Примеры ничему не учат, если они не рассматриваются с помощью теории. Многие просто ищут примеры, чтобы скопировать их. (Уильям Эдвардс Деминг)

Менеджмент качества и корпоративное управление



Кирилл КРАВЧЕНКО

Систему менеджмента можно считать издревле существовавшим направлением развития. Отсчет истории управления можно вести с сотворения мира, а история менеджмента (управления) как научная дисциплина, зародившаяся в США, насчитывает почти полтора века. Система менеджмента связана с универсальными административными задачами, общими и функциональными проблемами управления корпорациями (организационные структуры, финансы, экономика, коммерция, организация производства, логистика, персонал, информационные потоки и др.). Именно на этом направлении идет поиск новых моделей для построения систем управления. Сегодня в мире существует много различных подходов к построению и стандартизации систем менеджмента (ИСО 9000, TQM, TPS, Lean Production и т.д.). Как показывает анализ деятельности лидеров мировой экономики (прежде всего японских, американских и южнокорейских компаний), все наиболее эффективные модели управления тем или иным образом связаны с управлением процессами и культурой постоянного совершенствования (кайдзен).


img1

Корпоративное управление уходит своими корнями во времена первых промышленных революций в Англии, но как самостоятельное направление выделилось из регулярного менеджмента несколько десятков лет назад. Корпоративное управление сосредоточено на регулировании отношений по линии "собственники - менеджеры - инвесторы". Его задачи: организация работы советов директоров и взаимодействие компании с акционерами, формирование деловой этики, утверждение стратегии и контроль за ее реализацией, а также надзор за деятельностью исполнительных органов компании. На практике корпоративные органы управления чаще всего нацелены на разработку долгосрочной стратегии развития основного бизнеса и контроль за ее реализацией. При этом повышенное внимание уделяется достижению запланированных количественных показателей, а выбор методов и инструментов для их достижения остается на усмотрение исполнительных органов. Корпоративные органы, безусловно, не должны вмешиваться в оперативные вопросы управлений, так как это приводит к смешению корпоративного и операционного управления, но они могут и должны принимать участие в выборе модели управления, поскольку правильный выбор модели - одно из принципиальных условий реализации разработанной стратегии развития бизнеса.

В связи с этим рассмотрим следующие вопросы: как можно построить эффективную систему менеджмента? как система менеджмента и корпоративное управление влияют друг на друга?

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Как показывает статистика ведущих консалтинговых компаний, наиболее известно построение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии со стандартами ИСО серии 9000. Концепция современной версии этих стандартов основана на процессном подходе, согласно которому работа предприятия описывается в виде ряда взаимосвязанных процессов. Управляя ими через мониторинг и постоянную корректировку, предприятие совершенствует собственную деятельность.

Если проанализировать влияние основных факторов СМК на реализацию основных функций корпоративного управления, то все взаимодействие можно систематизировать в таблице, из которой видно, что каждый компонент СМК оказывает определенное влияние на одно из направлений корпоративного управления. Например, проектирование процессов помогает точнее сформулировать стратегию по каждому направлению деятельности компании, а аудит СМК по критериям эффективности и результативности способствует повышению точности и прозрачности внутреннего контроля. Он также снижает риски появления несоответствий на самых ранних стадиях реализации. Работающая СМК может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности компании и катализатором улучшения других управленческих инструментов, включая корпоративное управление. Благодаря документированию, контролю, анализу и периодическому пересмотру ключевых производственных и управленческих процессов обеспечиваются прозрачность, лучшая управляемость и контроль за деятельностью компании.

Влияние основных факторов интегрированной системы менеджмента на реализацию основных функций корпоративного управления
Элементы интегрированной системы менеджмента Результат для организации Влияние на основные функции корпоративного управления
Стратегическое планирование Внутренний контроль и управление рисками
Политика в области качества Определение основных принципов и ценностей действующей в компании системы менеджмента и ее связь со стратегией компании

Ответственность руководства Точное понимание роли руководства компании в обеспечении результативности и эффективности системы менеджмента

Цели по качеству Установление целей функционирования системы менеджмента

Процессы Создание механизма реализации политики и достижения поставленных целей компании

Аудит системы менеджмента Установление процессов периодического аудита системы менеджмента

Непрерывные улучшения Непрерывные улучшения системы менеджмента и механизм управления рисками

Мониторинг и анализ системы менеджмента Возможность сравнения компании с мировыми лидерами отрасли и экономики, признание партнеров и клиентов, улучшение репутации компании

Но СМК способствует не только повышению операционной эффективности и снижению рисков собственников. Другая важная сфера влияния системы - повышение стоимости компании, что является также одной из ключевых задач корпоративного управления. Если собственник ставит своей целью повышение стоимости предприятия (для дальнейшей продажи, капитализации, привлечения инвестиций и пр.), то получение сертификата на систему менеджмента качества по стандарту ИСО 9001 может стать эффективным инструментом для достижения данной цели. По данным исследований, система менеджмента качества, выстроенная в соответствии с требованиями этого международного стандарта, реально увеличивает стоимость предприятия на 5% и более, а по данным международного органа по сертификации Det Norske Veritas - в среднем на 10%.

Сам факт наличия международного сертификата на СМК имеет решающее значение при привлечении инвестиций, так как это повышает уровень надежности и доверия к предприятию со стороны потенциальных инвесторов, значительно снижает риски при оказании ему инвестиционной поддержки и является своего рода гарантией для инвестиционных компаний. Работа с предприятием, имеющим международный сертификат по стандарту ИСО 9001, считается менее рискованной благодаря двум ключевым факторам: внутренней структурированности и упорядоченности деятельности предприятия, большей прозрачности системы управления; периодическому внешнему контролю со стороны независимой авторитетной сертификационной компании (подобно аудиту финансовой отчетности внешним аудитором).

Принимая решение о целесообразности инвестиционных вложений в компанию, потенциальные инвесторы чаще всего полагаются на оценку ее стоимости, выполненную при помощи доходного подхода, в рамках которого используется метод дисконтирования денежных потоков, которые принесет этот бизнес в будущем. При такой оценке стоимости компании наличие международного сертификата способствует увеличению стоимости благодаря двум факторам - снижению рисков будущих доходов и предполагаемому росту объема будущих денежных потоков, вследствие роста удовлетворенности и лояльности потребителей, что ведут к увеличению объемов продаж.

Также важно учитывать тот факт, что обоснованная рыночная стоимость компании складывается из стоимости как материальных, так и нематериальных (неосязаемых) активов, включая деловую репутацию, клиентскую базу, торговые марки, номенклатуру производимой продукции и др. Эти факторы не выделяются отдельно и не учитываются в отчетности предприятия, но они создают реальные экономические выгоды. Построение системы менеджмента качества позволяет в значительной степени улучшить такую составляющую нематериальных активов компании, как деловая репутация. В то же время сама сертифицированная СМК является одним из нематериальных активов.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ

Помимо роста текущей эффективности бизнеса, повышения стоимости компании и повышения качества продукции, СМК способствует улучшению ряда других факторов развития компании, которые перечислены ниже.

Производительность труда. Внедрение СМК предполагает вовлечение персонала в деятельность по повышению качества, что дает возможность более полно и эффективно использовать способности, знания, умения и навыки сотрудников. Вовлечение персонала в управление качеством и специально выстроенная система стимулирования повышают удовлетворенность сотрудников и соответственно позитивно влияют на результаты их деятельности.

Себестоимость продукции (услуг). Выстраивание системы менеджмента качества позволяет снизить затраты компании на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями. Эффективная СМК позволяет также снизить затраты на управление. В частности, документирование ключевых процессов деятельности компании способствует их лучшей управляемости; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечивают их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответственности персонала позволяет создать механизмы контроля над исполнением обязанностей и с помощью специальных мер предотвратить отрицательные результаты. В итоге компания становится более прозрачной для своих руководителей и (при необходимости) - для внешнего окружения, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений.

Реорганизация бизнеса. Система менеджмента качества может быть использована как эффективный инструмент не только для совершенствования системы управления, но и для ее существенной реорганизации. Это значительно облегчает процесс внедрения нововведений в компании. Позиционирование СМК как "легенды изменений" при проведении реорганизации компании существенно снижает сопротивление изменениям со стороны персонала.

Использование аутсорсинга. Выстраивание деятельности предприятия в соответствии с процессным подходом подразумевает наличие документально оформленных результатов деятельности процессов, а также инструментов определения эффективности каждого процесса. Это позволяет оценить выгоды от передачи некоторых подпроцессов сторонним производителям (аутсорсинг). Компании могут использовать услуги других организаций с целью снижения затрат (конечно, при условии сохранения текущего качества продукции) или для максимального повышения качества продукции при заданном уровне расходов. К примеру, стоимость услуги ИТ-аутсорсинга для небольшой компании, как правило, будет меньшей, нежели найм в штат соответствуещей квалификации специалиста.

В итоге предприятие получает возможность снижать цены, благодаря чему увеличивать объем продаж, повышать финансовую устойчивость бизнеса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ СМК В КРУПНОЙ КОМПАНИИ

Организационно-экономический анализ успешных примеров использования системы менеджмента качества в японской и европейской промышленности, а также собственный опыт внедрения и развития системы менеджмента качества в крупных компаниях химического и нефтегазового секторов промышленности позволяют сформулировать ряд ключевых факторов успеха, наличие которых должны обеспечить руководители компаний, вступающих на путь создания СМК.

  •  Лидерство высшего руководства в процессе внедрения нового подхода, начиная с совета директоров и генерального директора (президента).

  •  Создание организационной вертикали управления проектом с непосредственным ее подчинением первому лицу компании.

  •  Массовое обучение и информирование сотрудников.

  •  Мотивированное вовлечение большинства сотрудников в работу по повышению качества.

  •  Соблюдение принципа разумной достаточности в области регламентации деятельности.

  •  Привлечение внешних консультантов только по наиболее сложным вопросам при сохранении ответственности за построение общей системы за менеджментом компании.

  •  Регулярное обновление процессов и процедур, эффективная обратная связь.

Ряд авторитетных зарубежных исследователей в области менеджмента попытались сформулировать ориентировочные признаки успешности крупной компании будущего. Они сводятся к следующему:

  • включение в число 200 крупнейших компаний по рыночной капитализации или в списки типа Global-500, причем одновременно по нескольким параметрам: капитализации, обороту, прибыли и численности работающих;

  • отношение объемов нематериальных активов корпорации к материальным должно быть минимум 2:1;

  • осуществление не менее 30% оборота через экспортно-импортные операции, обеспечение межкультурного развития;

  • присутствие (разработки и исследования, производство и распространение товаров и услуг, торговля акциями) во всех основных мировых экономических зонах;

  • веб-стиль ведения бизнеса;

  • соблюдение не только обязательных, но и основных добровольных международных стандартов.

Те корпорации, которые не следуют международным правилам, становятся изгоями. Чтобы этого не произошло, уже сегодня более 900 тыс. организаций по всему миру используют менеджмент качества в своей деятельности, что фактически сделало СМК универсальным международным стандартом ведения бизнеса. Сегодня по пути использования принципов, заложенных в стандартах ИСО, идут не только коммерческие организации, но и крупные государственные структуры в таких странах, как Япония, Австралия, Франция и др., у которых уже есть существенный опыт успешного внедрения данного стандарта.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Эффективная СМК напрямую влияет как на общую эффективность развития компании и увеличение ее стоимости, так и на эффективность развития отдельных компонентов организации и прежде всего - на корпоративное управление.

Система менеджмента качества способствует реализации долгосрочной стратегии развития компании, что является первостепенной задачей всей организации и главной функцией корпоративных органов управления. Именно поэтому вопросы, связанные с выбором модели и построением системы менеджмента компании, должны обязательно включаться в перечень стратегических вопросов, подлежащих рассмотрению корпоративными органами управления.

Лучшие управляющие компании 2007 года
№ п/п Управляющая компания Значение коэффициента Привлеченные в фонды средства, млн р. Средняя доходность фондов, % Количество фондов - участников рейтинга
1 УК Росбанка 1.986 2 223.25 12.93 3
2 Альфа Капитал 1.266 5 503.65 19.20 8
3 Газпромбанк - Управление активами 0.743 1 653.87 9.03 4
4 Ренессанс Капитал 0.719 1 725.90 8.79 4
5 Лидер 0.384 1 283.58 9.31 4
6 Райффайзен Капитал 0.378 1 100.08 9.11 4
7 КИТ Фортис Инвестментс 0.260 2 024.76 8.60 10
8 УК Банка Москвы 0.246 1 567.47 13.89 10
9 ОТКРЫТИЕ 0.210 340.28 14.97 2
10 Либра Капитал 0.192 303.79 4.29 2
11 Северо-западная управляющая компания 0.190 400.72 4.03 3
12 Энергокапитал 0.151 125.04 14.78 2
13 СибиряК 0.132 144.29 9.35 1
14 Альянс РОСНО. Управление активами 0.062 21.86 7.25 4
15 Меркури Кэпитал Траст 0.059 71.12 5.64 2


Опубликовано в "Стандарты и качество"





Также на сайте:
Полезная модель EFQM: Профилактика системы управления
Что такое "мониторинг" и "измерение процесса"?

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?