Если спросить японского управляющего: "Какова ваша самая главная обязанность?" - он всегда ответит, что на первом или на одном из первых мест для него стоит сохранение занятости и улучшение условий жизни рабочих. Чтобы иметь возможность делать это компания должна получать прибыли. Получение прибылей никогда не будет занимать первого места в списке задач. Акио Морита

Менеджмент качества в строительных организациях

Е.А. Байда


Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)


Аннотация. В статье рассматривается вопрос создания и внедрения систем качества в строительных организациях, как эффективного механизма обеспечения конкурентоспособности на рынке.

Ключевые слова: система качества; строительство, конкурентные преимущества.




Строительство - одна из крупнейших отраслей экономики России, которая решает множество задач, как государственного характера (объем ВВП), так и социального - строительство и ремонт жилья для граждан. Поэтому, важность эффективного функционирования этой отрасли очевидна.

Строительный рынок- это открытая организационно-хозяйственная система, характеризующаяся следующими элементами:

  1. Субъектами строительного рынка, к которым относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, НИИ, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (заводы) - изготовители технологического, энергетического и другого оборудования, население.

  2. Объектами (предметами) рыночных отношений, которые включаю строительную продукцию, (здания, сооружения, объекты, их комплексы и др.), строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и иное оборудование, материалы, изделия, конструкции, капитал, рабочую силу, информацию и т. д.

  3. Инфраструктурой рынка строительного комплекса.

  4. Рыночным механизмом, который реализуется через соотношение спроса и предложения, а также государственного регулирования деятельности субъектов строительного рынка посредством налоговых обязательств, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т. д.

  5. Государственным контролем, который подразумевает регулирование и саморегулирование рынка, предполагает выделение инвестиционного (строительного) бизнеса в специальную отрасль хозяйственного законодательства и административного надзора.

В условиях рыночных отношений строительным организациям приходится сталкивать с множеством факторов, негативно влияющих на их деятельность (см. табл.1).

Таблица 1

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций (в % от общего числа строительных организаций) [6]

№ п/п Наименование факторов 2005г. 2006г. 2007г.
1 Высокий уровень налогов 47 50 42
2 Неплатежеспособность заказчиков 38 37 27
3 Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий 37 38 42
4 Недостаток заказов на работы 17 20 12
5 Конкуренция со стороны других строительных фирм 32 36 34
6 Недостаток квалифицированных рабочих 25 26 26
7 Нехватка и изношенность машин и механизмов 7 7 6
8 Высокий процент коммерческого кредита 11 15 13

Рассмотренные выше факторы, ограничивающие деловую активность, можно отнести к рискам строительных организаций.

Таблица 2

Классификация факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций по сферам проявления

№ п/п Конкурентные (рыночные) факторы Политические (государственные) факторы Экономико- хозяйственные факторы
1 Конкуренция со стороны других строительных фирм Высокий уровень налогов Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий
2 Недостаток квалифицированных рабочих Высокий процент коммерческого кредита Неплатежеспособность заказчиков
3 Недостаток заказов на работы
Нехватка и изношенность машин и механизмов

Для строительных организаций, с целью упорядочения представленных основных рисков, ограничивающих деловую активность, и быстрого их предотвращения может быть предложена следующая классификация (см. табл. 2):

  • конкурентные (рыночные) факторы - это факторы, которые характеризуют современные тенденции строительного рынка; к ним можно относить уровень конкуренции, спрос и предложение как на средства труда, так и на предметы труда, тенденции и возможности развития рынка и т.д.;

  • политические (государственные) факторы - это факторы, которые характеризуют политику государства при регулировании рыночных отношений и относительно субъектов рынка; в качестве примеров этих фактором можно назвать кредитно-денежную и  налоговую политику государства и т.д.

  • экономико-хозяйственные факторы - факторы, характеризующие экономическую и хозяйственную деятельность предприятия, т.е. это факторы, непосредственно влияющие на основные экономические показатели деятельности предприятия: прибыль, доход, себестоимость и т.д.

Если негативное влияние политических факторов достаточно трудно уменьшить, то факторами, влияющими на деятельность организации со стороны рынка и внутренними экономико-хозяйственными факторами можно достаточно успешно управлять и в какой-то степени предотвращать их с помощью эффективных механизмов стратегического управления организацией.

Одним из таких эффективных механизмов является система менеджмента качества (СМК, система качества) предприятия, которая дает конкурентные преимущества организации, обеспечивая следующее:

  • получение преимущества организации перед конкурентами при участии в тендерных торгах;

  • повышение имиджа организации в регионе и отрасли, а также в глазах иностранных и российских партнеров и инвесторов;

  • снижение непроизводительных затрат;

  • обеспечение качества продукции и услуг;

  • совершенствование системы управления организации и повышение ее эффективности;

  • повышение ответственности и дисциплинированности персонала.

Все выше названное особо актуально для строительства, так как оно непосредственно связывает свою деятельность с тендерными торгами, и получить тендер на производство работ - это задача организации, обеспечивающая ее прибыльность.

Еще одним важным фактором конкурентоспособности является имидж организации. Так как в настоящее время строительная отрасль динамично развивается и на рынке появляется достаточно много организаций занимающихся данной деятельностью, чтобы достойно противостоять довольно сильной конкуренции, строительным организациям стоит серьезно подходить к вопросу создания своего имиджа в глазах заказчиков, инвесторов и непосредственно потребителей строительной продукции.

СМК - это основная составляющая системы управления организацией, направленная на обеспечение качества и эффективности деятельности всей организации, за счет обеспечения качества процессов организации, не только производственных, но и управленческих, и организационных. СМК направлена в первую очередь на ориентацию деятельности организации на удовлетворение требований потребителей, что в свою очередь обеспечивает снижение непроизводительных затрат и улучшения качества производимой продукции и услуг.

Так как СМК - это система управления, то ее эффективное функционирование позволит оптимизировать все бизнес-процессы в организации и  обеспечить качество их выполнения.

С 1 января 2009 года в России согласно Федеральному закону № 148 [2] прекратилась выдача строительных лицензий. На смену им должны прийти саморегулируемые организации (СРО). Лицензирование предлагается заменить также другими способами подтверждения возможностей организаций осуществлять те или иные виды работ в сфере строительства [1].

Это предложение основывается на том, что в современных условиях в нормативно-правовой документации многих стран все шире применяется понятие "техническое регулирование", объединяющее правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований и применения на добровольной основе обязательных требований к продукции, процессам, работам, услугам и по оценке соответствия этим требованиям в любых формах.

В соответствии с законом [1] система технического регулирования строительства требует серьезного реформирования в соответствии с условиями рыночной экономики. Одним из основных принципиальных положений нового закона, отличающих его от отечественной и зарубежной практики строительного нормирования, является то, что федеральные органы исполнительной власти с 1 июля 2003 года смогут утверждать технические нормы только добровольного, но не обязательного характера.

Это является актуальным в свете того, что характер строительного производства и рынка строительных материалов за последние годы сильно изменился - появились новые прогрессивные технологии, современные строительные материалы,  методы организации производства и т.д. Все это привело к изменению и самих характеристик, возводимых зданий и сооружений. Рынок недвижимости стал ориентироваться не только на требования потребителя со средним достатком, приобретающим типовые квартиры в типовой микрорайонной застройке, но и на потребителей с более высокими доходами, которые стремятся удовлетворять свои индивидуальные, специфические потребности.

Поэтому, тот факт, что федеральные органы исполнительной власти будут утверждать технические нормы только добровольного характера, расширит возможности строительных организаций удовлетворять особенные, специфические или индивидуальные требования потребителей, что расширит строительный рынок за счет разнообразных конструктивных, архитектурных и объемно-планировочных решений проектов.

Данный закон также принципиально изменяет отношения в области обеспечения безопасности и качества продукции и услуг в России. Одно из его главных положений - это разделение ответственности между участниками рынка: государство снимает с себя ответственность за качество, полностью возлагая ее на производителей продукции. При этом усиливается ответственность государства за безопасность продукции.

Это можно объяснить тем, что современное понятие качества, особенно в строительстве постоянно меняется, в зависимости от изменений потребностей и  возможностей потребителей, поэтому, определить понятие "качество"  и критерии его оценки однозначно нельзя. Строительная организация взаимодействует с потребителями и другими факторами ее внешней среды (конкурентами, поставщиками, инвесторами и т.д.) и поэтому Толька она сама может определить, что такое качество для ее потенциальных и реальных клиентов.

Многие специалисты в области строительства говорят о том, что лицензия - как государственное разрешение заниматься определенного вида деятельностью в принципе ничем не может быть заменена. А под заменой они понимают поиск некоего эквивалента лицензии как документа, подтверждающего способность организации качественно и ответственно выполнять определенные виды работы или оказываемых услуг и такой документ должен служить ориентиром для лиц, принимающих решения о привлечении той или иной организации к выполнению работ. Некоторые специалисты считают, что этим документом вполне может стать сертификат соответствия СМК требованиям стандартов [3, 4], что можно оспорить.

Если разобраться в сущности понятий, то можно увидеть, что под лицензией понимают разрешение на определенный вид деятельности, система качества - это подсистема управления в организации, а сертификат соответствия данной системы требованиям стандарта - это документ, подтверждающий соответствие СМК, требованиям, заявленным в нормативной документации на эти системы. Поэтому говорить о сертификате как о замене лицензии, для строительных организаций не целесообразно, т.к. у этих документах разное назначение (см. табл.3).

Таблица 3

Основные отличительные особенности строительной лицензии и сертификата соответствия СМК

Показатели Лицензирование СМК
1. Назначение Обеспечение безопасности продукции, получение разрешения на определенный вид деятельности в строительстве Обеспечение качества деятельности организации (ее процессов, услуг, продукции)
2. Важность Обязательное условие деятельности строительной организации Создается и внедряется на добровольных условиях
3. Период реализации В начале деятельности организации Создается, после того как организация была создана, успешно работает, имеет определенный опыт деятельности
4. Применяемость Для любых строительных организаций: крупных, малых, средних В основном для крупных и средних.

При замене лицензии сертификатом соответствия возникнут следующие наиболее важные проблемы для строительных организаций:

  • во-первых, возможность внедрить и сертифицировать СМК будет в основном у крупных и средних строительных организаций, т.к. они обладают необходимым количеством ресурсов, при этом малый строительный бизнес не сможет осуществить данный процесс из-за отсутствия таковых;

  • во-вторых, у строительных организаций, которые только начинают свою деятельность появятся сложности, т.к. внедрить СМК на начальном этапе производственной деятельности сложно в связи в отсутствием, как необходимых ресурсов, так и производственного опыта и связей.

Все выше перечисленные проблемы приведут к сокращению на рынке мелких строительных организаций, что, следовательно, снизит конкуренцию и соответственно качество производимой продукции, работ и услуг, так как доля малых строительных организаций составляет в среднем 85% (см. табл. 4).

Что касается крупного и среднего строительного бизнеса, то здесь появится характерная черта СМК для большинства российских организация - это ее формальность, т.е. существование и функционирование СМК только на бумаге.

Таблица 4

Структура действующих строительных организаций по формам собственности [6]


Число строительных организаций, всего в том числе с численностью работников до 100 человек
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.
Всего 112640 122441 108424 118249
в том числе по формам собственности: 1877 1759 1255 1229
- государственная 685 692 558 572
- муниципальная 106628 116164 103737 113168
- частная 2004 1715 1556 1303
- смешанная российская 1446 2111 1318 1977

Таким образом, можно сделать выводы по данной работе:

  1. Важность внедрения СМК в строительстве очевидна в свете новых положения закона [1], который устанавливает ответственным за качество работ, продукции и услуг производителя. Но СМК не должно заменить лицензию, т.к. ее отмена приведет сокращению на рынке мелких и многих средний строительных организаций, что ослабит конкуренцию, а,  как известно, наибольшую эффективность имеет рынок, где действует малый и средний бизнес.

  2. Замена строительной лицензии сертификатом соответствия СМК на практике не целесообразно, т.к. у этих двух документов разное назначение. Первый документ должен разрешать организации проводить СМР, а второй - должен подтверждать наличие в организации системы управления, направленной на повышение эффективности ее деятельности. Причем эти два документа должны действовать совместно, причем СМК должно в обязательном порядке предусматривать наличие у строительной организации разрешение на ее деятельность (например, лицензии).  

  3. СМК в первую очередь должна быть механизмом обеспечения конкурентоспособности строительной организации на рынке. Определять ее имидж и служить механизмом, который позволит ограничить влияние факторов негативно влияющих на деловую активность строительных организаций.


Библиографический список.

  1. Федеральный Закон РФ от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом регулировании" // Российская газета. - 2002. - № 245.

  2. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 №148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. - 2008. - № 4715.

  3. ГОСТ Р ИСО-9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования / Госстандарт России. - М: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.

  4. ГОСТ Р ИСО-9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности / Госстандарт России. - М: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 45 с.

  5. Мамедов Т.И., Каммерер Ю.Ю. О сертификации работ и услуг, выполняемых организациями в сфере строительства / Т.И. Мамедов, Ю.Ю. Каммерер // Информационный вестник РОССТРОЯ. - 2006. - №.3. - Режим доступа: http://certif.org/wstat/info1.html.

  6. http://www.gks.ru.


От редактора:

Тема менеджмента качества в строительстве достаточно активно обсуждается профессиональным собществом. Отчасти потому, что деятельность эта достаточно жестко регламентирована, и адаптация требований международных стандартов к отечественным реалиям вызывает много вопросов.

К сожалению, намного меньше обсуждаются проблемы внедрения систем менеджмента качества в сфере услуг (в том числе, непосредственно связанных с тем же строительством). Хотя, например, тот же интернет магазин плитки точно так же заинтересован в том, чтобы его деятельность максимально соответствовала ожиданиям заинтересованных сторон. В общем-то очевидно, что конечные розничные покупатели той же каремаческой плитки, керамогранита и т.п. гораздо сильнее ощущают качество сервиса и быстрее на него реагируют, что непосредственно сказывается на прибыли.





Также на сайте:
О культуре консалтинга
Управление бизнес-процессами: описание сменяется контроллингом

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?