Не бойся качества, бойся некачества.

Нужно ли строить на предприятии систему менеджмента качества?



В.Г. Елиферов


Множество российских предприятий попались в ловушку моды на сертификат ISO 9000.Часть из них потратило средства и ресурсы на самостоятельную постройку системы качества, часть доверилось сторонним специалистам, некоторые даже "получили" сертификаты у сертифицирующих органов сомнительного происхождения. На сегодняшний день можно сказать вполне определенно, что наличие сертификата о соответствии системы качества требованиям международных стандартов ISO серии 9000 не является гарантией того, что клиент имеет дело с фирмой, которая работает качественно.

Злую шутку с российскими предприятиями сыграло словосочетание "система качества". Специалисты среднего и старшего поколения хорошо помнят, как в нашей промышленности было распространено слово СИСТЕМА с различными довесками. Вспомните:

КСУКП – комплексная система управления качеством продукции;

СТПП - система технологической подготовки производства;

СКПП - система конструкторской подготовки производства;

ЕСКД и ЕСТД – которые, надеюсь, не нужно расшифровывать и т.д. и т.п.

Все эти системы, обросшие огромным количеством ненужных бумаг, воспринимались в реальном производстве как нечто чуждое, мешающее выдавать "штуки на-гора", особенно КСУКП. Поэтому когда руководитель произносил слова о необходимости построения на фирме "системы качества", эта система, по привычке, воспринималась как очередная "система" которая будет жить сама по себе, а реальная жизнь будет идти сама по себе.

Вместе с тем нашлись и в России руководители, которые поняли, что построить на предприятии отдельно взятую "систему качества" недостаточно – нужно перестроить ВСЮ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ. Только таким предприятиям удается добиться успеха в менеджменте. Подчеркну еще раз "в менеджменте", без упоминания о системе качества.

История развития международных стандартов в области качества с 1988 года до ISO 9000:2000 идет как раз по этому пути. Все начиналось со стандарта ISO 9001:1988 жестко регламентирующего, что должен держать под контролем поставщик продукции. Небольшие изменения, внесенные в 1994 году, сути стандартов не поменяли, более того появились отдельные специфические стандарты по услугам (ISO 9004-2:1991), программному обеспечению (ISO 9000-3:1991) и перерабатываемым материалам (ISO 9004-3). Похоже, что ИСО/ТК 176 признал за этими видами деятельности право на уникальность требований к качеству. Это должно было случиться при том подходе, который был заложен в основополагающем стандарте ISO 9001:1994 – " … проектирование и поставка соответствующей продукции." (Раздел 1). Еще больше запутал ситуацию выпуск стандарта ISO 9004-1:1994. Его структура настолько отличалась от основополагающих, что применять его можно было только  "кусочно-прерывисто".

Наконец 15 декабря 2000 года, была утверждена окончательная редакция ISO 9001:2000 года, основанная на процессном подходе к управлению "организацией" (предприятием). Изменилась ориентация стандартов с качества продукции на качество процессов. Впервые в основу стандарта легли принципы менеджмента процессов, продекларированные в ISO 9000-1:1994 (разделы 4.6-4.8). Произошло сближение, хотя еще не окончательное, принципов менеджмента качества (QM) и новой парадигмы менеджмента, сформулированной в последней книге Питера Ф. Друкера "Задачи менеджмента в XXI веке" (М.: Издательский дом "Вильямс", 2000): "Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определить, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация – коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв насилия, - имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации".

Выводы из вышесказанного достаточно прозрачны:

1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЖЕЛАЮЩАЯ ВЫЖИТЬ, ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СВОЕГО МЕНЕДЖМЕНТА.

2. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ, НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ.

3. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОЛЬКО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ И ДАЖЕ ВРЕДНОЙ.

Если вглядеться в ISO 9001:2000 внимательно, то можно увидеть в структуре стандарта и в Рисунке 1 (см. стандарт) классическую схему менеджмента процесса, с описанием Входа и Выхода, с составными частями по методологии 5М (ресурсами – по терминологии ISO).

Таким образом в нашем лексиконе появляется еще одно новое слово – ПРОЦЕСС. Что это такое? Как его определять и документировать? Сколько их может быть в организации и сколько должно быть? На сегодняшний день практика внедрения систем менеджмента качества невелика и эти вопросы являются ключевыми для организации принявшей решение о построении СМК и реинжиниринге (reengineering) бизнес-процессов.

В старой версии стандартов ISO серии 9000 роль методички по применению играл ISO 9000-2:1993 "Общие руководящие указания по применению ISO 9001 …". В новой версии некоторым подобием может служить ISO 9004:2000, но при некотором углубленном толковании ( и цитировании) статей ISO 9001:2000, этот стандарт имеет расширенное содержание в виде дополнительных подразделов 6.5 -:- 6.8.

Автором данной статьи разработана методология описания процессов в организации (предприятии), руководство которой приняло решение "жить по-новому". То есть руководство осознало необходимость перемен в системе менеджмента и готово разрабатывать и внедрять эти перемены.

В настоящий момент данная методология внедряется на предприятии ООО "НИТЭК-ПЛАСТ" в г. Дмитров Московской области. Краткое содержание методологии в ближайшее время будет размещено на этом сайте.

Заместитель генерального директора ООО "НИТЭК-ПЛАСТ" по качеству Елиферов В.Г.





Также на сайте:
Обеспечение вовлечённости персонала крупного предприятия в функционирование СМК
Качество в сфере обслуживания: два измерения

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?