У некоторых людей есть тысячи причин, почему они не могут сделать то, что хотят, в то время как все, что им нужно, - это одна причина, почему они могут сделать. (Мери Френсис Берри)

Измерение информационного качества

Лидия де ла Торре, Мария Тереза Терамо
Аргентина

Введение

Выбирая события в момент записи информации, журналисты быстро принимают множество решений. Каждое из них требует применения критериев оценки. "Хорошая" журналистика зависит от такого "хорошего" выбора / отбора, который по ходу процесса журналистского производства постепенно преобразует события в новости. Что же означает, в таком случае, хороший выбор? Он означает выбор событий, удовлетворяющих требованиям / параметрам / характеристикам новостной ценности, относящимся к природе новостного продукта.

Наше исследование показывает:

a) степень, в какой параметры новостной ценности присутствуют в новостной продукции,

b) параметры новостной ценности, которые применили бы читатели, если бы им пришлось принимать решение за журналиста, и

c) степень, в какой параметры качества новостного продукта приближены к читательским критериям качества. Разрыв между предложением и спросом позволяет нам выявить в информационном процессе виды деятельности, подлежащие коррекции.

С этой целью мы применили два инструмента оценки: VAP (журналистская добавленная стоимость) и PCP (восприятие журналистского качества). Первый позволяет нам наблюдать присутствие критериев новостного качества в конечном продукте. Второй заключается в разработке имитации, когда читатель, став журналистом, принимает решения, в скрытом или открытом виде требующие использования критериев или параметров качества, составляющих часть процесса производства новостей.

Эти стратегии измерения позволяют нам поразмышлять над созданием и восприятием новостей, учитывая сказанное Международной организацией по стандартизации (ИСО): "все свойства и характеристики продукта или услуги включают способность удовлетворить заранее выявленные или скрытые потребности".

Данное исследование составляет часть "Программы измерения журналистского качества", разработанной Институтом социальной коммуникации "Universidad Catòlica Argentina" (Аргентинского католического университета). На первом этапе осуществления Программы мы анализируем качество информационного продукта в двух газетах общенационального уровня, крупнейших в Аргентине, если исходить из широты их распространения – "Clarín" и "La Nación", информационное качество с точки зрения читателей, а также анализируем, в какой мере то, что предлагают средства информации, удовлетворяет требованиям пользователей. Результаты этого этапа изложены в настоящем докладе.

Качество новостных услуг

Проблемы, связанные с качеством информации и ее восприятием читателями, стали заботить значительную часть журналистов, рассматривающих информацию как продукт. Они утверждают, что, раз информация является продуктом, то потребители этого продукта определяют его качество. Американский журналист Кевин Маккензи говорит: "Промышленники поняли, что путь к достижению качества труден. Я больше двадцати лет пишу статьи в газетах, и никто никогда не спросил моих читателей, хороша ли моя работа. Вознаграждение, получаемое журналистами, определяется их товарищами по профессии, а не читающей публикой." И он заключает: "Ныне определение качества зависит от решения читателя, который держит в своих руках судьбу журналистики."

Если информация является продуктом, можем ли мы определить читателя газеты как потребителя? Эти читатели не рассматривают себя как потребителей продукта, они выбирают газету согласно своим интересам, предубеждениям и пристрастиям, однако газета тоже выбирает своих читателей; происходят взаимный отбор и взаимная адаптация. Читатели газеты представляют своего рода делового клиента, однако очень специфического рода, который далек от типичного определения потребителя.

В условиях, когда читатели газеты не подходят под классическое определение потребителя, PCP измеряет различные характеристики, которые обычно принимаются во внимание при оценке качества других продуктов – такие, как уровень удовлетворенности, эстетические предпочтения, профиль потребителя или ниша возможностей. PCP был структурирован согласно требованиям новостной ценности с тем, чтобы измерить восприятие качества читателями.

Производство новостей является результатом процесса, в который вовлечены знание интересов и потребностей читателей и способность журналиста поставлять и обрабатывать информацию без искажения фактов, отбирая и иерархически структурируя порцию новостей. Чтобы средство коммуникации могло работать результативно и тем самым способствовать социальному развитию и демократии, оно должно определить показатели качества, входящие в процесс производства. Качество информационного продукта будет усматриваться в:

a) понимании показателей и соответствии им,

b) потребности рассматривать процесс с точки зрения добавленной ценности,

c) достижения результатов в части функционирования и эффективности процесса и

d) непрерывного улучшения процессов на основе объективного измерения.

Показатели качества или новостные ценности

Каковы показатели качества в процессе производства новостей?

Ответ был найден в исследованиях по созданию новостей, которые определяют важность и критерии новостной ценности событий с учетом потребностей читателей.

Событие должно быть ценным с точки зрения новостей, т.е. оно должно отвечать набору новостных ценностей, которые «являются связанными с релевантностью критериями, рассеянными по всему процессу производства: иначе говоря, это [критерии, которые] присутствуют в отборе новостей и также влияют на последующие фазы процесса, но обладают различной степенью важности».

Новостные ценности работают как практические правила, вытекающие из профессионального знания и полезные в качестве руководства как при отборе материала, так и при его представлении читателям, подсказывающие, что следует выделить, а что опустить. Определение новостных ценностей тесно связано с образом читателей, сложившимся у журналистов, иначе говоря, со способом, каким журналист определяет степень значимости новостного материала для читателей. Существуют новостные материалы, увлекающие читателей потому, что они непосредственно влияют на их повседневную жизнь; другие воздействуют на них эмоционально, хотя не меняют их повседневную жизнь; третья группа новостей воздействует на читателей потому, что соответствующие события затрагивают других людей; наконец, есть некоторые новостные материалы, оставляющие их безразличными, потому что это происходит с другими и не влияет на них.

Показатели, относительно которых согласны аналитики в области создания новостей, следующие: близость, воздействие и релевантность. Эти показатели подразумевают, что заинтересованность читателей растет, когда событие географически близко к ним и / или эмоциональное воздействие сильнее, и / или число людей, вовлеченных в событие или задетых им, больше.

Другая новостная ценность относится к актуальности события – требуется решить, какие события должны быть опубликованы немедленно, а какие можно определить как бессрочные, другими словами, опубликовать их в иное время. Чем короче время между событием и его публикацией, тем актуальнее новостной материал. Таким образом, текущие дела всегда публикуются позже остальных новостей. Журналисты подчеркивают этот момент, однако, согласно Дж.Фуллеру, этот критерий образует тенденцию в информировании, которую он называет "предрассудком немедленности".

Наконец, равновесие или беспристрастие новостного стандарта составляет еще одну новостную ценность, поскольку может случиться, что, несмотря на малую значимость новостного материала, его неопубликование нарушило бы равновесие информационного продукта в целом.

Совокупность новостных ценностей должна включать источники информации, образующие первопричину и основу новостей, поскольку "информативная мощь газеты проявляется […] в числе, качестве и плюрализме ее источников информации". Следовательно, доступ к надежным источникам и беспристрастное отношение к ним в каждом новостном материале образуют новостную ценность и ключевой фактор с точки зрения качества информации.

"Важно подчеркнуть, что новостные ценности оцениваются в их взаимных и перекрестных связях с помощью "наборов" факторов – классифицированных и комплементарных друг другу, не принимающихся в расчет по отдельности; каждый новостной материал требует оценки (по крайней мере, автоматической или бессознательной) доступности или надежности источников, важности или интереса события, его новизны, не говоря о критериях, относящихся к продукту, средствам коммуникации и формату."

После того, как были найдены показатели, влияющие на журналистское качество, встал вопрос, как их измерить в продукте и как наблюдать их через потребителя. Это потребовало переноса критериев качества на измерительные инструменты – VAP и PCP.

Показатели были сгруппированы по двум направлениям: процессу отбора информации и процессу создания новостей.

Процесс отбора состоит из индикаторов избирательности (актуальности, близости, воздействия, релевантности), индикаторов доступа (источников) и индикаторов, связанных с беспристрастностью издательского стандарта. Процесс создания включает индикаторы стиля, содержания и выделения.

img1.jpg

Выявив показатели и разработав инструменты, мы приступили к наблюдению новостных ценностей и, следовательно, к определению, в какой мере газеты удовлетворяют требованиям по качеству и потребностям своих потребителей; таковы ли читатели, какими их представляют журналисты, используют ли они те же критерии, что и журналисты, когда решают, что составляет новостной материал, а что нет, и классифицируют ли они новости по тем же критериям, какими пользуются журналисты.

Качество журналистской информации: единица новостного материала и читатели

Показатели качества, которые сравнивались на продуктах и их читателях, были следующими: тип новостей, происхождение информации, близость, воздействие, релевантность, типы источников, беспристрастие стандарта, нарративная структура, квалификация ценности, исходные данные, последовательность и наблюдения журналиста внутри новостного материала, ядро информации, фокус новостей, графические ресурсы.

Из сравнения между качественными признаками, обнаруженными в журналистском продукте, и теми, которых требовали читатели газет в деловом центре Буэнос-Айреса, были сделаны следующие основные выводы:

Газеты предпочитают актуальные новости, читатели – бессрочные. Можно заключить, что читатели не ищут в газетах немедленного освещения событий, поскольку получают текущую информацию через другие средства информации, такие, как телевидение, радио и Интернет, которые быстрее передают новости. Критерий новостной ценности "новизна / актуальность", похоже, больше не выступает в качестве ценности журналистского качества в процессе отбора событий для печатных средств информации. Кроме того, это указывает на изменившуюся роль газеты, превращающейся в средство более глубокого анализа информации.

Хотя создание собственных новостных материалов рассматривается как критерий качества, оказалось, что оно не релевантно ни для газет, ни для их читателей. Можно заключить, что происхождение информации не является решающим критерием при определении качества единицы новостного материала. Не "газеты" и "журналисты" обладают информацией, а "другие голоса – источники –, обеспечивающие информацией газету".

Читатели выбирают эмоционально более релевантные события, чем газеты, которые, таким образом, отходят от одного из наиболее всеобщих критериев журналистского качества. Можно заключить, что нарушение равновесия в этом критерии качества по вине газет вызвано относительной скудостью потока новостей с высоким эмоциональным зарядом, достигающего редакций газет, или недооценкой этого критерия журналистами при отборе.

Газеты и читатели ведут себя сходно в отношении критерия близости событий. Как было установлено исследованиями по созданию новостей, и те, и другие предпочитают географически более близкие новости.

Читатели предпочитают новости, касающиеся большего числа людей – новости с последствиями для страны и / или региона, в то время, как газеты больше места уделяют новостям, затрагивающим отдельные сегменты общества или особые группы. Читатели ближе к тому, что создание новостей определяет как качество. Можно задаться вопросом о причинах, заставляющих журналистов отбирать события, последствия которых отражаются на небольших сообществах. Хотя окончательный ответ отсутствует, можно заключить, что средства информации при отборе исходят из намерения предоставить пространство определенным сегментам общества / меньшинствам.

Газеты подают подавляющую часть своих новостей, пользуясь нарративной структурой перевернутой пирамиды; читатели в основном выбирают хронологически выстроенное повествование. Читатели ближе к текущим критериям качества, чем газеты, которые все еще держатся за технологически устаревшую нарративную структуру.

Читатели, придавая большее значение включению последствий в новостные материалы, подходят ближе к критериям качества, чем газеты.

В то время, как читатели придают большее значению отражению в новостях последствий, чем исходных условий, журналисты больше ценят предшествующие события.

Читатели придают большее значение контекстуализации информации и, таким образом, ближе подходят к критериям качества, чем газеты. Контекстуализация информации добавляет качество новостному продукту потому, что позволяет лучше понять новостной материал, предоставляя читателю данные об исходных условиях и последствиях фактов.

Газеты и читатели в 50% случаев согласились друг с другом о необходимости присутствия в новостях наблюдений журналиста. Следует помнить, что "наблюдение" не означает "мнение". Этот индикатор подходит тем, кто верит в контекстуализацию. Наблюдения журналиста включают интерпретацию данных и их включение, среди прочего, в общественный, исторический и политический контексты. Следовательно, посредством этого индикатора мы можем измерять способность журналистов, которые не выступают простыми передатчиками информации, а обрабатывают ее, что требует профессиональной подготовки и обучения.

Что касается ядра информации, читатели ближе газет подошли к критериям качества, т.к. предпочитают единицы новостного материала, которые демонстрируют факты вместо спекуляций на их тему.

В то время, как газеты смотрят на новость с точки зрения конфликта, читатели заинтересованы в информации, освещающей человеческий интерес. Хотя газеты ценят конфликт больше других подходов – как можно наблюдать в профессиональной практике –, читательский интерес требует пересмотра этого критерия качества.

В отличие от читателей, которые не считают, что фотографии добавляют новости ценность, газеты переоценивают фотоматериал. С другой стороны, они не придают большого значения картам и компьютерным графикам – элементам, ценимым читателями за то, что они помогают понимать новости.

В целом читатели, играя роль журналиста, принимают решения, более близкие к показателям качества, установленным профессиональной практикой, чем решения, принимаемые газетами.

Газеты могут улучшить качество журналистской продукции, постаравшись сократить разрыв между продуктом и требованиями путем применения VAP и PCP.

Было доказано, что VAP и PCP позволяют нам идентифицировать сильные и слабые стороны каждого средства коммуникации, являясь также полезными инструментами диагностики качества на каждой стадии процесса производства новостей.

Новостные материалы будут обладать высоким качеством, пока они соответствуют показателям качества и удовлетворяют требованиям читателей.



Также на сайте:
Стандарты и устойчивое развитие Качество как капиталовложение, бизнес и глобальная конкурентоспособность: вызовы и возможности
Теория и практика кардинальных изменений

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?