Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле. (Сенека Луций Анней)

СОТРУДНИЧЕСТВО, КОНКУРЕНЦИЯ, ДЕМИНГ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ

Боб Робертсон - вице-президент фирмы "Sincron INC", оказывающей помощь российским производителям в налаживании связей с Западными партнерами. Обладает большим опытом работы по созданию и совершенствованию систем управления качеством, в том числе на ряде ведущих западных фирмах - производителях электронных компонентов. В России (в МИЭТе) прочел курс лекций "Подготовка инженеров по качеству" для зеленоградских специалистов по качеству и впервые в России организовал сертификацию Российских специалистов "Американским обществом контроля качества" (ASQC) по специализации: инженер по качеству, аудитор систем качества.

Статья написана специально для РАД
перевод Олега Зупника

  У. Эдвард Деминг без устали пропагандировал идею сотрудничества в работе взамен конкуренции. В обществе, которое в течение 70 лет рассматривало коллективизм и сотрудничество как своего рода религию, меня, как стороннего наблюдателя, захватывает возможность наблюдать результаты их проявления. Мне важно понять, почему они не работали в ключе, задуманном его архитекторами. На мой взгляд, этот тип коллективизма подавил человеческий дух, лишил рынок соперничества и породил посредственность среди потенциальных гигантов индустрии. Все это рухнуло под своим собственным весом, так и не сумев признать ценность каждой личности, огромного человеческого потенциала, требующего выхода.
   И вот возникла конкуренция, сопровождаемая всеми ее пороками, такими как внеклассовая жадность и беспринципность, которые обычно относят на счет капитализма. "Дивиденды следующего квартала важнее, чем долгосрочные планы", "То, что хорошо для "Дженерал Моторс" - хорошо для страны", "Цель оправдывает средства", "Все сойдет", "Человек человеку волк", и т.д. и т.п. Кажется, все вокруг поклоняются важности и силе доллара!
   С недавним уходом из жизни доктора Деминга мы вновь осознали его мощное влияние на мировую экономику, впервые проявившееся в Японии, затем в разной степени в его родных США, совсем недавно в Великобритании и вот теперь в России. В течение многих лет он говорил о сотрудничестве и конкуренции; его слова, никогда не умиротворяющие, разящие в самый корень "священных коров" касты высших руководителей корпораций. Он утверждал, что самые большие проблемы в производстве вызваны управлением.
   У компании "Синхрон" (Synchron INC.), есть видение Возрожденной России, индустриальной России, поставляющей ценные для мирового рынка товары. Именно это должно приносить в Россию твердую валюту - предмет огромной важности для ее возрождения. Мы ищем Российских производителей, способных выпускать такие товары, которые их западные партнеры могли бы предложить на рынках Запада. Это не означает эксплуатацию российского рынка западными товарами, как раз наоборот - использование рынка западного мира Российской продукцией.
   Я хотел бы объяснить некоторые из проблем, с которыми мы столкнулись в России. В течение того периода "коллективизма", когда государственные органы управляли рынком всей страны, каждый имел работу, у каждого производителя были потребители, каждая потребность нации удовлетворялась назначенным для этого поставщиком. Правительство говорило производителям, что выпускать, как много выпускать и какую устанавливать за это цену. Казалось бы, что может быть проще или эффективней? Все это было сотрудничеством в своей высшей форме. Но это не работало! Коллективизм упустил самую важную деталь - дух человека. Теперь; когда в новых условиях предприятия оказались под прессом свободного рынка, у них обнаружилось отсутствие инфраструктуры и понимания того, как надо решать проблемы маркетинга (т.е. как "показать ценность продукта потенциальному покупателю), ценообразования (как структурировать издержки на производство товара так, чтобы прибыль позволяла рассчитываться с рабочими и инвесторами); человеческого фактора (как преобразовать компанию, чтобы всем служащим стало лучше); потребителя (сделать его/ее исходным пунктом во всей цепочке приоритетов). Отсутствие такой инфраструктуры представляет существенную проблему для Российского возрождения.
   За время общения с потенциальными поставщиками из России, я обнаружил большое нежелание с их стороны делиться "секретами фирмы", такими как производственные мощности, объемы выпуска продукции или даже число работников. Они играют закрытыми картами (втемную), надеясь на такой заказ, когда им просто скажут, что нужно производить. Потом они бы удалились, выполнили бы заказ и вернулись с товаром, удовлетворяющим техническим требованиям. Зачем потребителю знать, как они выполняли его требования? Вроде бы все правильно. Но если это и было верно 30 лет назад, то сегодняшний потребитель на мировом рынке желает знать как можно больше о своих поставщиках.
   Именно это и имел в виду Деминг, говоря, что связь между потребителем и поставщиком должна основываться на сотрудничестве. Западные партнеры и потенциальные потребители хотят работать в одной команде, строя рассчитанные на долгие годы отношения с Российскими предприятиями. Их не интересуют возможности сорвать быстрый куш с единственного краткосрочного контракта. И они, эти западные заказчики - потребители не могут отделаться от ощущения огромного риска работы в России. Ощущение риска уменьшается прямо пропорционально тому, насколько хорошо западный заказчик знает своих Российских поставщиков. Одна из особенностей по-настоящему современного потребителя как раз и состоит в его желании помочь добиться успеха своему поставщику.
   Например, если бы я имел двух поставщиков компании А и В, отгружающих мне продукцию, которая всегда удовлетворяет техническим требованиям, я хотел бы еще знать, как они добиваются этого. Если бы поставщик А в основном полагался на контроль, отбраковывая товары, не удовлетворяющие требованиям допусков, я был бы озабочен уровнем его издержек производства. Мне, например, не хотелось бы снова посетить кафе, где, как я узнал, выбросили на помойку нескольких испорченных цыплят прежде чем получился один для моего ужина. Поставщик же В с его отлаженными процессами, непрерывно оценивающий показатели качества и воздействующий на них, непрерывно улучшающий эти процессы и уменьшающий изменчивость (вариабельность) продукции, сохранит свой бизнес на многие годы. Конечно же, я буду стремиться к многолетнему партнерству с поставщиком В. Но если я все же буду вынужден работать с поставщиком А, мне будет необходимо знать его потенциальные возможности и проблемы его производства с тем, чтобы я мог помочь ему уменьшить издержки производства. До тех пор, пока он не добьется финансовой стабильности, у нас не будет основы для длительного сотрудничества.
   Это и есть кратко то, что имел в виду Деминг, призывая к сотрудничеству между потребителями и поставщиками. Он испытывал отвращение к практике использования множества поставщиков для одной и той же продукции, стремления сбить цену без учета состояния финансов партнера. Почему мне следует беспокоиться о прибыли моих поставщиков? Это очень просто! Если дела твоих поставщиков не будут идти так же успешно, как твои, они не смогут оставаться твоими надежными партнерами - поставщиками в течение долгого времени.
   Чрезвычайно важно, чтобы потребитель и поставщик работали одной командой в направлении их общего обоюдного успеха. Но они могут это сделать и помочь друг другу как надежные члены одной команды только в том случае, если они знают, как работает их партнер.
   Все это, естественно, подразумевает, что потребитель знает, каким образом его поставщики достигают требований технических условий. Это предполагает принятие помощи и оказание помощи, в свою очередь, там, где это необходимо.
   Наследство прошлого стиля неэффективного управления трудно преодолеть. Некоторые считают, что должно уйти целое поколение людей, пока Россия приблизится к открытой преуспевающей рыночной структуре экономики. Мы более оптимистичны и думаем, что конкуренция свободного рынка будет стимулировать развитие сотрудничества по всей цепи поставщиков-потребителей, ради достижения успеха и получения твердой валюты с тем, чтобы началась цепная реакция Российского Возрождения. Отсутствующая часть инфраструктуры, упомянутая ранее, - это именно то, что "Синхрон" привносит в деловые отношения со своими российскими партнерами. Наш опыт в этой области также будет способствовать возрождению.
   Деминг понимал конкуренцию. Он прежде всего имел в виду ее, когда говорил: "Удовлетворение потребителя еще не все: вы обязаны превзойти ожидания потребителя, чтобы повысить свою репутацию и обезопасить свое будущее". Это предполагает движение в ногу с конкурентами. Он понимал и сотрудничество. Он не выплескивал ребенка (конкуренцию) вместе с водой для крещения (пороки конкуренции). Он не выплескивал ребенка (сотрудничество) вместе с водой (бездарность, безынициативность, лень).
   Он подыскал нужное место для обеих. Задача состоит в том, чтобы, развивая сотрудничество внутри команд и конкуренцию между командами, начать процесс Возрождения России.
   Существует еще один интересный и важный побочный эффект при совместной командной работе. Из нашего опыта очевидно, что у людей, работающих в преуспевающей команде, открываются дополнительные источники энергии. И для ветеранов Второй Мировой войны, которые гордо носят орденские планки, и для энтузиастов второй лиги футбола с их необузданными эмоциями, этот факт совершенно очевиден. Люди расцветают в сильной команде! Есть ли какие-нибудь сомнения, что и в производственной области самые потрясающие взлеты происходят на фирмах, где рабочие чувствуют себя командой победителей. Деминг был абсолютно прав, когда говорил, что нужно поощрять каждого работника предлагать улучшения на своем рабочем месте и иметь возможность улучшать его; что необходимо поощрять работников за активное использование своей головы, а не только рук. Это должно стать всеобщей идеей: производство является или должно являться командным видом спорта! Каждый член этой команды должен знать, почему важно то, что он делает, и, как он вносит свой вклад в общий успех. Это должно стать характерной особенностью Российского Возрождения. Сможет ли Российская промышленность освоить эти методы, которые необходимы для вхождения в 21-ый век в качестве активного конкурента на мировом рынке? Мы верим, что она сможет, и что она станет. Использование методов, предложенных доктором У.Эдвардом Демингом, должно стать основой этого процесса.






Также на сайте:
ИЗМЕРЯЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМК
Советы консультанта: Откуда входит качество

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?