выпускника учреждени€ профессионального образовани€, как, например, умение грамотно писать и читать или знание основ математики.

ѕринципы —ћ  должны быть частью производственной культуры. Ќедостаточное внимание, удел€емое указанным вопросам в учебном процессе, €вл€етс€ одной из причин трудностей при внедрении —ћ .

 ак правило, внедрение —ћ  не требует на начальном этапе больших изменений в процессах и организационной структуре учреждений. ƒл€ этого требуютс€, прежде всего, изменени€ в культуре поведени€ работников. Ќеобходимо отказатьс€ от традиционных принципов наде€тьс€ на "авось" и "написано одно, а делаем по-другому". ќдним словом, в первую очередь необходимо навести пор€док в работе, котора€ уже выполн€етс€.

¬ св€зи с этим отметим следующие элементы, на которые необходимо обратить внимание при внедрении —ћ .

Ћюба€ работа должна начинатьс€ с планировани€, элементами которого €вл€ютс€ измеримые цели, план меропри€тий по их достижению и показатели, по которым можно будет сказать, достигли мы запланированных результатов или нет. ѕланирование работы €вл€етс€ задачей, которую об€зан уметь выполн€ть руководитель любого уровн€. »менно руководитель, а не кто-то другой. ѕоэтому аргументы вроде "—ћ  должен заниматьс€ отдельно выделенный сотрудник" показывают некомпетентность руководител€ (если, конечно, руководитель под специально выделенным сотрудником не имеет в виду себ€. ¬ этом случае утверждение €вл€етс€ совершенно верным). “акже можно встретить следующий аргумент: "¬ышесто€щее руководство нам поручило, и мы выполн€ем, какие здесь могут быть собственные цели и планы!". Ёто означает, что руководитель готов поручить своим подчиненным выполн€ть все, что не поручат ему вышесто€щие руководители, если даже поручени€ не обеспечены необходимыми ресурсами.

–азработка планов без выделени€ на их выполнение ресурсов невыполнима. ¬ случае, если на подразделение возложены об€занности по выполнению определенных меропри€тий, без выделени€ необходимых ресурсов или выделени€ в недостаточном количестве, руководство подразделени€ должно предприн€ть действи€ дл€ устранени€ этого несоответстви€ и документально их зафиксировать, например, в виде служебных записок, ведени€ журналов несоответствий и т.п. »ными словами, руководство подразделени€ должно сн€ть с себ€ ответственность за несоответствие, которое, возможно, имеет место быть в работе структурного подразделени€ или должностного лица, давшего поручение без выделени€ необходимых ресурсов. Ѕездействие руководства подразделени€ ("јвось как-нибудь справимс€", "‘ормально отчитаемс€" и т.п.) в случае поручени€ ее сотрудникам задач, не подкрепленных материальными, техническим и другими ресурсами, €вл€етс€ грубейшим несоответствием в работе подразделени€.

ѕланирование и выполнение планов должно всегда завершатьс€ анализом результативности. јнализ предусматривает вы€вление слабых мест в работе, вы€влени€ недочетов и несоответствий, имевших место в течение отчетного периода, а также об€зательную разработку предложений по улучшению работы, чтобы несоответстви€ и недочеты не повтор€лись в будущем. ¬с€ эта информаци€ должна быть документально зафиксирована в отчете. Ќедопустимо составл€ть отчеты формально. ћногие руководители и сотрудники ошибочно полагают, что в отчетах нужно старатьс€ избегать негативной информации и низких показателей. “акие отчеты не несут никакой ценности ни дл€ подразделени€, ни дл€ руководства всей организации. ќтнимают врем€ у сотрудников, преп€тствуют выделению ресурсов дл€ подразделени€ (зачем выдел€ть дополнительные материальные и технические ресурсы, мотивировать персонал и т.п., если и так все хорошо. » самое главное, когда работники утверждают, что у них много проблем, завалили массой ненужных бумаг и никак не помогают, или например, "–уководство" и отделы живут своей отдельной жизнью и мешают нам работать Ц эти слова можно считать несоответствующими действительности.

“акже необходимо учитывать при анализе работы то, что целью аудитов —ћ , €вл€етс€ не изучение документов, "убедитьс€, что везде правильно проставлены зап€тые", "весь комплект документов лежит в нужном месте", "все показатели имеют положительные значени€", "найти к чему придратьс€ и заставить все переделать" и т.д.) Ц а, наоборот найти то, что нужно улучшить в работе, проследить выполнение всего цикла "планирование Ц выполнение Ц анализ Ц улучшение". ƒл€ подразделени€ и организации в целом приоритетным должно быть не констатаци€ хороших показателей, определение предпринимаемых мер дл€ устранени€ несоответствий, недочетов и конечной цели кафедры в еЄ дальнейшей работе. “олько в этом случае можно рассчитывать на значительную пользу от аудитов.

ƒл€ подтверждени€ наличи€ в университете результативной системы менеджмента качества примен€ютс€ следующие методы внешнего контрол€ и анализа:

- сертификационный аудит —ћ ;

- инспекционный аудит —ћ  (каждый год);

- ресертификационный аудит —ћ  (каждые три года после сертификационного аудита);

- аудит —ћ  со стороны потребителей (предпри€тий работодателей и заказчиков Ќ»ќ –);

- государственна€ аккредитаци€;

- общественна€ аккредитаци€ образовательных программ;

- участие университета в конкурсах на премию в области качества ћинобразовани€ –Ѕ, ћинобрнауки –оссии, ≈вропейского фонда (јссоциации) управлени€ качеством (EFQM).

Ќе стоит путать перечисленные методы контрол€ и анализа с самой моделью —ћ , как это часто многие пытаютс€ делать.

ќсновной целью всех указанных видов контрол€ и анализа €вл€етс€ проверка наличи€ в университете результативной —ћ .

Ѕез наличи€ результативной —ћ  невозможно успешное прохождение государственной и общественной аккредитации. Ќаличие в университете и во всех его структурных подразделени€х результативна€ —ћ  позвол€ет в любой момент успешно пройти государственную и общественную аккредитацию любой образовательной программы.

ќсобе внимание из перечисленных методов следует обратить на аудит —ћ  со стороны потребителей. ¬ отличие от остальных методов, указанный, по мнению авторов, €вл€етс€ наиболее объективным и наименее подверженным негативным аспектам, св€занным с недобросовестностью аудирующей или провер€ющей стороны. ¬ ”√Ќ“” разработана и внедр€етс€ партнерска€ программа "—отрудничества в комплексе образовательные учреждени€ (общеобразовательные, Ќѕќ, —ѕќ, далее ќ”) Ц ”√Ќ“” Ц предпри€ти€ (работодатели)", выполнение которой €вл€етс€ одной из приоритетных задач развити€ университета. ISO 9001:2000 в качестве одного из инструментов повышени€ качества работы организации предусматривает возможность проведени€ аудита систем качества поставщиков (применительно к университету ќ”). ¬ св€зи с этим участникам программы предлагаетс€ следующий принцип сотрудничества, направленный на повышение качества работы предпри€тий-работодателей и образовательных учреждений:

- ”√Ќ“” проводит ознакомительную проверку (аудит поставщика) состо€ни€ системы менеджмента качества (организации учебной и воспитательной де€тельности, обеспечени€ ресурсами и управлени€ ќ”) в ќ”;

- ”√Ќ“” информирует предпри€ти€ и организации работодателей о состо€нии систем менеджмента качества, включа€ уровень подготовки специалистов в ќ”;

- предпри€ти€ и организации работодатели при заключении договоров и контрактов с ”√Ќ“” на подготовку специалистов (бакалавров, инженеров и магистров) из числа выпускников ќ” учитывают информацию о состо€нии систем качества в ќ”;

- предпри€ти€ и организации-работодатели могут самосто€тельно провести аудит —ћ  ”√Ќ“” с целью проверки обеспечени€ качества образовательных услуг, предоставл€емых университетом, или воспользоватьс€ данными аудитов, проведенных другими организаци€ми, в том числе органами по сертификации —ћ  и общественной аккредитации образовательных программ;

- результатами внешних аудитов —ћ  (со стороны предпри€тий и организаций работодателей, органов по сертификации —ћ ) могут воспользоватьс€ предпри€ти€ и ќ”.

”√Ќ“” планирует привлечь в качестве наблюдателей дл€ участи€ в партнерской программе вузы –еспублики Ѕашкортостан дл€ дальнейшего расширени€ программы вплоть до "ќ” Ц вузы –Ѕ Ц предпри€ти€".


Ћ»“≈–ј“”–ј

- ‘едеральна€ целева€ программа развити€ образовани€ на 2006 Ц 2010 годы. Ц ћ.: “÷ —фера, 2006. Ц 176 с. (ѕравова€ библиотека образовани€).

- ѕисаренко  .Ё.,  витко ¬.∆., Ѕуренин ¬.ј., Ўарафиев –.√. јнализ систематизаци€ процессов вуза с учетом требований »—ќ 9000. // »нформационные технологии в профессиональной де€тельности и научной работе: ћат. региональной научно-практической конференции …ошкар-ќла: ћар√“”, 2005. —тр. 113-117.

- ѕисаренко  .Ё., Ѕуренин ¬.ј., Ўарафиев –.√. ѕрименени€ метода структурирование функций качества дл€ определени€ показателей качества процессов вуза. // ќбразование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развити€: ћат. всероссийской научно-методической конференции ”фа: ”√»—, 2006. 3 с.

- ѕисаренко  .Ё., –.√. Ўарафиев, Ѕуренин ¬.ј. ћенеджмент знаний  и мониторинг качества образовательного процесса. //ћат. всероссийской конференции ”фа: ¬Ё√”, 2007. 7 с.

- ѕисаренко  .Ё., Ўарафиев –.√.,  витко ¬.∆., Ѕуренин ¬.ј., под редакцией –.Ќ. Ѕахтизина учебно-практическое руководство "ѕроцессы системы менеджмента качества высшего профессионального образовани€ и инструменты управлени€ ими" Ц ”фа: –»ќ –”Ќћ÷ ћќ –Ѕ, 2007 Ц 64 с.






“акже на сайте:
ќсобенности применени€ стандарта ISO 9001:2000 в проектных организаци€х
ѕсихологические аспекты менеджмента качества

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?