Качество есть допустимая степень однородности и надежности при низких затратах и соответствии рынку. (Эдвард У. Деминг)

ISAS BC 9001: новый международный стандарт по теле- и радиовещанию



Гийом Шеневьер, президент Всемирного совета по радио и телевидению,
исполнительный директор фонда "Средства массовой информации и общество", Швейцария
Луи Бальме, профессор, доктор, вице-президент ISAS, Швейцария


Зачем нужно сертифицировать системы менеджмента качества вещательных компаний?

Доступ к информации является одним из основных прав человека; информация не менее важна, чем вода, пища, здоровье или свобода слова, она жизненно необходима для развития общества и демократии.

Средства массовой информации, особенно радио и телевидение, будучи основным источником информации для большинства людей на земном шаре, несут особую ответственность за то, чтобы этим правом в полной мере пользовались все люди в 21-м веке. В частности, они должны:

- как можно шире распространять достоверную информацию и знания;

- обеспечивать активное обсуждение общественных и политических проблем на местном, национальном и мировом уровне.

Всемирный Форум по электронным средствам массовой информации, который проходил в Женеве в декабре прошлого года в период проведения Всемирного саммита ООН по информированному обществу и собрал руководителей вещательных компаний из 122 стран, акцентировал как эту центральную задачу, так и многочисленные препятствия, политические и экономические, стоящие на пути ее решения. Поэтому для представителей средств массовой информации чрезвычайно важно разработать и внедрить всеобщие стандарты качества в этой области.

Для решения этой сложной задачи независимый швейцарский фонд "Средства массовой информации и общество" разработал процесс добровольной сертификации, впервые представленный на Форуме. На основе данного процесса вещательные компании, которые хотят повысить уровень своего качества и свой имидж, демонстрируя при этом приверженность социальному развитию и демократии, будут иметь возможность оценить свою деятельность путем проведения независимой, нейтральной проверки.

Фонд "Средства массовой информации и общество" совместно с двумя другими организациями (Всемирным советом по радио и телевидению, некоммерческой организацией, базирующейся в Канаде, и ISAS, частным органом по стандартизации и аккредитации) разработал новый международный стандарт по теле- и радиовещанию. Данный стандарт, ISAS BC 9001, охватывает теле- и радиовещание и Интернет.

ISAS BC 9001 был разработан на основе широко известного стандарта ИСО 9001, по которому менее, чем за 10 лет, были успешно сертифицированы 550000 компаний, как государственных, так и частных, в 160 странах мира и который в настоящее время признан всемирной базой для сертификации систем менеджмента качества.

img1

Рис. 1. Эволюция системы сертификации на основе стандартов ИСО серии 9000

Будучи построен на соответствии стандарту ИСО 9001, ISAS BC 9001 акцентирует внимание на вещательных компаниях, оценивая степень их соответствия следующим требованиям:

- удовлетворенность зрителей и слушателей;

- качество и достоверность информации;

- качество и разнообразие остальных программ помимо информационных;

- инновационный и творческий подход;

- независимость и открытость руководства;

- пропаганда и уважение этических норм;

- представление национальных меньшинств;

- всеобщая доступность;

- социальная значимость.

По каждому из этих требований ISAS BC 9001 устанавливает конкретные цели. Любая вещательная организация, которая стремится к удовлетворению данных требований, может подать заявку на проведение аудита независимыми аккредитованными специалистами. В случае успешного прохождения такого аудита Фонд "Средства массовой информации и общество" выдает сертификат соответствия на трехлетний срок и проводит ежегодную проверку соответствия.

Предыстория ISAS BC 9001

Решение о разработке данного стандарта явилось следствием стратегического плана Всемирного совета по радио и телевидению, утвержденного в ноябре 2001 года.

Стандарт ISAS BC 9001 был разработан в 2002 году женевским Фондом "Средства массовой информации и общество" при финансовой поддержке токийского фонда "Хосо Бунка", ЮНЕСКО, Федерального бюро средств связи (OFCOM) и швейцарского Агентства по развитию и сотрудничеству (SDC) в Берне. Стандарт основан на передовой практике мирового теле- и радиовещания.

В пяти странах (Канаде, Колумбии, Индии, ЮАР и Швейцарии) был проведен опрос. Трем рабочим группам в каждой из стран предстояло ответить на следующий вопрос:

"Каким должен быть критерий оценки электронных средств массовой информации (радио, телевидения и Интернета) с точки зрения содержания, формы и инфраструктуры, определяющих их вклад в развитие общества и демократию?"

  • 1-я группа: провайдеры (управляющие и работники теле- и радиокомпаний);
  • 2-я группа: пользователи (представители аудитории);
  • 3-я группа: специалисты (не относящиеся к провайдерам и известные своим опытом в данной области, как то: сотрудники регулятивных органов, пишущие журналисты, философы, социологи и т.п.).

Специфика вещательной индустрии

Для удовлетворения нужд и ожиданий всех заинтересованных сторон в стандарт были включены многочисленные требования, присущие вещательной индустрии, важность которых была признана в пяти выбранных для опроса странах и перечень которых был составлен Техническим комитетом. К ним относятся:

· Независимость и открытость

· Этические нормы и внутренняя политика

· Учет культурных особенностей

· Удовлетворенность аудитории

· Обеспечение доступа к средствам массовой информации

· Инновационный и творческий подход

Была также отмечена важность некоторых других проблем, а именно:

· Качество информации

· Социальная значимость

· Качество содержания

· Разнообразие содержания

· Обеспечение прав граждан

· Просветительская миссия

· Участие и интерактивность

· Плюрализм

· Выход в мир

· Компетентность сотрудников вещательной компании

· Коллективный вклад в решение социальных проблем

· Религиозные аспекты

· Составление программы передач

· Качество оборудования.

На Рис. 2 показан сложный характер вещательной индустрии.

На рисунке представлена идеальная схема взаимодействия основных участвующих сторон с распределением их взаимосвязей по трем категориям:

1 – финансовые потоки (зеленый цвет);

2 – влияние (синий цвет);

3 – петли обратной связи (красный цвет).

img2

Рис. 2. Специфика вещательной индустрии

Действительность во многих странах зачастую отличается от этой идеальной картины. Основными отличиями от идеальной модели являются следующие:

1 – Сильная зависимость вещательных компаний от правительства, которое является важным, зачастую главным источником финансирования и может оказывать давление путем использования правовых и политических средств, а также путем прямого вмешательства.

2 – Сильная зависимость вещательных компаний от рекламодателей, которые являются вторым основным источником финансирования, превалирующим в частной вещательной индустрии.

3 – Незначительное внимание, уделяемое удовлетворенности аудитории, которая в настоящий момент в основном определяется количественными показателями согласно правилу: "Хорошая программа – это программа, которая собирает наибольшее количество зрителей или слушателей". В целом обратная связь с аудиторией и гражданами слабо влияет на стратегию вещательных компаний.

4 – И наоборот, другие неофициальные петли связи, не показанные на схеме, начиная от рекламодателей и (или) владельцев средств массовой информации и кончая правительством, оказывают значительное влияние.

Стандарт ISAS BC 9001 ставит целью оказание помощи вещательным компаниям и всем заинтересованным сторонам в сбалансированной организации своего дела.

Преимущества для вещательных компаний

Основным преимуществом сертификации на основе стандартов ИСО является создание крепкой, лучше управляемой организации, которая более восприимчива к нуждам заказчиков, способна предоставлять более качественную продукцию или более качественные услуги, быстрее реагирует на изменения и в конечном итоге имеет больше возможностей для преуспевания. К конкретным преимуществам для вещательных компаний относятся следующие:

- большая степень доверия со стороны зрителей, слушателей, а, следовательно, и рекламодателей;

- большая эффективность вложений в содержание;

- снижение себестоимости производства;

- улучшение доступа к источникам информации;

- возможность привлекать и мотивировать высококлассных журналистов;

- независимое признание вклада в социальное развитие и демократию.

Порядок действий

Первым шагом является оценка современных систем менеджмента с трех отдельных и взаимодополняющих сторон:

- эффективность и производительность с акцентированием затрат на качество;

- восприятие системы менеджмента персоналом, заказчиками, поставщиками и другими участвующими сторонами;

- конкретные требования стандарта ISAS BC 9001, упомянутые выше.

На основании такой оценки компании получают подробные рекомендации по совершенствованию своей деятельности, которые должны быть реализованы для удовлетворения требований ISAS BC 9001.

Мы всегда готовы помочь вам в проведении оценивания наиболее действенным и экономичным способом.

Наши координаты:

MEDIA AND SOCIETY FOUNDATION

(ФОНД "СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБЩЕСТВО&quoy;)

67, rue de St Jean

CP 5256 - 1211 Genève

Tél:  +41 (0) 22 732 10 10

Fax: +41 (0) 22 738 07 11

info@certimedia.org





Также на сайте:
Измерение информационного качества
Стандарты и устойчивое развитие Качество как капиталовложение, бизнес и глобальная конкурентоспособность: вызовы и возможности

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?