В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. (Джозеф М.Джуран)

Обеспечение вовлечённости персонала крупного предприятия в функционирование СМК

А.Д.Забежинский
ОАО "ЛОМО", Россия

Третьим принципом системы менеджмента качества (СМК) по международному стандарту ИСО 9000: 2000 является вовлеченность персонала всех уровней в деятельность организации. Требования МС ИСО 9001:2000 не могут быть выполнены без реализации этого принципа. Между тем, мировая практика показывает, что реализация именно этого принципа повсеместно вызывает наибольшие трудности. Дело в том, что эта проблема не может быть решена путём применения разрозненных мер. Только с помощью комплексного, системного подхода можно достичь положительного результата.

Особые сложности в достижении вовлечённости персонала – на крупном предприятии. Здесь часто имеет место синдром, который можно назвать синдромом морских глубин: даже когда на поверхности шторм, на определённой глубине – тишь да благодать. Нижние слои коллектива предприятия делают "своё дело", не придавая значения системе качества и не руководствуясь её принципами. Во избежание этого реализация третьего принципа СМК должна проводиться с применением ряда аспектов: информационного, воспитательного, экономического, организационного.

Информационный аспект

Персонал должен постоянно получать информацию о функционировании
 системы качества. Источниками информации должны быть:

- приказы и распоряжения руководителей;

- выступления на совещаниях, проводимых ими;

- регулярно проводимые занятия с персоналом;

- статьи в корпоративной прессе;

- сообщения по местной радиотрансляционной сети;

- другие источники информации.

Воспитательный аспект

Каждый сотрудник должен знать свою роль в функционировании СМК предприятия, причём его обязанности и ответственность за надлежащее выполнение этой роли должны быть закреплены документально.

Каждая неудача (любого значения), каждое возникшее затруднение должны быть подвергнуты анализу с целью выявления причин, а особенно того, несоблюдение требований какого именно элемента СМК явилось причиной неудачи.

Экономический аспект

Оплата труда, естественно, должна зависеть от его количества и КАЧЕСТВА. Но на крупных предприятиях обратные связи длинные, и эта зависимость опосредована. Следует в максимальной степени сокращать длину экономических обратных связей с тем, чтобы зависимость оплаты труда от его количества и качества, включая соблюдение требований СМК, была бы непосредственной.

Организационный аспект

Крупные предприятия построены как иерархические системы, включающие множество подразделений различного уровня. Такие системы не могут эффективно управляться без частичной децентрализации, без делегирования полномочий и без распределения ответственности. Всё это в полной мере относится и к управлению в области качества.

На ОАО "ЛОМО" эта частичная децентрализация реализована в следующих формах:

1 Ответственность за функционирование СМК в подразделениях и принцип лидерства распространены на руководителей всех подразделений.

2 В каждом подразделении действует собственное разработанное и утверждённое надлежащим образом Руководство по качеству, содержащее все элементы СМК, имеющие отношение к работе подразделения, учитывающие его специфику и не противоречащие элементам Руководства по качеству предприятия.

3 В каждом подразделении приказом его руководителя назначен его представитель по системе качества, действующий в соответствии с Положением о таком представителе, утверждённым генеральным директором, и ответственным перед назначившим его должностным лицом.

4 В каждом подразделении ежегодно принимается согласованная с помощником генерального директора по системе качества Программа совершенствования системы качества в подразделении.

5 В каждом подразделении по указанию его руководителя силами аттестованных аудиторов проводится от 3 до 6 внутренних аудитов по проверке функционирования СМК в подразделении с учётом её элементов, включённых в Руководство по качеству.

6 Руководитель каждого подразделения ежеквартально проводит анализ состояния функционирования СМК в своём подразделении в соответствии с разделом 5.6 ISO 9001 и с составлением отчёта.

Эти и другие подобные меры привели к осознанию персоналом роли СМК в достижении успехов в деятельности предприятия и его подразделений, осознанию того, что СМК является инструментом для достижения благосостояния персонала, к правильной мотивации его участия в поддержании и совершенствовании СМК и, в конечном счёте, к заинтересованности персонала в эффективном функционировании СМК.

Последнее обстоятельство неизменно отмечается аудиторами различных органов по сертификации при проведении ими сертификационных и инспекционных аудитов на предприятии.



Также на сайте:
Качество в сфере обслуживания: два измерения
Оценка качества менеджмента компаний

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?